Балкон        16.01.2024   

Культура древней ассирии кратко. Культура Ассирии. Религия и культура

Народ Ассирии имеет интересную культуру и огромное историческое наследие, которое сохраняется на протяжении долгих веков. Несмотря на то что государство Ассирия пало еще в шестом веке нашей эры, нация продолжает существовать и развиваться. Этот, вне всякого сомнения, феномен заслуживает того, чтобы о нем говорили и знали люди. Ассирийцы - кто они? Ответить на этот вопрос не так-то просто, но мы попробуем сделать это в нашей статье.

История ассирийского государства

Ассирийская держава закончила свое существование в 612 году, и с тех пор народность, называемая ассирийцами, живет, не имея собственного государства. Если говорить об исторической родине этноса, то она располагается на территории Месопотамии (ныне Ирак). Можно только предполагать, какие усилия были приложены народом Ассирии, чтобы не ассимилироваться, не разбрестись по свету, не исчезнуть с карты национальностей. И они это сделали - народность ассирийцев ныне живет на Кавказе, в Татарстане, Ираке, Турции, Соединенных Штатах Америки и поддерживает тесный контакт между собой.

Ассириец - национальность. Но при этом представитель народа не может иметь гражданство Ассирии, потому что такой страны просто не существует сегодня.

Культура народности Ассирии

Культура, которую и по сей день хранят ассирийцы, родилась и функционировала уже тогда, когда человеческая цивилизация находилась у своих истоков. Ассирийская держава просуществовала порядка двух тысяч лет, были построены города, создавалась управленческая инфраструктура, функционировало налогообложение. Это одна из самых богатых культур мира, ведь она имеет давний опыт. Многие достижения, которыми мы пользуемся, придумали или открыли для нас, людей современности, древние ассирийцы.

Письменность

Особого внимания заслуживает письменность ассирийцев. Все знания о жизни и культуре того времени человечество получило благодаря глиняным табличкам. Изначально использовалась пиктография (изображение предметов, их внешней формы). Поскольку рисунки как способ коммуникации занимали очень много времени, письмо все больше упрощалось, пока не превратилось в клинопись. Чернилами древних цивилизаций выступала глина, а орудием письма - острая палочка, выструганная из дерева.

Плитки, на которых древние ассирийцы писали о себе и окружающем мире, затем высушивались и обжигались, чтобы надпись не пострадала от сырости или времени.

Известно, что в Ассирии существовали школы. Во время раскопок были найдены таблички, которые идентифицировали как «пособия для обучения учеников». На обучение той же письменности отводилось четыре года. А позже удалось выяснить, что в Месопотамии находился даже университет, вероятно, первый для человечества. В нем изучалось письмо, грамматика и живопись. К сожалению, таблички с выполненными домашними заданиями или лекциями не сохранились. Ученые предполагают, что плитки обрабатывались неумелыми руками. И в итоге испортились, не донеся до нашего века уникальную информацию о методике преподавания.

На каком языке говорят ассирийцы?

Ассирийский язык представляет собой смесь восточно-арамейских диалектов, которые этимологически принадлежат к семейству семито-хамитских языков. На этом языке говорят не только ассирийцы, которые проживают в Иране, Турции, Ираке или Сирии, но и переселенцы на территории России, США. Литературный ассирийский язык сформировался в девятнадцатом веке. На нем издавалась и издается пресса, художественная литература. В языке укоренилось много иностранных слов.

Таинственные ассирийцы: религия и вера

Начать рассказ об ассирийской религии имеет смысл с библейской легенды. Ее бережно хранят и чтут ассирийцы. Религия у них на почетном месте, поэтому рассказ известен каждому. Суть его в том, что один из волхвов, который пришел к новорожденному Иисусу с дарами, был по национальности ассирийцем. Убедившись в том, что мессия действительно родился на свет, этот волхв вернулся к своему народу и разнес благую весть о том, что сотворилось чудо, и спаситель родился в каждый дом.

Религия ассирийцев представляет собой особую разновидность христианства под названием несторианство. Именно так верят ассирийцы. Кто они по вероисповеданию? Правильнее всего называть их христианами, только особенными.

Возникновение несторианства

Возникло религиозное направление приблизительно в пятом веке. Основателем считается монах по имени Несторий, а позже патриарх Константинопольский. Эту должность он занимал на протяжении четырех лет: с 428 по 431 год. Что касается несторианства как религии, в нем угадывается множество черт учения Ария. Напомним, вера Ария была отвергнута как ересь на Первом Вселенском Соборе в 325 году, поскольку отвергала понятие Иисуса Христа как божественного посланника. Безусловно, несторианство имеет множество догматических отличий, а именно, позиционирование Иисуса Христа не как Бога (Православие) и не как человека (Ария), но как существо, которое имело человеческий облик с Богом внутри. Речь идет о том, что в Иисусе Христе было два начала: божественное и человеческое, и их можно легко отделить друг от друга.

