Балкон        26.02.2024   

Устный огэ по русскому языку. Фипи представил проект устной части экзамена по русскому языку. Оценивание экзаменационных работ

Так что без серьезной подготовки тут не обойтись. ОГЭ по русскому – это обязательный экзамен, который определяет для школьника его аттестационную отметку и позволяет поступить в профильный гуманитарный класс.

Впрочем, среди учеников есть и такие, которые считают русский не слишком сложным предметом. Они полагают, что язык, на котором происходит ежедневное общение, переписка в социальных сетях, просмотр фильмов и передач, можно сдать без особых трудностей. Такое мнение подвело многих девятиклассников – ОГЭ по данному предмету включает множество разнообразных заданий, выявляющих умение пользоваться литературными языковыми нормами, а также понимание правил лексики, грамматики, синтаксиса и пунктуации.

Еще одно новшество в ОГЭ – говорение, которое вызывает сложности у ребят, не привыкших грамотно выражать свои мысли. Давайте разберемся, на что стоит обратить внимание при подготовке к данному экзамену, в какие даты он пройдет, и какие изменения могут быть внедрены в КИМы 2018 года.

Демонстрационный вариант ОГЭ-2018

Даты ОГЭ по русскому языку

Согласно предварительному расписанию экзаменации, русский язык нужно будет сдавать в такие даты:

  • досрочная экзаменация – 25.04.2018. Резервный день – 4.05.2018;
  • основная дата ОГЭ – 29.05.2018. Резервом станет 19.06.2018;
  • дополнительный экзамен – 4.09.2018. В качестве резерва указана дата 17.09.2018.

Регламент и особенности проведения экзамена

Профильная комиссия, отвечающая за разработку КИМов по русскому языку, сообщила, что в 2018 году в билетах не будет никаких изменений.

Работать с КИМом ученик сможет на протяжении 235 минут. На данном ОГЭ ученики смогут использовать предоставленный им в аудитории орфографический словарь. На этом перечень предметов, разрешенных на экзамене по русскому языку, заканчивается. Не берите с собой смартфоны, заметки с правилами и исключениями, не пытайтесь пронести гарнитуру или мини-наушники, надеясь обмануть наблюдателей и списать. Любые противоправные действия приведут лишь к одному итогу – удалению из класса и двойке за ОГЭ.

Структурная и содержательная часть билета

КИМы по данному предмету разработаны так, чтобы оценить подготовку выпускников 9-х классов во всем, что касается русского языка. На основании результатов данного ОГЭ комиссия делает выводы о том, стоит ли зачислить конкретного школьника в профильный лингвистический класс и выдать ему аттестат об окончании средней школы. Начиная с 2017 года, ОГЭ включает в себя письменную и устную части, о каждой из которых стоит поговорить отдельно.


Начинайте подготовку к ОГЭ осенью, чтобы успеть проработать весь материал

Письменная часть экзаменации

При работе с билетом школьникам предстоит продемонстрировать свои умения в использовании письменной речи, а также языковые навыки лингвистического, аналитического и классификационного характера, понимание правил грамматики, стилистики, пунктуации и орфографии, умение осуществлять коммуникации с окружающими через письмо. Билет состоит из трех частей, в которых содержатся 15 заданий разного уровня сложности:

  • первая часть – одно задание в форме изложения по прослушанному тексту. Максимум баллов, которые можно получить за эту часть, равен 7. Аудиофайл с текстом будет прокручиваться два раза. Во время первого прослушивания ученики могут делать пометки на черновом бланке. Затем школьникам предоставят 3 минуты, чтобы они смогли осмыслить свои записи и понять, какие аспекты ускользнули от них при прослушивании текста. После этого запись ставится повторно. После этого девятиклассники будут иметь возможность переписать свои мысли на чистовой бланк;
  • вторая часть – задания под номерами с 2 по 14, предусматривающие краткий ответ ученика. В данной части школьникам предстоит самостоятельно формулировать ответ или же выбирать и записывать его из предлагаемого в КИМе списка. Работа проводится на основании выданного с билетом текста. Правильный ответ на каждое задание принесет вам 1 балл, максимальное число баллов за вторую часть КИМа исчисляется 13 баллами;
  • третья часть – задание под номером 15. Ученикам предоставят 3 темы, среди которых нужно выбрать одну и написать сочинение. Максимум баллов за третью часть – 9.

Отметим, что в данном ОГЭ отдельно выставляются баллы за грамотную и точную речь ученика в изложении и сочинении (максимум – 10 баллов). Всего за КИМ можно набрать 39 первичных баллов.

