Потолок        25.03.2024   

Апостол матфей, именуемый левием. Апостол евангелист матфей Апостол левий

Апостол и евангелист МАТФЕЙ (†60)

Святой Апостол и Евангелист Ле́вий Матфе́й, сын Алфея, жил в Галилейском городе Капернауме (небольшой город в Галилее на северо-западном берегу Геннисаретского озера) . Был братом другого апостола, Иакова. Он был человек состоятельный и занимал должность мы́таря (сборщик податей и налогов) . Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в то же время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев.

Мы́тарь - лицо, назначаемое Римским прокуратором для сбора податей с Иудеев (в современном смысле — таможенник) . Мы́тари обыкновенно брали на откуп собирания этих пошлин и употребляли всевозможные меры, чтобы извлечь для себя наибольшие выгоды. Как корыстолюбивые и наглые агенты римлян, мы́тари считались Иудеями за предателей и изменников своей стране и Господу Богу. Грешник, язычник и мытарь — у них значили одно и то же; говорить, с ними почиталось грехом, обращаться с ними — осквернением, хотя и среди них были добрые и богобоязненные люди.

Фарисеи — одна из сект Иудейских, появившихся во II и III в. до Р.Х. Свое наименование фарисеи (особенные, отделенные) получили от того, что старались отличиться особенною ревностью к закону.

И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мы́таре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мы́тницы (место сбора пошлин и податей) Матфея. И сказал ему:

— Иди за Мной!


Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мы́таря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, — все мы́тари и грешники, — и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев.

Книжниками назывались у Иудеев люди сведущие вообще в книжном деле, как-то ученейшие из Иудеев, которые объясняли закон и публично учили и наставляли народ в законе, так называемые раввины и законоучители; законоведцы, занимавшиеся решением спорных вопросов, сомнительных случаев и дел, требующих знания закона и практической опытности; писцы и нотариусы, служившие в синагогах и синедрионах. Ученые эти Иудеи представляются в Новом Завете и особенным сословием, различным от фарисеев; но в то же время часто соединяются с фарисеями, и поставляются в связь с архиереями. Большая часть их были привязаны к одним преданиям и, не понимая духа Закона, ложно толковали его и были слепыми вождями народа, лицемерно лишь исполняя заповеди напоказ, ради славы человеческой, и возлагая на других тяжкие бремена, коих сами не исполняли.

Увидев, что Господь не гнушается грешников и мы́тарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его: «Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?» А Фарисеи искали только случая укорить в чем-нибудь Господа и осуждали Спасителя за нарушение якобы того, что написано в псалме: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых».

Господь же, услышав слова их, сказал им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13).

«Смотри, - говорит Иоанн Златоуст, - как Господь из слов фарисеев выводит совершенно противоположное заключение. Они ставят Ему в вину общение с мытарями, а Он, напротив, говорит, что исправлять таких людей есть дело весьма важное, необходимое и достойное многих похвал.»

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом.

Из всех двенадцати учеников Левий Матфей был одним из самых образованных - малограмотного не взяли бы в чиновники. Профессия Матфея требовала от него умения говорить и писать как на арамейском, так и на греческом, а возможно, и на латинском языках. И, следуя за Христом, он старательно записывал Его изречения, которые позже легли в основу Евангелия от Матфея.

Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами по Галилее и Иудее с проповедью к "погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 10:6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала 8 лет проповедовал в Палестине. Но вот наступило время разойтись Апостолам из Иерусалима по разным народам, для обращения их к вере Христовой. Пред отбытием Апостола из Иерусалима, Иерусалимские христиане из Иудеев просили его предать для них письмена дела и учение Иисуса Христа. На исполнение сей просьбы изъявили свое согласие и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, Апостолы. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом.

Евангелие от Матфея было написано около 41 г. по Р.Х. Это — первая по времени Священная книга из всех книг Нового Завета и занимает, потому, между ними первое место. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие было написано на еврейском языке, или на употреблявшемся тогда арамейском наречии, и переведено на греческий.

Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Повествования в Евангелии от Матфея направлены преимущественно к тому, чтобы показать, что Иисус есть истинный Мессия, обетованный праотцам еврейского народа, и другого не будет (Мф. 11:3). Поэтому в Евангелии от Матфея чаще, чем в других Евангелиях, сравниваются события из жизни Христовой с ветхозаветными пророчествами и прообразованиями и из всей истории Христа Спасителя избираются повествования особенно важные и нужные для Иудеев. Потому же Евангелие свое Матфей начинает родословием Мессии, как сына Давидова и Авраамова, показывая, что Иисус — не дух и не Ангел, как считали потом некоторые, но плоть от плоти израильского народа, продолжение его истории и исполнение данных ему обещаний.