В связи с такими взглядами на природу Иисуса Христа, у несторианцев иначе трактуется и образ матери Богородицы. Ее называют Христородицей и не почитают так, как это делают православные. Что касается таинств, они у несторианцев сходятся с традиционными: крещение, священство, причащение, покаяние. Плюс ко всему этому, таинствами в этой вере считаются святая закваска и

Ассирийская церковь пользуется литургиями апостолов Фаддея и Марка, которые были написаны во время пребывания в Иерусалиме. Богослужения осуществляются на старосирийском языке. Иконы и статуи, символизирующие святых, не являются обязательным элементов в церквях. Для священников не предусмотрен целибат, ассирийская церковьпредполагает вступление в брак даже после рукоположения.

Гонения

На третьем несторианство постигла та же печальная судьба, что и веру Ария - его признали ересью. С тех пор несториане живут общинами, главами которых признаются Патриархи-Католикосы. В 1968 году учение раскололось на две школы, которые раздельно существуют и по сей день. Первая школа - Ассирийская церковь, центр которой, как ни удивительно, находится в США, штат Иллинойс. А вторая, так называемая Древняя Церковь Востока, обосновалась в Багдаде (Ирак).

Двадцатый век: ассирийцы, кто они сегодня?

Переселяться на территорию России ассирийцы начали после 1918 года, когда стало понятно: на территории Турции их просто уничтожат. Прием им организовали довольно теплый, что было связано с участием народности в Первой мировой войне на стороне российской армии. В целом двадцатый век стал самым кровопролитным для ассирийцев, которые были дважды втянуты в жестокие войны с турками. В то время многие ассирийцы возлагали на Россию надежды как на спасителя христиан Востока от гнета, а то и полного истребления. Им обещали автономию и широкие права, но когда война закончилась, надобность выполнять обещания тоже отошла на второй план.

Приблизительно половина ассирийцев, проживающих в Российской империи, погибла в Первой мировой войне. Четверть пострадала от репрессий несколькими десятилетиями позже. Затем Вторая мировая война, пришедшая в 1941 году на территорию России, снова унесла жизни многих ассирийцев, которые плечом к плечу с другими национальностями сражались против фашизма. И, наконец, выселение ассирийцев в Сибирь в 1949-м привело к тому, что около трети всех переселенцев погибли в следующую же зиму из-за нехватки теплой одежды.

В 1956 году им разрешили возвратиться на Кавказ, на свою историческую родину. Где и по сей день проживают ассирийцы. Кто онитакие? Почему проживают в Татарстане, на Кавказе, Ираке, Турции и Америке? Откуда бежали и почему? Ответы на все эти вопросы дает история, теперь ее знают и читатели.

Культура Вавилона и Ассирии.

Вавилон.

Слово «Вавилон» («Бабили») переводится как «Врата бога». Величественный Вавилон располагался на берегах реки Евфрат. Впервые Вавилон достиг своего могущества при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Им были завоеваны Шумер, Аккад и Ассирия. В Вавилонском царстве происходит укрепление и дальнейшее развитие рабовладельческого уклада. Вавилоняне восприняли духовную культуру Шумера и усвоили традиции шумерского искусства.

Вавилония оригинальной культуры не создала, но успешно развивала то, что перешло в наследство от Шумера: от строительных технологий до форм литературы. Вавилоняне в школах учили шумерский язык, развивали шумерскую астрономию, математику, медицину, архитектуру, ремесла, переняли клинопись. Продолжали почитать шумерских богов под другими именами. Даже храму своего главного бога, Мардука (верховный Бог, покровитель города), они дали шумерское название Эсагила - дом, где поднимают голову.

Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи - знаменитый законодательный сборник, представляющий собой важнейший источник для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилона. Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша. Изображение царя в непосредственном общении с главным богом, вручающим земному владыке символы власти, имело очень важное для древневосточных деспотий содержание. Сцена такого вручения наглядно выражала идею божественного происхождения царской власти. Возникшие еще в предшествующее время, эти сцены и много позднее, через две тысячи лет, в сасанидском искусстве все еще будут являться сюжетами большинства наскальных рельефов. На стеле Хаммурапи бог представлен сидящим на троне; царь стоит, принимая жезл и магический круг - символы власти. Фигура царя меньше фигуры бога, изображение преисполнено канонической скованности и торжественности.

Наряду с культом богов было распространено и почитание демонов добра и зла. Самыми страшными были представители «Злой семерки», им противопоставлялись «7 мудрецов» - полезных и добрых демонов. Этот культ лег в основу современной семидневной недели. Ежегодно в Вавилоне происходил 11-дневный новогодний праздник в день весеннего равноденствия (когда боги на год определяли судьбы города и горожан) с бесчисленными молебнами и процессиями. Из уст в уста передавались мифы о том, как Mapдук создал мир и его сын Набу явился людям.