Устная часть экзамена по русскому языку (говорение)

Ученикам 9-х классов, которые будут проходить ОГЭ в 2018 году, предстоит сдавать не только письменный, но и устный экзамен по русскому языку. По некоторым сведениям, говорение будет проходить первым, и именно оно определит допуск ученика к письменной части ОГЭ. Говорение направлено на выявление коммуникативных навыков школьников. Оно проверит умение вести монолог и диалог, способность читать тексты с интонацией и эмоциональной окраской, а также пересказывать прочитанное, обосновывая свои высказывания.


В 2018 году девятиклассники не смогут отделаться одним только письменным экзаменом. Помимо сочинения и тестов им придется сдавать говорение!

Структурно КИМ состоит из четырех частей, каждая из которых является отдельным заданием:

  • первое задание – чтение научно-публицистического фрагмента. За данную часть можно набрать 2 балла;
  • второе задание – ученику предстоит пересказать прочитанное, привлекая дополнительную информацию и комментируя свои высказывания. Это задание также может принести 2 балла в вашу копилку;
  • третье задание – монолог на выбранную тему. Он может быть оценен максимум в 2 балла;
  • четвертое задание – диалог с экзаменатором, который может поставить за ответ до 3 баллов.

Отдельно оценивается соблюдение литературных языковых норм при выполнении первого и второго задания – тут можно заработать до 2 баллов. Речевое оформление ответа при работе с заданиями номер три и четыре оценивается еще в 3 балла. Максимум первичных баллов за говорение равен 14.

Скорее всего, в говорении будут предложены тексты, рассказывающие о жизни . Баллы за устный экзамен в отметки переводиться не будут – ученик получает либо «зачет», либо «незачет». Для успешной сдачи говорения, по предварительной информации, придется набрать хотя бы 50% первичных баллов.

Перевод баллов в отметки для аттестата

Шкала, по которой производится пересчет баллов за письменную часть экзамена в аттестационные отметки, выглядит следующим образом:

  • от 0 до 14 баллов – твердая «двойка»;
  • от 15 до 24 баллов – оценка «три»;
  • от 25 до 33 баллов – оценка «четыре». При этом хотя бы 4 балла нужно получить за грамотность. В случае, если за грамотность набрано менее 4 баллов, ученику ставится оценка «удовлетворительно»;
  • от 34 до 39 баллов – отметка «пять». Однако получение пятерки также требует соблюдения определенного условия: если за грамотность ученику было выставлено менее 6 баллов, он получает «четверку».

При распределении учеников в профильные лингвистические классы преимущество будет у ребят, которые наберут за письменную часть работы 31 балл и выше.

Как подготовиться к ОГЭ по русскому языку?


Приучите себя писать сочинения, и тогда сдача ОГЭ не вызовет у вас проблем

Наличие устной и письменной части экзамена говорит о том, что ученикам придется хорошенько попотеть, чтобы освоить все виды языковой деятельности. Специалисты профильных комиссий рекомендуют школьникам уделить внимание таким моментам:

  • повторить и отработать все правила и исключения, встречающиеся в школьной программе русского языка;
  • отточить применение языковых норм путем регулярного написания диктантов и изложений. При написании изложений засекайте время, чтобы научить себя в отведенное время выбирать тезисы и кратко их записывать на черновике;
  • написать хотя бы 10-15 сочинений на темы, предлагаемые в КИМах прошлых лет. Вам придется выделить главную проблему, прокомментировать ее, показать свои навыки в проведении аналогий и знание подходящих цитат. Помните – комиссия в первую очередь оценивает понимание темы и умение писать, не отвлекаясь от авторской мысли. Если уйдете в сторону или попытаетесь выехать на общих фразах, то рискуете получить за сочинение 0. Хорошее сочинение можно написать только в том случае, если вы в течение года будете читать классиков мировой и российской литературы и критические статьи по основным произведениям из школьной программы;
  • устная часть, как правило, касается обсуждения выдающихся российских деятелей. Посмотрите интересные программы, почитайте публикации о жизни и деятельности Юрия Гагарина, Циолковского, Пирогова, а также других знаменитых художников, писателей и ученых. Пересказывайте прочитанное родителям и друзьям, чтобы отработать навык красивой и грамотной устной речи;
  • регулярно читайте художественные и публицистические тексты вслух, работая с интонацией и ударениями.

Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Раздел «Говорение»

Эта памятка поможет учащимся 9 классов поэтапно подготовиться к сдаче устной части ОГЭ по русскому языку (задание №3 «Монологическое высказывание»: описание фотографии). Работая с памяткой, учащиеся научатся грамотно и правильно выстраивать монологи на заданные темы в соответствии с типом речи, отличающиеся композиционной стройностью и логической завершённостью, выделять не только основные, но и второстепенные детали фотографии, развивать лексический запас.

Словарик синонимов-терминов,

используемых в описании фотографии

Сфотографировать -сделать снимок, снять, запечатлеть.

Изобразить -показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать.

Увидеть -заметить, приметить, подметить, уловить, разглядеть, рассмотреть.