Эта отличительная особенность Евангелия св. Матфея выражается и на его иконах, на которых он изображается вместе с Ангелоподобным человеком, символически характеризующим особенности его Евангелия.

Проповедь в Ефиопии

О дальнейшей жизни самого апостола мы знаем из церковного предания. Удалившись из Иерусалима, святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию (нынешний Иран) , Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии.

Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью и многочисленными чудесами здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. С ам же восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте, усердно молясь Богу об обращении того неверного народа. Во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими.

Матфей, приняв жезл из руки Господней, сошел с горы и пошел в город исполнить то, что ему было велено. У правителя того города, кторого звали Фулвиан, жена и сын были одержимы бесами. Встретив на пути Апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Исцелившиеся поклонились Апостолу и кротко последовали за ним.

Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром. Вошедши в город и приблизившись к церкви, апостол Матфей сделал, как ему было повелено: водрузил данный ему от Господа жезл, — и тотчас, на виду у всех, жезл сделался великим деревом и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от корня. В есь город сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А святой Апостол Матфей, стоя на высоком месте, проповедывал собравшимся людям слово Божие на их языке. Это чудо обратило ко Господу множество язычников.

Кончина апостола Матфея

Узнав о случившемся, местный правитель-язычник Фулвиан сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, по научению бесовскому, разгневался на Апостола за то, что весь народ приходит к нему, оставляя богов своих, и замыслил погубить его. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Но Фульвиан еще более разозлился. Не желая признать в происшедшем Божию силу, сохранившую живым и неповрежденным от огня проповедника Христова, он обвинил его в колдовстве. Фулвиан приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту, а святого Матфея облить смолой и зажечь. Кроме того, вокруг костра он поставил 12 золотых идолов, призывая их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени, и обратился бы в пепел. Но пламя растопило идолов, как воск, и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве апостола, пламя улеглось. Его тело осталось невредимым. Фулвиан раскаялся в содеянном и хотел вытащить святого из огня, но он, сотворив молитву, — предал святую свою душу в руки Божии. По преданию, кончина апостола Матфея последовала около 60 года по Р. Х.

Тогда Фулвиан приказал принести золотой одр и на нем положить честное тело Апостола, неповрежденное огнем, и, одев его в драгоценные одежды, поднял вместе с своими вельможами и внес в свой дворец. Хотя он и раскаялся, но сомнений своих еще не оставил. Потому тело святого Матфея положили в железный гроб, плотно залили со всех сторон оловом и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола от потопления в воде, как сохранил его в огне, то воистину Он есть Единый и Всемогущий Бог и следует Ему поклоняться.

В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело, вынесенное на сушу. На утро епископ, в сопровождении множества верующих и правителя Фулвиана со своей свитой, отправился на показанное место и нашел железный ковчег с мощами святого Апостола Матфея, как было ему возвещено в видении. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

Эфиопия - одна из африканских стран, где христианство является основной религией. Там уже в V веке Библия была переведена на местный язык. Эфиопские христиане свято хранят память об апостоле Матфее, их первом евангелисте.

Храм св. Апостола и Евангелиста Матфея в Солерно (Италия)


Мощи святого евангелиста апостола Матфея, согласно преданию, в X веке оказались в Лукании. При лангобардском князе Гизульфе I они были торжественно перенесены в Салерно (Италия), где вот уже тысячу лет покоятся в храме Сан-Маттео (Маттео, по-итальянски, Матфей). За прошедшую тысячу лет собор неоднократно горел. Особенно страшными были пожары XVI и XIX веков, когда собор практически весь выгорел. Но что удивительно - во всех этих пожарах нетронутыми огнем остались святые мощи Апостола Матфея.

Крипта - подземный храм. Здесь хранятся мощи Ап. Матфея

В крипте (подземном храме) - мощи Святого Апостола Матфея. На гробнице стоят свечи.

Апостол Матфей в искусстве

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства.


Бартолоцци, Франческо. Апостол Матфей. По рисунку Гверчино (1591-1666).

Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.

Символом Матфея является Ангел, стоящий у него за спиной (вначале изображали фигуру человека, поскольку Евангелие от Матфея начинается с родословия Христа как человека).