Жречество в Вавилонии было достаточно развито. В храме бога Солнца Шамаша были даже жрицы-затворницы, прототипы христианских монахинь. Для культуры с мощным жречеством характерен высокий уровень развития науки. Культ небесных светил был исключительно важным в Вавилонии. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию астрономии и математики. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Вавилонские названия созвездий Единорог, Близнецы, Скорпион сохранились до наших дней. В целом вавилоняне значительно опередили в астрономических наблюдениях египтян. Математика, как и у шумеров, основывалась на шестидесятеричном счете. Отсюда произошли наши 60 минут в часе и 360° в окружности. Вавилонские математики стали основоположниками алгебры.

Следует отметить, что интересы жителей Месопотамии в большей мере были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонские жрецы не обещали благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещали их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображения погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура древнего Египта того же периода.

Важнейшими центрами культурной и хозяйственной жизни в Месопотамии были храмы. Они строились так, чтобы продемонстрировать могущество своего божества. Их классической формой была высокая ступенчатая башня - зиккурат, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Таких уступов могло быть от четырех до семи. Зиккураты были выкрашены с цветовыми переходами: от более темного внизу - к более светлому вверху; террасы, как правило, озеленены. Самым известным в истории зиккуратом можно считать храм бога Мардука в Вавилоне - знаменитую Вавилонскую башню, о строительстве которой как о Вавилонском столпотворении говорится в Библии.Основным строительным материалом являлся кирпич, высушенный на солнце. Непрочный строительный материал диктовал тяжеловесные прямоугольные формы архитектуры с массивными стенами. Кроме этого встречались такие элементы архитектуры, как купола, арки, сводчатые потолки. Искусствоведы высказывают точку зрения, что эти формы впоследствии легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и средневековой Европы.

Ассирия.

В XII веке до н.э. Вавилонию, наследницу шумеро-аккадской культуры, подчиняет издавна воевавшая за первенство в регионе Ассирия, ставшая наряду с Египтом "сверхдержавой" древности.

Нравы Ассирии, в сравнении с тем, что было привычным для Шумера и Вавилонии, отличались суровостью. Социально-экономический строй Ассирии основывался на жестокой эксплуатации и порабощении огромной массы населения. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках ассирийских царей; от искусства требовалось прославление военных походов и воспевание царской доблести. Дети, как и рабы, здесь причислялись к имуществу. В государстве существовало большое имущественное расслоение, постоянно ощущался недостаток рабов, что побуждало к завоеваниям. Ассирия занимала благоприятное положение на перекрестке караванных путей, в результате сложилось сильное купечество. Пренебрежение к человеку, творениям его рук, к жизни как таковой характеризует ее культуру, уникальную по жестокости и цинизму. Ассирийские воины грабили города, расхищали золото, серебро, сокровища. Города превращались в развалины. Вавилон был не только разграблен, но и затоплен, а памятники перемещены в новую столицу Ассирии, Ниневию, где найдена библиотека глиняных клинописных табличек уже в наше время. Эта библиотека считается одной из древнейших в мире, ключом ко всей ассиро-вавилонской культуре. В ней собраны царские указы, исторические заметки, литературные памятники, среди которых текст выдающегося произведения Месопотамии, шумерского эпоса "Песнь о Гильгамеше". Вскоре после смерти грозного Ашшурбанипала Ниневия превратилась в груду развалин, а Вавилон, "врата бога", вновь поднял голову и возглавил борьбу против Ассирии.

Постоянные войны определили характерную особенность ассирийского зодчества - расцвет крепостной архитектуры. Ее образцом служит город Дур-Шаррукин, резиденция царя Саргона II. Построенный по единому замыслу в 713- 707 гг. до н. э., он был окружен гигантской, мощной крепостной стеной, высота и толщина которой равнялись 23 м. Над городом, на глинобитной террасе, грандиозный царский дворец, включавший 210 залов и 30 внутренних дворов. Ансамбль дворца отличался асимметричной планировкой, что типично для глинобитной архитектуры Древнего Двуречья, состоял из семи ярусов.

У порталов дворца стояли высеченные из монолитных глыб мягкого местного камня фигуры фантастических крылатых быков с человеческими головами. Ассирийцы называли их «шеду» и верили, что эти изваяния должны защитить дворец и священную особу царя от враждебных сил.

Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя-победителя. Во всех фигурах, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах.

Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников.

На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов. Рельефы представляли собой обычно своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя.

В 9 в. до н.э., при Ашшурнасирпале II, Ассирийское государство достигло своего наибольшего возвышения. Отличительные черты искусства этого периода - простота, четкость и торжественность. В передаче различных сцен на рельефах художники старались избежать перегруженности изображения. Почти во всех композициях времени отсутствует пейзаж; иногда дана только ровная линия почвы

Фигуры людей, за редкими исключениями, изображены с характерной для Древнего Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги и голова - в профиль. Сохранена также и разномасштабность при изображении лиц разного социального положения. Фигура царя всегда совершенно неподвижна.