Фотография -снимок, изображение, фото, фотоснимок.

Фотограф -автор фотографии(снимка), фотохудожник, мастер.

Подготовка к описанию фотографии

1.Внимательно рассмотрите фотографию.

2.Какое событие(явление) изображено на фотографии?

3.Почему фотограф запечатлел именно этот момент?

4.Назовите наиболее выделяющиеся детали (героев) фотографии.

5. Подробно опишите изображённое на фотографии:

Главного(главных) героев;

Его внешний облик: примерный возраст, рост, лицо, волосы, телосложение, одежду(цвет, сезонность);

Занятие(ия);

Позу, жесты, мимику, динамику движения;

Контакт(взаимоотношения) между героями;

Настроение героев в момент съёмки, определить взаимосвязь настроения с занятием героя(ев) (эмоции).

6.Опишите предметы, находящиеся на переднем плане, на заднем плане, в центре фотографии, слева, справа.

7.Что фотограф использует для воплощения своего замысла(крупный план, цвет, яркие детали)?

8.Что больше всего привлекает в фотографии?

9.Какие эмоции(чувства, мысли, переживания) вызывает фотография лично у вас?

Примерные предложения для описания фотографии

Вступление:

Передо мной фотография(фотоснимок), и я хочу её(его) описать…

Этот снимок - жанровая зарисовка (сцена из жизни, интересная жизненная история) передающая сцену из повседневной(праздничной, будничной, школьной…) жизни…

Я вижу яркую, многоплановую картину из повседневной(праздничной, школьной и т.д.) жизни…

Мне интересен этот снимок(фото, фотография...), и я попробую подробно его описать…

Предложенная для описания фотография интересна тем, что…

Основная часть:

Переходим к описанию…

Цель фотографа-передать настроение, эмоции (школьников, семьи, путешественников, друзей…) в момент (активного отдыха, путешествия, праздника, школьного мероприятия и т.д.)

Цель фотографа – не столько выполнить точное, детальное изображение (кого?чего?), сколько передать (впечатления, настроение, эмоции, характер человека, людей и т.д.)

Нельзя не сказать о деталях фото, притягивающих внимание…

На переднем плане фото(прямо перед нами) изображены…фотограф запечатлел(изобразил на снимке) и т.д.

Задний план снимка занимает …

Вдалеке открывается чудесный (интересный, неповторимый) вид…

Слева от(справа от…)

Описание героев фото(пол, примерный возраст, волосы, рост, руки, ноги, одежда(цвет, удобство), позы(движения, жесты), мимика(лицо, эмоции) и т.д.

Фото с точностью передаёт внутреннее состояние человека, его настроение…

Фото не только фиксирует внешние черты, но и передаёт характер героев в момент(игры, отдыха, совместного труда и т.д.)

Передать атмосферу изображаемого события помогает…

Фотограф чувствует всё напряжение и динамику героев в момент (игры, состязания, мероприятия и т.д.)

Фотографу словно удалось остановить мгновение…

Снимок удивительно динамичен (или: привлекает живописность, поэтичность изображения…спокойствие, неторопливость, связанные с …)

!!! Можно использовать фразы: я думаю, мне кажется, по всей вероятности и т.д.

Предполагать, но не фантазировать

Заключение:

Завершая описание, хочется отметить…(мне хочется высказать своё мнение о…)

Нельзя не отметить талант фотографа, умеющего передать (который смог добиться …чего?…)

Фото захватывает реалистичностью изображаемого(правдой жизни, неповторимостью мгновений и т.д.)

Снимок лично у меня оставил доброе(хорошее, позитивное) впечатление…

Снимок замечательный(интересный). Он,безусловно, пополнит чью-то домашнюю коллекцию фото.

Такие фотографии, без сомнения, были и будут лучшими в семейных фотоальбомах и т.д.

Используемая литература:

ФИПИ Образцы контрольных измерительных материалов для раздела «Говорение» в Государственной итоговой аттестации по русскому языку. Москва,2017

Тренажёр ОГЭ. Русский язык. Подготовка к устной части. Раздел «Говорение». Г.Т.Егораева. Москва. Издательство «Экзамен»,2018

Устная часть ОГЭ по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к ГИА.

Устная часть по русскому языку ОГЭ 2018 - демоверсия от ФИПИ

Дополнительные материалы и оборудование

Для проведения устной части экзамена могут использоваться лингафонные кабинеты с соответствующим оборудованием.

Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты.

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.

В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.

В задании 4 (диалог) Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. Всё время ответа ведётся аудио - и видеозапись.

Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ русский язык устная часть

Каждый вариант КИМ состоит из четырёх заданий базового уровня сложности, различающихся формой заданий.

Задание 1 – выразительное чтение вслух текста научно - публицистического стиля.

Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.

Задание 4 – участие в диалоге.