Однако, следует различать Апостола и евангелиста Матфея и Апостола Матфи́я (лат. Matthias) , поскольку их часто путают. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий - последним. (память 9 августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников Иисуса.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 3:
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, явльшуся на земли человеком за благость, тому последовав, Апостол избранный явлися еси, и благовестник Евангелия вселенней велегласен: сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве. Моли Милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашым.

Кондак, глас 4:
Мытарства иго отверг, правды игу припряглся еси, и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес, юже с высоты премудрость: отонудуже проповедал еси истины слово, и унылых воздвигл еси душы, написав час судный.

Молитва апостолу и евангелисту Матфею:
О, пресла́вный апо́столе Матфе́е, ду́шу за Христа́ преда́вший и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удо́бривший! Услы́ши ча́д твои́х моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́а же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О, си́льный! Понеси́ не́мощи на́ша, не отлуча́йся ду́хом от на́с, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших, и да сподо́бит со все́ми Святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же че́сть и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Имя «Матфей» – иудейского происхождения и означает «дар Яхве». Человек с таким именем упомянут в перечне Двенадцати апостолов в синоптических Евангелиях (Мф 10,3, где он к тому же назван «мытарем»; Мк 3,18 и Лк 6,15) и в Книге Деяний (Деян 1,13). Кроме того, в Евангелиях от Марка (Мк 2,13-17) и Луки (Лк 5,27-32) рассказано о призвании Иисусом мытаря (сборщика податей) по имени Левий (Алфеев, т.е. сын Алфея), а в Мф 9,9-13 в той же истории фигурирует человек по имени Матфей. Принято считать, что Матфей и Левий Алфеев – это одно и то же лицо. Церковная традиция приписывает ему составление канонического Евангелия, которым открывается свод книг Священного Писания Нового Завета.
В остальном о жизни и служении апостола Матфея сохранилось очень немного сведений. По одним источникам он проповедовал в Эфиопии, где и принял мученическую кончину около 60 г. Но другие предания называют местом его смерти город Иераполис в Малой Азии или селение Гонио в Грузии (Аджарии) в 15 км к югу от Батуми и в 5 км к северу от турецкой границы. Так и его гробница по одной версии находится в Гонио, а по другой – в итальянском городе Салерно.
считается небесным покровителем бухгалтеров, таможенников и всех финансовых служб.

Три первых Евангелия включают рассказ о призвании мытаря Левия – будущего апостола Матфея, и помещают его сразу же после истории об исцелении расслабленного в Капернауме. По всей видимости, в тот же самый день, когда произошло исцеление, или днем позже, Иисус в окружении толпы людей направился к берегу озера (Мк 2,13). Путь лежал мимо таможни, где взимали налог за перевоз товаров из одной провинции в другую. Небольшой порт Капернаума как раз считался «пограничным». Отсюда товары переправлялись в провинцию Перея, располагавшуюся по другую сторону Галилейского озера.
Мытарь (таможенник) Матфей служил Ироду. Он не был облечен властью, а лишь собирал налоги. Его профессия не была в почете, лучше сказать, была в презрении у всех набожных иудеев, хотя кому-то из них и казалась соблазнительной: работая в таможне, легко можно было обогатиться. Можно предположить, что Матфей имел в таможне хорошую должность Об этом свидетельствует то обстоятельство, что он был в состоянии устроить в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними (Лк 5,29).

Иисус, заметив Матфея, предложил ему последовать за Собой. А тот встал и последовал за Ним (Мф 9,9). Иначе говоря, дал немедленный и великодушный ответ. Наверняка, Матфей и раньше был знаком с Иисусом. Он давно ждал этого знаменательного мгновенья, а потому, ни секунды не колеблясь, оставил всё и принял приглашение. О том, что происходило в его душе, знает лишь один Господь Бог. А о том, чем так привлек его Иисус, мог бы поведать лишь сам Апостол. Но, так или иначе, он оставил свою конторку и последовал за Господом. Выявив решительную твердость и немедленно отказавшись от всех мирских интересов, он своим совершенным послушанием доказал, что Господь призвал его вовремя.