В конце 8 - начале 7 в. до н.э. можно отметить дальнейшее развитие рельефа. Значительно усложняются композиции, иногда перегруженные деталями, не имеющими прямого отношения к сюжету. Изобилие деталей и большое количество фигур возрастают одновременно с уменьшением их размеров. Рельеф теперь разделяется на несколько ярусов. Есть и черты застойности, проявляющиеся в нарастании декоративности, своего рода геральдической отвлеченности, уводящей от жизненной правды, в известной утонченности исполнения, становящейся самоцелью.

Большого совершенства достигла в Ассирии металлопластика. Лучший ее образец - рельефные композиции на бронзовых листах, которыми были обшиты ворота, найденные в развалинах древнего города Имгур-энлиль на холме Балават (время Салманассара III, 9 в. до н.э.). Особенный интерес этого произведения для истории искусства заключен в изображении сцены изготовления скульптором победной стелы царя. Это одно из редчайших в искусстве Передней Азии свидетельств о жизни и творчестве художников.

В ассирийской глиптике 1 тысячелетия до н.э. сцены религиозного содержания занимают значительно большее место, чем в дворцовых рельефах. Но стилистически изображения на печатях-цилиндрах близки к монументальным рельефам и отличаются от шумеро-аккадской глиптики большим мастерством исполнения, тонкой моделировкой фигур и тщательной передачей деталей.

Изделия ассирийских ремесленников (резная кость, каменные и металлические сосуды) нередко были весьма изысканными, но не самостоятельными по стилю: в них ощущается сильное финикийское и египетское влияние. Ведь ремесленников из этих стран массами угоняли в Ассирию. Сюда же в огромном количестве привозили и награбленные произведения искусства. Поэтому изделия местных мастерских трудно, а подчас и невозможно отличить от "импортных".

О повседневной жизни ассирийцев, особенно рядовых, мы знаем довольно мало. Дома ассирийцев были одноэтажными, с двумя внутренними двориками (второй служил "семейным кладбищем"). Стены домов сооружались из сырцовых кирпичей или были глинобитными.

Важнейшее значение в религии ассирийцев имели ритуалы и обряды магического характера. Боги представлялись в виде сильных, завистливых и грозных в своём гневе существ, а роль человека по отношению к ним сводилась к роли раба, кормящего их своими жертвами. Всякий бог был богом-покровителем определённой общины или территории, были боги “свои” и “чужие”, однако и “чужие” боги всё же признавались божествами. Бог-покровитель государства объявлялся наиболее могущественным богом, царём богов, мир богов представлялся по образу иерархии царского двора, а религия в первую очередь освящала существующую деспотическую монархию. Официальная обрядность, мифология и всё учение ассирийской религии были почти полностью заимствованы из Вавилона, с той лишь разницей, что местный бог Ашшур был поставлен над всеми богами, в том числе и над вавилонским Богом-Мардуком. Были, впрочем, распространены среди народных масс такие мифы и верования, которые не были известны вавилонянам и которые восходили к хурритской мифологии. Это засвидетельствовано изображениями на цилиндрических каменных печатях, которые носили свободные ассирийцы. Ассирийские мифы и культы, связанные с земледелием, сохранились в виде пережитков и до наших дней в быту горцев, живущих на территории бывшей Ассирии.

Изобретения: солнечные и водяные часы, лунный календарь, первые зоопарки.

Этот народ был известен под разными именами: греки и римляне называли их сирийцами, армяне – айсорами, а персы – назран (не путать с городом в России!). Это не удивительно: за свою многотысячелетнюю историю они повстречали и пережили многих. Однако с 609 года до н.э. своего государства один из древнейших в мире народов не имеет. А потому живущие в России ассирийцы могут смело назвать ее своей родиной и единственным домом.

Крещение и голубые бусы

Скажи "Ассирия", и у любителя истории появится много поистине легендарных ассоциаций. Месопотамия, Вавилон, Шумер, Александр Македонский – это все про нее. История в два с половиной тысячелетия – богатство ассирийцев. Еще одно – их язык. Этнографы считают, что сегодня это едва ли единственный народ, говорящий на одном из диалектов арамейского языка – того самого, на котором проповедовал Иисус Христос. Кроме того, именно ассирийцы одними из первых приняли христианство.

За многие века на территории Месопотамии рождались и погибали империи. Ученые считают, что в этих кровавых сменах эпох ассирийцы не были стерты с лица земли, потому что сформировали общность не только на основе кровных связей. Из ассирийцев, хурритов, субарейцев и арамейцев сложился собственно ассирийский народ. Основой стала самая древняя культура - ассирийская, общий язык, а в нашей эре – уже и религия. Уже в I веке н.э. они приняли христианство. Его роль в жизни народа была выше, чем роль государства.

Большинство ассирийцев являются прихожанами Ассирийской церкви Востока. Как и все прочие христиане, они почитают Иисуса Христа и его мать Деву Марию. В сирийском языке нет слова "Богородица", поэтому ее называют Госпожа Мария (Март Мариам). Иконы для них не являются обязательным элементом храма, а на традиционном равноконечном кресте Ассирийской церкви нет распятия. Богослужения ведутся на старосирийском языке, на западном диалекте которого разговаривал Иисус Христос. Подавляющее большинство российских ассирийцев православные, но есть среди них и католики.