Все задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Ответ на задание 1 (чтение текста) работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за чтение – 2. За верное выполнение задания 2 (пересказ текста с привлечением дополнительной информации) выпускник получает 4 балла. Соблюдение норм современного русского литературного языка во время работы с текстом оценивается отдельно.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 1 и 2, – 4 балла.

Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 10. Оценка ответа на задание 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за монологическое высказывание – 3.

Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик за выполнение задания 4, – 2. Соблюдение норм современного русского литературного языка при ответе оцениваются отдельно.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 3 и 4, – 4 балла.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей устной части, – 19. Ученик получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.

При ознакомлении с демонстрационным вариантом устного собеседования по русскому языку следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всего содержания, которое может проверяться с помощью вариантов контрольных измерительных материалов.

Проверка и оценивание основных видов речевой деятельности: говорение.

Новые подходы.

Татьяна Николаевна Малышева,

заместитель председателя ФПКР КИМ для проведения государственной итоговой аттестации

по русскому языку ФГБНУ «ФИПИ»

Формат экзамена

1. Беседа с учителем

2. Работа в парах

3. Компьютер

Общие подходы:

    Коммуникативный подход

    Неподготовленная речь

    Монолог + диалог

    Описание, повествование, рассуждение

    Выразительное чтение вслух

Выразительное чтение вслух

Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1.5 минуты на подготовку.

Отрывок из книги Ивана Сергеевича Соколова – Микито́ва «Звуки земли»

Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли матерью-землёю. Звуки земли драгоценны. Перечислить их, пожалуй, невозможно. Они заменяют нам музыку.

Я с радостью вспоминаю звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех ли времён осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю лесные таинственные звуки, дыхание пробудившейся родной земли. И теперь волнуют и радуют они меня. В ночной тишине ещё отчётливее слышу дыхание земли, шелест листка над поднявшимся из земли свежим грибом, трепетание ночных лёгких бабочек, крик петуха в ближайшей деревне.

А как хорошо, незабвенно каждое новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начинают радостно петь птицы. Полнится жизнью пробудившийся лес! В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё серебристее звенят ручьи, душистее пахнут лесные травы, и аромат их чудесно сливается с музыкальной симфонией утра.

Критерии оценивания выразительного чтения

Выразительность речи

Правильность речи (Соответствие речи языковым нормам)

Речь правильная (соответствует языковым нормам): отсутствует искажение слов (или допущена 1 ошибка), ударение в словах поставлено верно (или допущена 1 ошибка). Интонация передаёт пунктуацию текста (или допущена 1 ошибка). Темп чтения высокий. 2

Речь правильная (соответствует языковым нормам), но присутствует искажение слов (допущены 2-3 ошибки), и/или в постановке ударения допущено 2-3 ошибки, и/или интонация в целом передаёт пунктуацию текста, но допущено 2-3 ошибки. Темп чтения высокий. 1

Речь содержит значительные ошибки (частично соответствует языковым нормам): присутствует искажение слов (более 3 ошибок), в постановке ударения допущено более 3 ошибок. Интонация неточно передаёт пунктуацию текста (допущено более 3 ошибок). Темп чтения невысокий.. Понимание речи затруднено.0

Максимальное количество баллов за всё задание – 3

Монологическое высказывание. Беседа по монологу

Задание 2. Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. В аше высказывание не должно занимать более 2 минут.

1. Опишите фотографию.

2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.

Не забудьте рассказать

в каком музее Вы были;

когда и с кем;

что вы увидели;

что понравилось и запомнилось больше всего.

Вопросы для беседы ( Карточка для учителя)

1. Какие музеи Вам больше нравятся: исторические, художественные, научно-технические или естественнонаучные?

2. Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему?

3. Слышали ли Вы о виртуальных музеях? Какими возможностями, на Ваш взгляд, они обладают?

Описание фотографии

2

но 1

или 0

2

но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1

или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0

Смысловая цельность

2

но 1

0

2

но

или /и

но прослеживается 1

0

Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение участвовать в беседе: слушать и понимать вопросы собеседника, давать точные и полные ответы на вопросы, был вежлив и корректен. 2

Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение участвовать в беседе, но не всегда проявлял умение слушать и понимать вопросы собеседника, давал неточные или /и неполные ответы на вопросы(совершил более 2 коммуникативных ошибок), не всегда 1

Взаимодействие с собеседником не достигнуто, экзаменуемый не проявил умения участвовать в беседе: не понимал сути вопросов, не давал ответов (совершил более 4 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), или был невежлив и некорректен. 0

Максимальное количество баллов за всё задание - 10

*Примечание.

Диалог в парах

Задание 2. Обсудите, нужна ли в школе форма? При обсуждении дайте ответы на следующие вопросы:

Есть ли у Вас в школе форма?

Чем удобна школьная форма?