Желая отметить день своего призвания и поблагодарить за него, святой Матфей устроил в своем доме большое пиршество и пригласил на него своих друзей, многие их которых считались «грешниками». Происходящее иллюстрирует, насколько безмерной была радость вновь призванного Апостола. Казалось бы, как можно не радоваться такому призванию стать ближайшим учеником Господа – этому величайшему из возможных сокровищ!? Но ведь Иисус предстал тогда перед вчерашним мытарем отнюдь не в сиянии Своей небесной славы, а в смиренном облике бродячего проповедника, которого вовсе не жаловала духовная и светская «элита» того времени. И если принять во внимание те жертвы, с которыми сопряжено подлинное следование за Христом, то легко можно и опечалиться, подобно богатому юноше, не пожелавшему расстаться со своим большим имением (ср. Лк 18,18). Тот юноша думал лишь о том, что он теряет. А Левий-Матфей терял больше, чем большинство других апостолов. Те, будучи рыбаками, могли в любой момент вернуться к кормившему их промыслу, а вот покинувший свой пост таможенник едва ли мог рассчитывать на возвращение на свое «теплое местечко», наверняка тут же занятое другим человеком. И, тем не менее, Матфей не только не проявил колебаний (он последовал за Учителем «тотчас»), но и публично выказал свою великую радость по поводу происшедшего.

Апостол Матфей дал исключительной силы свидетельство о жизни и деятельности своего Наставника. Он вошел в круг Двенадцати , следовавших за Христом везде, куда бы Он ни пошел. Он слушал Его проповеди, был свидетелем совершенных Им чудес, участвовал в Тайной Вечере, где было установлено таинство Евхаристии, а из уст Господа прозвучало Его завещание, в центре которого – заповедь любви. Он сопровождал Христа в Гефсимании, а потом бежал с другими учениками и оставил Учителя одного. Он пережил великую радость пасхального утра, встретил Воскресшего, видел Его Вознесение, и получил от Него повеление проповедовать Благую Весть по всему миру, вплоть до края земли. А в день Пятидесятницы на него, как и на других учеников, и на Марию, сошел Святой Дух. Сколько же милых сердцу воспоминаний пробуждалось в его уме, когда он писал свое ! Он прекрасно сознавал, что это значит, быть рядом с Господом. И что сталось бы с ним, если бы тем далеким утром он так и остался за своей таможенной конторкой, а не пошел бы за Господом…

По материалам книги Ф. Карвахала «Христос проходит рядом»

Матфей – святой апостол и евангелист

Одно из первых Евангелий принадлежит перу Апостола и Евангелиста Матфея (около 41 г. по Р.Х.). Написано оно было в Палестине и впоследствии было переведено на греческий. Все рукописи первого Евангелия сохранились до нашего времени на греческом языке, но есть мнения, что Апостол Матфей писал его на арамейском (на нем говорил и Сам Иисус Христос).

Оно было написано раньше всех. Но что мы знаем о нем? Когда слышим чтение Евангелия от Матфея, кого мы рисуем себе в воображении? Чья жизнь и подвиг знакомы нам? Или мы тихо стоим и думаем о своем? Вместе с тем, жизнь этого удивительного Апостола и его подвиг были далеко не ординарными.

Матфей пишет Евангелие

Матфей, или как его еще называли Левий, брат Апостола Иакова Алфеева, сын Алфея. Он родился в городе Капернауме в достаточно состоятельной семье. Но не пользовался любовью и уважением, его все ненавидели, потому что он был мытарем (сборщиком налогов). В Палестине из всех чиновников мытари были самые ненавистные для жителей.

Считалось даже грехом общаться с ними, и люди сторонились Матфея. Мытари почитались язычниками, собирали пошлины с людей и использовали откуп от них в своих, нередко корыстных целях. Несмотря на то, что будущий апостол занимался греховными делами и был, по сути, грешником, он никогда не превозносил себя, а наоборот, признавал свое непотребство, в отличие от фарисеев, чья святость была мнимой и придуманной ими самими для утешения своей совести.

Чему же мы можем научиться у апостола и евангелиста Матфея?

Левий Матфей сидел на берегу моря и собирал налоги с населения. Возможно, был чудесный солнечный день, или наоборот небо было пасмурное и дождливое. Но одно точно – Матфей никак не ожидал, как сильно изменится его жизнь через несколько мгновений. И Солнце, наш Господь Иисус Христос, освятит его жизнь. Независимо от погоды, у Матфея появилось Солнце, но света невечернего, вечного, дивного. Господь посмотрел на Матфея, и позвал его, сказав:

“Иди за Мной!” Мытарь не колебался, оставив все, не размышляя ни секунды, он отправился вслед за Господом.

Матфей в великой радости и благодарности накрыл огромный стол в своем доме. Сделал великое угощение всем, позвав всех своих родственников, друзей и знакомых. Господь не гнушался такого общества грешников и разделил с ними трапезу. Среди присутствующих на трапезе были и фарисеи, которые возмутились и осудили Господа, потому что он пил и ел с грешниками и мытарями. На их (фарисеев) замечание Он ответил:

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13).