Вместе с тем, при всей религиозности многие ассирийцы любят гадать и узнавать свою судьбу. Например, с помощью особого прочтения своего имени: каждой букве алфавита соответствует свое число, с этими цифрами надо провести несколько математических манипуляций. Конечное число даст ответ на вопросы о судьбе человека. Кроме того, считается, что бусы голубого цвета могут защитить от дурного глаза.

У ассирийцев есть свой этикет, сформировавшийся благодаря особенностям их образа жизни. Например, из-за того, что народ пережил множество войн и междоусобиц, одним из главных качеств благородного человека всегда считалась смелость. Однако не лихая, опрометчивая, а рациональная и приносящая пользу обществу.

Не меньше ценится и искренность. Человек должен говорить правду, даже если это принесет ему вред. Слово вообще имеет огромную цену в представлении ассирийцев. С одной стороны, дал слово – держи. С другой, не болтай зря, не будь легкомысленным, не сплетничай.

Если обладаешь смелостью, великодушием, щедростью, уважаешь старших, ты можешь считаться благородным человеком. А к авторитету в обществе ассирийцы относятся очень серьезно. За тем, чтобы родственники вели себя подобающе, следит вся семья, ведь честь каждого – это честь семьи.

Есть у ассирийцев и свои правила гостеприимства, причем как для хозяина, так и для гостя. Хозяин обязан принять у себя визитера так, словно это посланник небес, должен быть щедрым и приветливым. "С приходом гостя, в дом приходят счастье и радость", - уверяет старинная поговорка. Но и гость должен вести себя соответствующим образом: есть и пить немного, не задерживаться и не вмешиваться в дела хозяев, не появляться в чужом доме слишком часто. На этот счет тоже имеются поговорка: "Ходи в гости через день - и ты завоюешь любовь".

Что такое несчастная женщина

Ассирийская семья всегда была патриархальной, с четко прописанными ролями. Глава семьи – мужчина, задача женщины – воспитывать детей и вести домашние дела. Очень долго считалось, что работать вне дома может только несчастная женщина – та, у которой нет мужа или он не способен обеспечивать семью. Впрочем, и в этих случаях ее брал под опеку кто-то из родственников. Трудиться она могла только в женском коллективе, покидать дом в сопровождении пожилой дамы или родственника-мужчины. В древности взрослая женщина закрывало лицо. Некоторые этнографы полагают, что подобный обычай мусульмане заимствовали именно у ассирийцев.

У ассирийской свадьбы множество особенностей, которые в нашем обществе принято считать традиционно "восточными". Например, равнинные ассирийцы могли похищать невесту из ее дома. Горные сватали девушку, предлагая ей кольцо, которое она должна была или отдать, или надеть на палец. У всех было принято платить выкуп за невесту, которая считалась собственностью ее отца. Тот, в свою очередь, был обязан выдать ей приданое. Брак освящался церковью, обязательным было венчание. Правда, и с астрологом о дате свадьбы посоветоваться не забывали. Пировали в доме жениха, и из своей комнаты молодые не выходили три дня и три ночи. Через месяц после свадьбы они на время уходили жить в дом жены, потом возвращались в дом мужа и оставались там.

Выйдя замуж, девушка становилась собственностью новой семьи. Она должна была быть кроткой, во всем угождать родителям мужа. Ослушание грозило разводом, а вернуться в дом отца было огромным позором.

Заключать браки ассирийцы стремились внутри своего народа. Породниться с "чужаками" считалось неправильным. Даже в ХХ веке ассирийцы могли объехать множество соседних городов, чтобы найти подходящую детям пару.

Приходите на шару

Большинство ассирийских праздников имеют религиозную основу или уходят корнями в тысячелетнее прошлое. Например, новый год отмечают 1 апреля. Этот праздник называется Ха б-Ниссан. В Месопотамии в конце марта – начале апреля разливались великие, дающие жизнь реки Тигр и Евфрат. С этого времени начинался новый хозяйственный цикл, жизнь побеждала смерть. Новый год праздновали 12 дней и ночей, но главной была ночь на 1 апреля. Интересно, что для этого дня ассирийцы проращивали пшеницу. Позже этот обычай стал частью Навруза. Возможно, именно от ассирийцев пришла и другая традиция.

Считается, что прообразом новогодней ели стало священное дерево ассирийцев: его изображали как ствол с украшенными горящими огнями ветвями, на концы которых насажены яблоки.

Одними из любимейших праздников ассирийцев являются дни святых Мар-Зайя (в январе и июне) и Мар-Ншалъ (в августе), день Мат Марьям – Успение Богородицы. Считается, что именно благодаря ассирийцам и их торжествам у нас появилось выражение "на шару". "Шара" - один из вариантов слова "праздник". На праздники было принято угощать любого гостя, который заглянет в дом. Отказать нельзя было даже бедняку или незнакомцу.