Почему ученики часто не любят носить школьную форму?

Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета?

Опишите одежду, в которой бы вы хотели видеть учеников в своей школе.

Критерии оценивания диалога в парах

Решение коммуникативной задачи (каждое направление беседы оценивается 1 баллом)

Коммуникативная задача решена; мысли излагаются логично, последовательно, речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. 1*5

Коммуникативная задача не выполнена;

или

и /или 0

Взаимодействие с собеседником

2

не всегда не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 1

не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), или был невежлив и некорректен. 0

Максимальное количество баллов за всё задание -7

Условный диалог. (Интервью)

Задание 2. Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы.

1. Есть ли у Вас в школе форма?

2. Чем удобна школьная форма?

3. Почему ученики часто не любят носить школьную форму?

4. Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета?

5. Опишите одежду, в которой бы Вы хотели видеть учеников в своей школе.

Критерии оценивания условного диалога

Решение коммуникативной задачи (1 баллом оценивается ответ на каждый вопрос)

Ответ на вопрос

Коммуникативная задача решена: дан полный ответ на поставленный вопрос, мысли излагаются логично, последовательно, речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. 1*5

Коммуникативная задача не решена: ответ на вопрос не дан или дан односложный ответ (слово, словосочетание);

или мысли излагаются нелогично, непоследовательно;

или речь отличается бедностью и неточностью словаря, используются однообразные синтаксические конструкции. 0

Максимальное количество баллов за всё задание - 5

Монологическое высказывание с элементом диалога


Задание 3.

1.Опишите фотографию.

Не забудьте рассказать

когда проходил праздник;

чему был посвящён;

кто принимал участие;

Критерии оценивания монологического высказывания с элементом диалога

Описание фотографии

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию. Фактические ошибки отсутствуют. 2

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1

Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел описать фотографию, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0

Повествование о личном жизненном опыте

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте. Фактические ошибки отсутствуют. 2

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1

Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел рассказал о своём личном жизненном опыте, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0

Смысловая цельность

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. 2

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки (не более 2). 1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (более 2). Коммуникативный замысел понимается с трудом. 0

Выразительность и точность речи

Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью выражения мысли, разнообразием грамматических конструкций. 2

Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций,

но есть нарушения точности выражения мысли,

или /и высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью словоупотребления, но прослеживается однообразие грамматических конструкций 1

Высказывание экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций 0

Взаимодействие с собеседником

Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу, владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 2

Взаимодействие с собеседником достигнуто, но экзаменуемый не всегда проявлял умение задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу (совершил более 2 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 1

Взаимодействие с собеседником не достигнуто, экзаменуемый не проявил умения задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу (совершил более 4 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), или был невежлив и некорректен. 0

Максимальное количество баллов за всё задание -10

*Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критериям «Описание фотографии» и «Повествование о личном жизненном опыте», то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

Если экзаменуемый получил 0 баллов по одному из критериев «Описание фотографии» или «Повествование о личном жизненном опыте», то по критериям «Смысловая цельность» и «Выразительность речи» максимальный балл уменьшается до 1 балла.

Монологическое высказывание

Задание 3. Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.

1.Опишите фотографию.

2. Расскажите о своём школьном празднике, который запомнился больше всего.

Не забудьте рассказать

когда проходил праздник;

чему был посвящён;

кто принимал участие;

что понравилось больше всего.


Критерии оценивания монологического высказывания

Описание фотографии

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию. Фактические ошибки отсутствуют. 2

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1

Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел описать фотографию, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0

Повествование о личном жизненном опыте

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте. Фактические ошибки отсутствуют. 2

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1

Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел рассказал о своём личном жизненном опыте, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0

Смысловая цельность

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. 2

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки (не более 2). 1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (более 2). Коммуникативный замысел понимается с трудом. 0

Выразительность и точность речи

Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью выражения мысли, разнообразием грамматических конструкций. 2

Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций,

но есть нарушения точности выражения мысли,

или /и высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью словоупотребления, но прослеживается однообразие грамматических конструкций 1

Высказывание экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций 0

Максимальное количество баллов за всё задание - 8

*Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критериям «Описание фотографии» и «Повествование о личном жизненном опыте», то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

Если экзаменуемый получил 0 баллов по одному из критериев «Описание фотографии» или «Повествование о личном жизненном опыте», то по остальным критериям «Смысловая цельность» и «Выразительность речи» максимальный балл уменьшается до 1 балла.

Русский язык ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПОДГОТОВКА К УСТНОЙ ЧАСТИ (ГОВОРЕНИЕ)

Учитель: Лыткина В.В.