Хочется еще раз обратить внимание на то, как вел себя презренный мытарь. Он не удивился, не превозносился, не раздумывал, он кротко ответил: «Да, Господи!». Может поэтому Господь и выбрал его, мытаря? Не просвещенного, образованного фарисея, а мытаря? Потому что хоть и внешне мытарь вел греховный образ жизни, но сердце его не возносилось от мнимой своей праведности, и он не колебался, отсек от себя все лишнее и сделался верным Господу даже до смерти. Потому что Богу важно наше сердце, Он зрит прямо в него, и для Господа презренный и всеми ненавидимый мытарь был чище, лучше того, кто, видимо, был праведником, а сердце было закрыто от света Христова.

Апостол Матфей вошел в число 12-ти Апостолов, избранных Господом. Господь совершил много путешествий по Галилее и Иудее, творя многие и великие Чудеса, исцеляя больных, помогая тем, кто совсем отчаялся и уже не ждал помощи, Господь наставлял и говорил Свое Слово. Рядом всегда же были Его Апостолы, в числе которых был и апостол Матфей, который записывал и собирал все драгоценные Слова Спасителя.

Апостол Матфей стал свидетелем крестных страданий нашего Господа Иисуса Христа и Его искупительной смерти. После же Воскресения Христова Апостол с благовествованием о Спасителе и спасении мира обошел многие страны.


Христос призывает Матфея

Перед тем, как отправиться с проповедью в дальние страны, Апостол, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, написал Евангелие, оставив для них учение Иисуса Христа. Спустя 8 лет, по Его Вознесении, было написано первое Евангелие от Матфея.

Матфей посетил несколько стран. В их числе Сирия, Мидия и Персия. Многие потому, что в ту пору земли еще не были так населены. Апостолы передвигались чаще пешком, либо морскими путешествиями, многие переходы отнимали много времени и сил, и часто были просто опасными для жизни. Так, ночь в пустыни не может не таить в себе опасности. Помимо змей, скорпионов, койотов и прочих обитателей, в пустыне ночью холодно. Апостолы не брали с собой лишнего, поэтому вполне можно разуметь, какие тяготы они претерпевали, проходя многие километры и проповедуя ангельскую весть о спасении людей нашим Богом…

Свой подвиг Апостол и евангелист Матфей окончил в Эфиопии. Люди, жившие там, отличались очень дикими и грубыми нравами и обычаями. Своей проповедью Матфей некоторых обратил к вере. Устроил Церковь и основал храм в городе Мирмены. Епископом же поставил своего спутника по имени Платон. Матфей взошел на гору, близ находящуюся, и стал в посте и молитве взывать к Богу, об обращении к вере того народа. Господь услышал.

Во время молитвы к Матфею явился Сам Господь, Он дал ему жезл и сказал поставить возле дверей Храма. Господь сказал, что из жезла вырастет дерево и будут с него плоды, а из корня будет истекать источник воды. Омывшись и вкусив плоды, эфиопы будут изменяться и внутренне и внешне. Станут добрыми и смиренными.


Апостол Матфей и ангел

Апостол Матфей сделал так, как повелел ему Господь. Жезл стал деревом и на нем налилось много сочных и спелых плодов. Из корней дерева истек ручей чистой воды. Люди приходили, пили воду, вкушали плоды с дерева и после этого преображались. Многих язычников обратили на истинный путь эти чудеса. О таких чудесах узнал и правитель этого города – Фулвиан.

Но Фулвиан, будучи язычником, не стерпел такого. Хотя поначалу и обрадовался исцелению супруги и сына. По наущению бесовскому замыслил погубить Матфея.

Апостола схватили и положили его на землю лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Но увидели, что костер никак не вредит Матфею. Народ пришел в ликование и славил Бога. Фулвиан же, только еще более того рассердился.

Тогда Фулвиан, не желая замечать очевидного и признать Силу Божию, приказал принести и облить апостола Матфея смолой. Вокруг костра он поставил 12 золотых идолов, призывая их на помощь, чтобы погубить Апостола. Пламя обратилось против идолов, и они растаяли, как воск. И обожги Фулвиана (Да Воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его; Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением…) Испугавшись, Фулвиан просил Апостола о помощи в покорении пламени. По молитве апостола Матфея огонь улегся, и тело его осталось невредимым. Фулвиан раскаялся и хотел вытащить Апостола из огня, но святой апостол Матфей помолившись, предал свою душу в руки Господа (кончина Апостола была примерно 60 года по Р.Х.).