Спасение от геноцида

Сегодня ассирийцы проживают во многих странах мира – от Ирана и Сирии до США, Армении и России. Наибольшее число ассирийцев прибыли в Российскую империю в 1914-1915 годах, после разгрома антиосманского восстания и геноцида, ставшего его следствием. Тогда представители этого народа без преувеличения нашли спасение под властью российского царя, ведь были уничтожены сотни тысяч их соплеменников – те, кто не успели скрыться от турецких гонений.

По переписи 2010 года, в нашей стране насчитывается чуть больше 11 тыс. ассирийцев. Самые крупные общины находятся в Москве, Краснодарском крае и Ростовской области. Конечно, на новой земле им пришлось приспосабливаться к новым реалиям и в некоторой степени ассимилироваться. Например, русифицировались ассирийские фамилии: Бен-Йохананы стали Ивановыми. Однако в России ассирийцы смогли сохранить не только свои жизни, но и традиции и даже язык.

Мария Андреева

Жилище

На протяжении существования ассирийского государства в среде его населения проходило непрерывное имущественное расслоение. Быт рабовладельческой знати уже значительно отличался от быта ее предшественников – времен Хаммурапи, Шамшиадада и более ранних времен. Богатели не только цари, но и их придворные.

«Давно прошли те времена, – писал видный советский ассириолог И. М. Дьяконов, – когда ассирийские и вавилонские жрецы и вельможи времен Саргона I или Хаммурапи жили в скромных глинобитных домах, сидели на полу, на циновках, ели только ячменное варево с кунжутным маслом, лишь изредка с бараниной или рыбой да печеный на раскаленных стенках глиняного очага (тиндра Танура) лаваш (гирдая), запивая пивом из грубых глиняных кубков, и одевались в простую шерстяную ткань, обернутую вокруг туловища. Прошли те времена, когда деревянная кровать, дверь и табуретка завещались детям и внукам как семейная ценность; когда 2‑3 раба или рабыни – захваченные в походе чужеземцы – или забранные за долг дети разорившегося соседа, – служили и в поле, и дома, а сам хозяин не гнушался положить руку на рукоять плуга или на лопату садовника».

В доме знатного ассирийца было несколько комнат; в парадных помещениях стены украшались циновками, цветными тканями, коврами. В комнатах стояла мебель, украшенная металлическими пластинками и инкрустациями из слоновой кости и драгоценных камней.

Во многих домах под самой крышей были расположены окна. Так, при раскопках в Тель‑Асмаре (древнем Ашнунаке) в 1932‑1933 гг. в некоторых домах обнаружили в верхней части стен небольшие квадратные окна (55 кв. см) с деревянными или глиняными рамами. Надо полагать, что и в соседних ассирийских поселениях устраивались такие же окна, но они не сохранились, ибо верхние части домов разрушились. Кроме того, свет проникал через отверстие в крыше, предназначенное для выхода дыма.

Самые прохладные комнаты дома выходят во двор и помещаются в подвальном этаже, куда солнечные лучи не проникают. Пол в них настлан шлифованными терракотовыми плитами. Стены оштукатурены измельченной известью. Летом их поливают несколько раз в день, и вода, испаряясь, освежает воздух.

Бронзовая гиря в виде льва (Ассирия)

Глиняная гирька в виде утки (Ассирия)

У горожан обстановка была намного проще: несколько стульев и табуретов разнообразной формы, на прямых или скрещенных ножках. Спали обычно на циновках, за исключением хозяина и хозяйки дома, у которых были деревянные кровати на четырех ножках в виде львиных лап, с матрацем и двумя одеялами.

В одном из углов двора помещалась печь для хлеба; на столбах портика были развешаны бурдюки с вином и кувшины с водой для питья и умывания. На очаге, устроенном на открытом воздухе, стоял большой котел с кипящей водой.


Зажиточные ассирийцы по праздникам охотно ели мясо, запивая его вином. На их столе можно было увидеть и дичь, и акридов (саранча), и разнообразные фрукты (виноград, гранаты, яблоки, персики, вавилонские финики, мушмала). За трапезой они восседали на ложах из слоновой кости или дорогого дерева.

Бедные довольствовались небольшим количеством хлеба, лука, чеснока. Ели огурцы, приправленные солью и маслом, и рыбу, которую ловили в изобилии.

Основой питания раба был грубый ячменный хлеб, лук, чеснок и сушеная рыба.

Во время пиршества мужчины и женщины сидели в разных комнатах; в обычное же время все собирались за одним столом.

В доме размещались различные амулеты, призванные охранять домашних от «дурного глаза» и «злых духов». Чтобы избавиться от них, изображение духа в виде статуэтки помещали на видном месте. На ней часто вырезали текст заговора. Чтобы отогнать самого страшного демона – хозяина юго‑западного ветра, пламенное дыхание которого сушит посевы и сжигает лихорадкой людей и животных, над дверями и на террасах также подвешивали статуэтки с его изображением.