МБОУ «Вилюйская СОШ №1 им. Г.И. Чиряева


УСТНАЯ ЧАСТЬ ОГЭ

  • В этом году участие добровольное, и результаты собеседования не будут влиять на допуск к ГИА.
  • Обязательным такое испытание станет с 2019 года. Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.
  • Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись .
  • Устное собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах . Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет» .
  • Количество баллов:
  • Чтение - 2 б, пересказ - 4 б + речь и выполнение заданий 4 = макс.10б
  • Монолог – 3б, диалог - 2б + речь и выполнение заданий 4 = макс.9 б
  • Общее количество баллов за всю работу – 19 баллов.
  • Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.

Задания устной части ОГЭ

  • Задание 1 – чтение небольшого текста вслух. Тексты для чтения будут содержать информацию о выдающихся людях прошлого и современности. Время на подготовку – 2 минуты.
  • Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты).
  • Выполняя задание 3, необходимо построить связное монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута.
  • Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. Время на подготовку - без подготовки. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.

1.Выразительное чтение вслух

Задание. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.

2.выделить ключевые слова

3. выбрать темп и интонацию чтения (спокойная, шутливая, взволнованная и т.д.)

4.соблюдать интонирование (восходящая/нисходящая)

Максимальное количество баллов: 2 балла.


2.ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА С ВКЛЮЧЕНИЕМ ПРИВЕДЕННОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Задание. Прочитайте и перескажите текст, включив в него приведенную ниже цитату. У Вас есть 1 минута на подготовку!!!

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ:

3. Найти главную и второстепенную информацию, затем исключить их.

4. Не надо запоминать текст слово в слово. Лучше уловить суть сказанного. Детали при пересказе можно опустить.

5. ПЕРЕСКАЗАТЬ ТЕКСТ

6. Для ввода в текст можно использовать фразы:

Как сказал известный учёный…

По этому поводу поэт (ФИО) произнёс…

Максимальное количество баллов: 4 балла

2. Пересказ текста

2016 году дирижер Валерий Гергиев приехал с оркестром Мариинского театра в Сирию. В Сирию, где смертельно опасно.

Зачем? Приехал дать концерт. Баха сыграть над руинами. Прокофьева. Родиона Щедрина. Акция получила название «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены».

«Когда-то в Северной Ирландии взорвали школу, мы давали концерт, - вспоминал он недавно. – Концерт прозвучал на всю Великобританию. Я лично давал концерт в Амстердаме, когда страшное цунами в Таиланде унесло жизни тысяч людей. После нескольких землетрясений в Японии – с оркестром Венской филармонии давали концерт, собирали средства для пострадавших. А оркестр Венской филармонии давал благотворительный концерт, собирали средства для Беслана…»

Теперь вот Пальмира. Город из учебников истории. Амфитеатр Пальмиры не очень приспособлен для симфонического оркестра. Но ярусы древнего театра под открытым небом были заполнены зрителями до отказа. А сколько еще народу по всему миру прильнуло к мониторам компьютеров, к телевизорам – выступление музыкантов под управлением маэстро Валерия Гергиева транслировали телеканалы.

Концерт завершился, а звуки музыки будто плыли еще долго в зыбком расплавленном воздухе. Звуки человеческой жизни. Звуки надежды.

Зачем это было Гергиеву? А зачем это нужно всем нам? Чтобы жить. Чтобы помнить, кто мы и откуда. И людьми оставаться.


Пересказ текста

  • Цитата

В режиме видеоконференции на связь с Пальмирой вышел Президент России В.В.Путин. «Этот концерт – память о жертвах террора и знак надежды. Память о всех жертвах террора, вне зависимости от места и времени совершения преступлений против человечности, - сказал глава государства. – И конечно, надежды не только на возрождение Пальмиры как достояния всего человечества, но и на избавление современной цивилизации от международного терроризма».


Примерный пересказ текста

В 2016 году дирижер Валерий Гергиев приехал с Мариинским театром в Сирию, чтобы дать концерт, исполнить над руинами произведения Баха, Прокофьева, Щедрина. Акция получила название «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены».

Маэстро часто выступает в разных странах. Он давал концерты в Великобритании, в Амстердаме, когда цунами в Таиланде унесло жизни тысяч людей, после землетрясений в Японии.

Теперь концерт проходил в Пальмире. Амфитеатр города не очень приспособлен для симфонического оркестра, но зал под открытым небом был заполнен до отказа. Много народу по всему миру смотрели трансляцию.

В режиме видеоконференции на связь с Пальмирой вышел президент России В.В.Путин. «Этот концерт – память о жертвах террора и знак надежды. Память о всех жертвах террора, вне зависимости от места и времени совершения преступлений против человечности, - сказал он. - И конечно, надежды не только на возрождение Пальмиры как достояния всего человечества, но и на избавление современной цивилизации от международного терроризма».


Задание. Вам дается 1,5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.

Описание содержания задания. Вас необходимо составить высказывание по фотографии, используя подсказки в задании. Средний темп речи человека составляет 100-120 слов в минуту. В течение 2 минут можно произнести текст объёмом в 150-200 слов.