Мученичество Матфея

Фулвиан не оставил своих сомнений, хоть и раскаялся. Он положил тело Святого Матфея в железный гроб, который залили со всех сторон оловом и бросили в море. Фулвиан сказал, что если Бог сохранит тело Матфея от потопления, то Он есть Единый и Великий Всемогущий Бог и нет других Богов, кроме Него. И только Ему Одному следует служить и поклоняться.

Ночью того же дня в сонном видении епископу Платону явился апостол Матфей, и указал, где можно обрести его тело. Епископ Платон со всеми верующими и Фулвиан вместе со своей свитой вышли на берег моря и нашли гроб с мощами апостола Матфея. Гроб был перенесен со всеми почестями в храм, который был построен Апостолом. Фулвиан признал Господа Иисуса Христа Спасителем и искупителем и единым Богом во Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице. Просил прощения у апостола Матфея. Епископ Платон крестил Фулвиана с именем Матфей, нарекая его так, повинуясь воле Божией. Фулвиан – Матфей стал пресвитером и отказался от власти. По смерти же епископа Платона, ему явился апостол Матфей и указал занять место епископа. Будучи епископом, он много проповедовал Слово Божие, подражая и продолжая дело своего Небесного Покровителя.

Святой Матфей, апостол Эфиопии, бывший римский мытарь Левий Матфей, является не только покровителем этого имени, но и города Салерно в Италии, куда, по преданию, в X веке были перенесены его мощи, где они хранятся по сегодняшний день.


Кафедральный собор Салерно назван в честь святого Апостола и Евангелиста Матфея – в нем хранятся мощи апостола. Собор воздвигнут при Roberto il Guiscardo между 1076 и 1085 годами.

А еще он объявлен покровителем налоговых органов едва ли не во всех странах мира. Матфей считается покровителем не только налоговиков, но и всех, кто так или иначе связан с финансами: таможенников, бухгалтеров и биржевых брокеров.

В 2000 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил начинание считать святого апостола Матфея небесным покровителем российской налоговой полиции. Для наших отечественных налоговиков, таможенников, бухгалтеров и биржевых брокеров этот праздник именно сегодня, 29 ноября. Это первый случай в новейшей истории, когда святой «официально назначен» Цер­ковью опекать государственную структуру. И то, что первыми получили небесного по­кровителя именно налоговые полицейские, выражаясь библейским языком, мытари, не просто так.


В 2000 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил начинание считать святого апостола Матфея небесным покровителем российской налоговой полиции

Многие ошибочно считают Что Матфий и Матфей – это одна и та же личность. Но стоит внести ясность. Их не следует путать. Апостол Матфей был призван Богом одним из первых 12-ти Апостолов. Матфий (лат.Matthias) (память совершается 9 августа) был призван последним по жребию, и занял место среди 12-ти Апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. Ранее он был одним из 70 учеников Иисуса Христа. Матфей – Апостол и Евангелист, Матфий – Апостол. В переводе с арамейского очень легко увидеть различия в их именах: Матфей – Маттайя (в переводе «дар Господень»), Матфий – Маттий.


Христос Виноградная Лоза

Вот чему учит нас жизнь Апостола и Евангелиста Матфея. «И последнего сделаю первым».

А готовы ли Вы также пойти вслед за Христом, как это сделал апостол Матфей? Сказать Богу: «Да»? Сможете ли вы ответить на этот вопрос, без излишних думаний?

И поздравьте всех Матвеев с днем Ангела!

ТРОПАРЬ И КОНДАК СВЯТОМУ АПОСТОЛУ И ЕВАНГЕЛИСТУ МАТФЕЮ

Тропарь, глас 3

Усердно от мытницы к звавшему Владьще Христу, явльшуся на земли человеком за благость, Тому последовав, апостол избранный явился еси и благовестник Евангелия вселенней велегласен. Сего ради чтим честную память твою, Матфее Богоглаголиве, моли милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 4

Мытарства иго отверг, правды игу притяглся еси и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес, тоже с высоты премудрость. Отонудуже проповедал еси Истины слово и унылых подвигл еси души, написав час судный.

МОЛИТВА СВЯТОМУ АПОСТОЛУ МАТФЕЮ

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.
О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся й конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.



    Поддержите Православных Добровольцев!

    Ваше пожертвование - единственный источник дохода нашего с Вами сайта. Каждый рубль будет немалой помощью в нашем с Вами деле.