Другие аналогичные статуэтки зарывались под порогом, чтобы преградить доступ в дом «злым духам». Большинство из них – с головами различных животных, совершенно невиданных в мире.

Многочисленная армия богов также призвана бороться со «злыми духами». Каждый бог, которому это поручено, находится на том «боевом посту», где ожидается нападение. Нергал – на стене и под порогом; Эа и Мардук – в коридоре и проходах, по правую и левую сторону двери и около кровати. Утром и вечером хозяева ставят богам в углу яства и полные чаши с напитками.

Одежда

Костюм зажиточных ассирийцев состоял из платья с разрезом сбоку. Поверх рубашки‑туники знатный ассириец надевал иногда вышитую и украшенную бахромой или дорогим пурпуром цветную ткань из шерсти. На шее носили ожерелье, в ушах – серьги, на руках – массивные браслеты и запястья из бронзы, серебра или золота. Платья носили длинные, доходившие до пяток, в талии их охватывал широкий пояс.

Ремесленники, земледельцы, воины одевались скромнее и проще. Они носили более короткую тунику, доходившую до колен и не стеснявшую движение.

К сожалению, материалов, характеризующих костюм ассирийских женщин, нет ни в библиотеке Ашшурбанапала, ни у греческих писателей и историков. Женщины же, изображенные на стенах дворцов, не ассириянки, а пленницы из числа побежденных народов. Исключением является небольшой барельеф из дворца в Ниневии. На нем изображен царь Ашшурбанапал, пирующий в саду с одной из своих жен. Сам царь возлежит на роскошном ложе, а царица сидит у его ног в кресле. Ее стан облегает просторное, гладкое и тяжелое одеяние, без пояса, ниспадающее до пят. Ниже колен оно украшено двумя полосами. Волосы стянуты на лбу повязкой.

При выходе из дому свободная ассириянка обязательно надевала нарядное покрывало. Его полагалось набрасывать на лицо при посторонних людях. Рабыням (а также проституткам) носить его строго запрещалось.

Парадная одежда ассирийского царя состояла из темно‑синего, расшитого красными розетками верхнего платья с короткими рукавами; в талии оно было стянуто широким поясом с тремя правильно сложенными складками; пояс обшивался по нижнему краю бахромой, каждая кисть которой оканчивалась четырьмя нитками стеклянных бус. Поверх туники надевалось нечто вроде длинной епанчи (верхней одежды без рукавов или с очень короткими рукавами). Она доходила только до поясницы и была так расшита узорами, что самой материи почти не было видно.

На голове царь носил высокую тиару в форме усеченного конуса, которая плотно прилегала к очертаниям лба и висков; она из белой шерсти с синими полосками. Широкая лента, усеянная розетками из золотых ниток, поддерживала тиару на лбу, и оба ее конца, завязанные узлом сзади, падали на затылок.

В руке царь держал длинный скипетр, в рост человека. За ним рабы несли зонт и большое опахало из перьев.

Украшения из драгоценных металлов соответствовали одежде. Мужчины сохраняли обычай носить в ушах серьги. Они состояли из простого золотого колечка с тремя шариками и подвески. Браслеты изысканной формы обыкновенно надевали по два на каждую руку. Первый носили выше локтя. Состоял он из золотого спирального кольца, каждый конец которого оканчивался львиной головой. Браслет, надевающийся на запястье, тоже был изготовлен из золота. Некоторые браслеты украшали изящной розеткой из драгоценных камней. Все эти украшения были выполнены с большим искусством. Головки льва выразительны, рисунки размещены со вкусом, способ сочетания различных узоров весьма оригинален.

К ассирийскому костюму, сотканному из золотых нитей, часто привешивались магические эмблемы богов: полумесяц Сина, диск с четырьмя лучами, представляющий Шамаша‑солнце, молния с тремя остриями – громовержца Адада. Все это, скорее, амулеты, а не украшения.

У ассирийцев была своя специфическая традиция. Все они носили длинные завитые волосы, остроконечную, аккуратно завитую и тщательно расчесанную бороду. Безбородыми изображались только евнухи.

Особую одежду носили воины. Одни из них, принадлежавшие к подвижным легким отрядам, были одеты в латы из маленьких металлических пластинок, прикрывавших грудь; из‑под лат спускалась туника. Другие носили коническую каску, к которой прикреплялось покрывало, спускавшееся на затылок и обрамлявшее подбородок.

Глава V. Быт и нравы древних ассирийцев

На протяжении существования ассирийского государства в среде его населения проходило непрерывное имущественное расслоение. Быт рабовладельческой знати уже значительно отличался от быта ее предшественников – времен Хаммурапи, Шамшиадада и более ранних времен. Богатели не только цари, но и их придворные.