Максимальное количество баллов: 3 балла.


Беседа по монологу

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ:

  • Прочитать формулировку задания, определиться с темой.
  • Рассмотреть фотографию, выделить в ней главное, обратить внимание на детали.
  • Составить описание фотографии.

Можно использовать клише

На фотографии мы видим…

В центре (на переднем плане, на заднем плане)…

Можно предположить, что…

4. Ответить на вопросы, используя клише.

Я думаю (считаю, полагаю)…

Мне кажется…

Могу высказать предположение…

На основе своего жизненного опыта могу утверждать, что…


3. Монологическое высказывание. Беседа по монологу

Задание. Вам дается 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.

1). Опишите

фотографию.

(Спортивные

соревнования)


3.Монологическое высказывание. Беседа по монологу

2. Расскажите о спортивных соревнованиях, которые запомнились Вам больше всего.

Не забудьте рассказать (опора):

кто с кем соревновался,

в каком виде спорта,

Где происходили соревнования,

Что понравилось и запомнилось больше всего.

Вопросы для беседы

  • Какие виды спорта Вам больше всего нравятся: индивидуальные или командные? Какие виды спорта развиты в Вашем регионе?
  • 2. Как вы считаете, с какой целью люди занимаются спортом?
  • Знаете ли Вы спортсменов, которые добились больших успехов? Как Вы думаете, благодаря чему они пришли к такому результату.

3. Монологическое высказывание. Беседа по монологу

Примерное высказывание:

На фотографии запечатлен драматичный момент соревнований лыжников – одновременный финиш двух спортсменов. Мы видим, как они счастливы, что пришли к финишу, что годы тренировок принесли свои плоды и привели к долгожданной победе. Один из них, поднявший руки – победитель этих гонок. Этот лыжник уверен в своей победе. Возможно, что победителя может определить фотофиниш.


3. Монологическое высказывание. Беседа по монологу

2. Примерный рассказ о соревнованиях.

Один из первых шагов на пути к спортивному успеху я сделала в прошлом году, когда в первый раз поехала с командой на региональные соревнования по волейболу в город Якутск. Я мечтала об этом, ждала поездки и была счастлива, когда тренер Наталья Владимировна назвала меня в числе игроков, которые поедут на турнир! Мне было оказано доверие, но на меня свалился груз ответственности. Как мне было страшно! Я не могу сказать, что дни соревнований стали самыми удачными в моей спортивной жизни. Теперь я немного представляю себе, что такое соревновательный дух, о котором часто говорил папа.

Соревнования помогли мне увидеть в себе недостатки, над которыми ещё так долго и много работать. Конечно, случаются неудачи. Но зато сейчас я знаю, что каждый раз в ходе игры смогу выполнить уверенную подачу мяча. Волейбол научил меня не бояться неудач, и даже если произойдет «сбой», я уже не боюсь того, что скажут мои соперники и друзья.


3. Монологическое высказывание. Беседа по монологу

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

1.Какие виды спорта Вам больше всего нравятся: индивидуальные или командные? Какие виды спорта развиты в Вашем регионе?

Мне нравятся командные виды спорта, общение в коллективе. Я люблю индивидуальные виды спорта, так как успехи и неудачи зависят только от тебя, есть возможность проверить свои силы, победить соперников, добиться своей цели.

2.Как Вы считаете, с какой целью люди занимаются спортом?

Люди занимаются спортом, потому что им это нравится, потому что они хотят быть здоровыми и красивыми, сильными и уверенными в себе.

3 . Знаете ли Вы спортсменов, которые добились больших успехов? Как Вы думаете, благодаря чему они пришли к такому результату?

Я знаю российского биатлониста Антона Шипулина. Он мастер биатлона, олимпийский чемпион и чемпион мира в эстафете, многократный победитель и призер этапов Кубка мира. Его признают одним из титулованных российских спортсменов.


4.Условный диалог (интервью)

Задание. Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов . Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы . На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.

Максимальное количество баллов: 2 балла.

Описание содержания задания. Вам необходимо составить условный диалог по заданной теме. Представьте, что Вы даете интервью, отвечая на предложенные вопросы. Необходимо дать полный ответ, излагать мысли логично, последовательно, следить за богатством и точностью лексики, разнообразием синтаксических конструкций.

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ.

  • Прочитать формулировку задания, определиться с темой.
  • Прочитать пять вопросов по теме, проанализировать.
  • Определить, ответы на какие вопросы потребуют доказательств и примеров.
  • Последовательно ответить на вопросы.

4.Условный диалог (интервью)

Задание 1.

Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы.

1.Нужно ли дарить друг другу подарки?

2.В каких ситуациях принято дарить подарки?

3.Как следует выбирать подарок?