    Поддержите Православных Добровольцев прямо сейчас!

Левий Матфей/Апостол МАТФЕЙ ЕВАНГЕЛИСТ

Родился апостол Матфей 27 февраля 13 года до нашей эры.

Матфей был красивым человеком с тёмно-русыми волосами, голубыми глазами, ростом 1 метр 82 см. он был на девять лет старше Иисуса. Имел очень хорошее образование, которое получил в своей семье. Его отец был священником, но Матфей своё истинное происхождение скрывал от всех, опасаясь гонений на семью и отца. Матфей знал несколько языков, в том числе один из индийских. Любил читать. Посетил Тибет и Индию, где впервые и услышал об Иисусе Христе. Услышанное привлекло его, и Матфей захотел познакомиться лично с этим удивительным человеком. Поэтому, когда наконец-то состоялось это долгожданное знакомство, Иисусу было достаточно только сделать приглашение, и Матфей тут же всё бросил и последовал за учителем.
У Матфея были жена и двое мальчиков. Свою семью будущий евангелист оставил по своему усмотрению, так как считал, что семья будет только мешать его духовному росту.

Караваджо, «Призвание Апостола Матфея»

Иисус увидел сборщика налогов Матфея, сидящего у места сбора пошлин возле города Капернаума, и сказал ему: «Следуй за мной!» И Матфей, который сильно верил в Иисуса, встал и, оставив всё, последовал за ним. Он сделал у себя в доме большое угощение для Иисуса и других учеников. Также на этом пиру присутствовали другие сборщики налогов и богатые люди. Книжники и фарисеи роптали и говорили Иисусу: «Зачем вы едите и пьёте с грешниками и со сборщиками налогов?»
Иисус ответил: «Здоровым врач не нужен, врач нужен больным. Я пришёл призывать к покаянию не праведников, а грешников».
Через полгода после воскрешения Иисуса Христа, оставив христианскую общину, им организованную, и сложив все полномочия на совет общины, Матфей, как и все остальные апостолы, покинул Иудею. Он отправился в Рим с караваном из Индии, знание индийского языка помогло ему свободно общаться с караванщиками. По дороге, где бы они ни останавливались, он рассказывал об Иисусе, его вере, мученической смерти и чудесном воскрешении.
Пробыв в Риме и его окрестностях около трёх лет, Матфей отправился в Египет, где познакомился с египетскими пирамидами и верованиями народов, заселявших эту страну. В Египте апостол прожил больше шести лет, и здесь ему пришла мысль написать всё об Иисусе Христе. У Матфея были записи Филиппа, которые тот вёл ещё при жизни Иисуса Христа.
Поэтому все изречения Иисуса были самые точные. Многочисленные ссылки были внесены намного позже римлянами. Записи были на греческом языке, так как Филипп не хотел, чтобы их читал кто-то посторонний. Но Матфею язык был известен.
Около года писал Матфей свое Евангелие, и спустя восемь лет после распятия Сына Божиего эта книга в 37 году впервые увидела свет.
После написания Евангелия Матфей вместе со своим учеником, молодым человеком из Рима, отправился в Палестину. Этот парень был беженец, его преследовали за совершенное им воровство. Матфею он во всём признался, и тот взял над ним шефство, всячески опекал его и оберегал.
Они пробыли два года в Персии, проповедуя и исцеляя, и четыре года в Мидии. Затем Матфей перебрался в Африку, много путешествовал, многое узнал, познакомился с африканскими шаманами, посетил многие племена, некоторые смог обратить в веру Христову.

Умер Матфей от малярии в Эфиопии в возрасте шестидесяти трех лет, 25 мая 50 года.
Своё Евангелие, с которым он никогда не расставался, Матфей передал ученику, который вернулся в Иудею и передал записи одной из христианских общин.

Дни памяти

В православном церковном календаре: 16 ноября/29 НОЯБРЯ и 30 июня/13 июля (Собор Двенадцати апостолов);
- в католическом: 21 сентября;
- евангелическом и англиканском: 21 сентября.

Считается покровителем города Салерно (Италия), где хранятся его останки (в базилике Сан-Маттео); по одной из версий они были перевезены в Италию в X веке.


Фрески верхней церкви Сан Франческо в Ассизи, роспись свода, сцена: св. Матфей, деталь.