4.Согласны ли Вы с тем, что хороший подарок должен быть дорогим?

5.Как Вы понимаете смысл выражения «Дорог не подарок, дорого внимание»?


Тематика (фотографии и диалог)

  • Взаимоотношения в семье; взаимоотношения с друзьями
  • Внешность и характеристика человека
  • Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы
  • Выдающиеся люди родной страны и стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру
  • Досуг и увлечения (хобби, спорт, музыка, чтение, посещение театра, кинотеатра, дискотеки, кафе)
  • Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка
  • Роль языков
  • Молодежная мода
  • Покупки. Карманные деньги
  • Переписка
  • Родина (географическое положение, климат, население, достопримечательности; культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи)
  • Технический прогресс
  • Глобальные проблемы современности (экология, проблема мира и разоружения,

демография, использование ресурсов, освоение космоса)

  • Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет)

ИЗ ОПЫТА И НАБЛЮДЕНИЙ. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМ ЧТЕНИИ

  • 1) неумение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора (пауза при многоточии)
  • 2) неумение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения;
  • 3) неумение придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
  • 4) нечёткая дикция, неясное произношение звуков, недостаточная громкость, темп;
  • 5) орфоэпические ошибки (неправильное ударение в словах: разОрвал, консУльство, прозЯбание, клОчки, пЕриода).

употребление звука Г вместо В (сеГодня, всеГо, БлаженноГо); употребление звука С вместо Ц (сарица, просесс) – искажение слова.

  • 6)употребление числительных (одна тыЩа…, обОих\обЕих).
  • 7) не читают слова, данные в скобках).
  • 8) неправильно читают аббревиатуру.
  • Советы: ввести орфоэпические разминки/тренинги по орфоэпии;
  • давать опережающие домашние задания по выразительному чтению;
  • выбрать правильный темп чтения;
  • Найти конструкции, имеющие интонационные особенности (вводные слова, обращения, обособленные члены предложения)

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ

  • Прерывистость (остановки, повторы отдельных слов, срыв начатого слова или предложения).
  • Интонационная монотонность.
  • Неумение выражать свои мысли правильно, ясно и по возможности ярко.
  • Негромкая речь.
  • Повторы одних и тех же слов, что связано с бедностью словаря.
  • Употребление слова в неточном значении, что объясняется низкой общей речевой активностью.
  • Употребление слов без участия эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски, т.е. учащиеся недостаточно чувствуют язык.
  • Употребление просторечий.
  • Нарушение согласования: «туманная утро», «в клетчатом рубашке», «синей морем»
  • Нарушение управления: «добро побеждает над злом».
  • Употребление глаголов в несоотносимых временных и видовых формах.
  • Искажение фактического материала.
  • СОВЕТЫ: текст должен быть интересен ученику.
  • У учащегося должна быть ЖИВАЯ РЕЧЬ!

Традиционные приемы работы :

  • предупреждение учащихся о том, что рассказ следует пересказывать подробно, близко к тексту (или сжато);
  • беседа-анализ содержания, выделение темы (о чем главном сообщается) и идеи (над чем предложил автор подумать);
  • отработка выразительного чтения;
  • расчленение рассказа, выделение частей, основных картин-эпизодов, составление плана текста, предназначенного для пересказа;
  • пересказ фрагментов, предварительный пересказ, разбор его недостатков;
  • обращение к аналогичным случаям, связывание прочитанного с собственным опытом учащихся.
  • СОВЕТ: технология «Воображаемая экранизация». Она представляет собой следующее: «Представьте себе, что вы не рассказ читаете, а смотрите кинофильм. Перед вами на экране сменяются картины. Попробуйте рассказать, какие картины вы видите. Опишите их».

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОПИСАНИИ ФОТОГРАФИИ

1. придумывают тему фотографии (хотя она уже имеется).

2. забывают высказать свое мнение о фотографии. Одно-два предложения помогут учащимся ярко завершить свое высказывание.

3. часто используют сложные грамматические конструкции.

4. Не используют прилагательные, причастные и деепричастные обороты (методика «Обогати предложение»).

5. Не умеют делать переход от одного предложения к другому.

  • Совет: использовать цветные фотографии.

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ФОТОГРАФИЕЙ

Чтобы описать фотографию, нужно внимательно ее рассмотреть.

Определить (это очень важно!), что находится на переднем плане , что является фоном картины . Далее уточнить мелкие детали , обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание - цветовые особенности картины . А еще - как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение .

  • Если изображен человек, то следует обратить внимание не только на внешность, но и на характер, скрывающийся за этой внешностью. Например, предположить, какой это человек: большие глаза - мечтательный и милый, строгий взгляд - строгий и серьезный…

Должно быть три части: вступление, основная часть и вывод.

Типичные ошибки при монологическом высказывании и беседе с экзаменатором