Считается покровителем бухгалтеров, таможенников, всех финансовых служб .
Святое место - Россия, Магаданская обл., п. Ола (административное здание местного рыбзавода).
Покровительствует - всей территории, расположенной за Северным Полярным Кругом, Архангельской обл., Якутии, Камчатке, Чукотке, Магаданской обл., Аляске, провинции Юкон в Канада.
В молитвах апостола Матфея просято добрых отношениях в семье, о совете и любви между мужем и женой.

Молитвы

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Тропарь
глас 4

Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.
Тропарь апостола и евангелиста Матфея
глас 3

Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу,/ явльшуся на земли человеком за благость,/ Тому последовав, апостол избранный явился еси/ и благовестник Евангелия вселенней велегласен./ Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве,/ моли Милостиваго Бога,// да грехов оставление подаст душам нашим.
Кондак апостолам
глас 2

Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.
Ин кондак славных и всехвальных 12-ти апостолов
глас 2

Петра, вернии, каменя веры, похвалим/ и Павла Богомудраго,/ созывают бо всех праздновати верою,/ соборне вкупе вся дванадесяте, яко проповедники вере,/ просяща грехов оставления.
Кондак апостола и евангелиста Матфея
глас 4

Мытарства иго отверг,/ правды игу притяглся еси/ и явился еси купец всеизряднейший,/ богатство принес юже с высоты премудрость./ Отонудуже проповедал еси истины слово/ и унылых воздвигл еси души,// написав час судный.

Молитва ко Святому апостолу и евангелисту Матфею

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.
О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся й конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков.
Аминь

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства. Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.


Ап. Матфей. Икона. Сербия. Конец XIII - начало XIV в. 105 х 56.5. Охрид. Македония.

Деисус со свв. Евангелистами (фрагмент). Миниатюра. Византия. XII в. Монастырь св. Екатерины на Синае.

). Был мытарем, то есть сборщником податей для Рима, ибо евреи находились под властью Римской империи. Он жил в галилейском городе Капернауме. Матфей, услышав глас Иисуса Христа: "Иди за Мной" (), оставил свою должность и пошел за Спасителем. Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея и посетили его дом, где разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря - такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников. Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев за предателей и изменников родины и религии. Слово "мытарь" звучало для иудеев так же как слова "грешник" и "идолопоклонник". Говорить с сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним - осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь "пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" ().

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами с проповедью к "погибшим овцам дома Израилева" (), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

Восприняв благодатные дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, апостол Матфей вначале 8 лет проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, святой апостол Матфей запечатлел в Евангелии земную жизнь Спасителя мира - Богочеловека Иисуса Христа и Его Учение.

В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие написано святым Матфеем в 42-м году (по Рождестве Христовом) на современном ему еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст до нас не дошел, но о нем напоминают многие лингвистические и культурно-исторические особенности греческого перевода текста.

Апостол Матфей проповедовал среди народа, имевшего вполне определенные религиозные представления о Мессии. Его Евангелие является ярким доказательством того, что Иисус Христос - подлинный Мессия, предреченный пророками, и другого не будет (). Речи и деяния Спасителя евангелист излагает в трех разделах, соответствующих трем сторонам служения Мессии: как Пророка и Законодателя (), Царя над миром видимым и невидимым () и Первосвященника, приносящего Жертву за грехи всех людей (). Богословское содержание Евангелия, кроме христологической темы, включает также учение о Царствии Божием и о Церкви, которое Господь излагает в притчах о внутренней готовности к вхождению в Царство (), о достоинстве служителей Царства в мире (), о признаках Царства и его возрастании в душах человеческих (), о смирении и простоте наследников Царства ( ; 1 ; ; ; ), об эсхатологическом раскрытии Царства во Втором Пришествии Христовом и в повседневной духовной жизни Церкви (). Царство Небесное и Церковь тесно сопряжены в духовном опыте христианства: Церковь есть историческое воплощение Царства Небесного в мире, а Царство Небесное есть Церковь Христова в ее эсхатологической совершенности ( ; )

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Лидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон.

Когда святой апостол усердно просил Бога об обращении ефиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими. Когда святой апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана , одержимых нечистым духом. Святой апостол Именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой, а вокруг костра поставить 12 идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве мученика, пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, а он отошел ко Господу († 60).

Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих еще не оставил. По его приказу, тело святого Матфея положили в железный гроб и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться Этому Единому, Истинному Богу.

В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Вместе с епископом на берег моря пришел и правитель Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

Иконописный подлинник

Сербия. XIII.

Ап. Матфей. Икона. Сербия. Конец XIII - начало XIV в. 105 х 56.5. Охрид. Македония.