«Давно прошли те времена, – писал видный советский ассириолог И. М. Дьяконов, – когда ассирийские и вавилонские жрецы и вельможи времен Саргона I или Хаммурапи жили в скромных глинобитных домах, сидели на полу, на циновках, ели только ячменное варево с кунжутным маслом, лишь изредка с бараниной или рыбой да печеный на раскаленных стенках глиняного очага (тиндра Танура) лаваш (гирдая), запивая пивом из грубых глиняных кубков, и одевались в простую шерстяную ткань, обернутую вокруг туловища. Прошли те времена, когда деревянная кровать, дверь и табуретка завещались детям и внукам как семейная ценность; когда 2-3 раба или рабыни – захваченные в походе чужеземцы – или забранные за долг дети разорившегося соседа, – служили и в поле, и дома, а сам хозяин не гнушался положить руку на рукоять плуга или на лопату садовника».

В доме знатного ассирийца было несколько комнат; в парадных помещениях стены украшались циновками, цветными тканями, коврами. В комнатах стояла мебель, украшенная металлическими пластинками и инкрустациями из слоновой кости и драгоценных камней.

Во многих домах под самой крышей были расположены окна. Так, при раскопках в Тель-Асмаре (древнем Ашнунаке) в 1932-1933 гг. в некоторых домах обнаружили в верхней части стен небольшие квадратные окна (55 кв. см) с деревянными или глиняными рамами. Надо полагать, что и в соседних ассирийских поселениях устраивались такие же окна, но они не сохранились, ибо верхние части домов разрушились. Кроме того, свет проникал через отверстие в крыше, предназначенное для выхода дыма.

Самые прохладные комнаты дома выходят во двор и помещаются в подвальном этаже, куда солнечные лучи не проникают. Пол в них настлан шлифованными терракотовыми плитами. Стены оштукатурены измельченной известью. Летом их поливают несколько раз в день, и вода, испаряясь, освежает воздух.

Бронзовая гиря в виде льва (Ассирия)

Глиняная гирька в виде утки (Ассирия)

У горожан обстановка была намного проще: несколько стульев и табуретов разнообразной формы, на прямых или скрещенных ножках. Спали обычно на циновках, за исключением хозяина и хозяйки дома, у которых были деревянные кровати на четырех ножках в виде львиных лап, с матрацем и двумя одеялами.

В одном из углов двора помещалась печь для хлеба; на столбах портика были развешаны бурдюки с вином и кувшины с водой для питья и умывания. На очаге, устроенном на открытом воздухе, стоял большой котел с кипящей водой.

Зажиточные ассирийцы по праздникам охотно ели мясо, запивая его вином. На их столе можно было увидеть и дичь, и акридов (саранча), и разнообразные фрукты (виноград, гранаты, яблоки, персики, вавилонские финики, мушмала). За трапезой они восседали на ложах из слоновой кости или дорогого дерева.

Бедные довольствовались небольшим количеством хлеба, лука, чеснока. Ели огурцы, приправленные солью и маслом, и рыбу, которую ловили в изобилии.

Основой питания раба был грубый ячменный хлеб, лук, чеснок и сушеная рыба.

Во время пиршества мужчины и женщины сидели в разных комнатах; в обычное же время все собирались за одним столом.

В доме размещались различные амулеты, призванные охранять домашних от «дурного глаза» и «злых духов». Чтобы избавиться от них, изображение духа в виде статуэтки помещали на видном месте. На ней часто вырезали текст заговора. Чтобы отогнать самого страшного демона – хозяина юго-западного ветра, пламенное дыхание которого сушит посевы и сжигает лихорадкой людей и животных, над дверями и на террасах также подвешивали статуэтки с его изображением.

Другие аналогичные статуэтки зарывались под порогом, чтобы преградить доступ в дом «злым духам». Большинство из них – с головами различных животных, совершенно невиданных в мире.

Многочисленная армия богов также призвана бороться со «злыми духами». Каждый бог, которому это поручено, находится на том «боевом посту», где ожидается нападение. Нергал – на стене и под порогом; Эа и Мардук – в коридоре и проходах, по правую и левую сторону двери и около кровати. Утром и вечером хозяева ставят богам в углу яства и полные чаши с напитками.

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Глава XII МОРАЛЬ И НРАВЫ Одной из основных миссий Церкви, влияние которой на людей все более и более крепло, был контроль за их поведением. В отличие от религий древности и в отличие практически от всех других религий, за исключением иудаизма (от которого оно и происходит) и

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Глава XIII НРАВЫ ДУХОВЕНСТВА В течение всего Средневековья существовали плохие епископы, плохие священники и плохие монахи. Но иногда их бывало больше, а иногда меньше. Десятый век относится к временам, когда их было много, но все же к концу столетия наметилось

Из книги История Рима. Том 1 автора Моммзен Теодор

ГЛАВА XIII РЕЛИГИЯ И НРАВЫ. Жизнь римлянина протекала в строгом соблюдении условных приличий, и чем более он был знатен, тем менее он был свободен. Всемогущие обычаи замыкали его в узкую сферу помыслов и деяний, и гордостью его было прожить жизнь строго и серьезно или, по

Из книги Иван Грозный автора Валишевский Казимир

Глава четвертая Нравы Внешний вид и моральная сторона. Женщина. Семья. Общество.I. Внешний вид и моральная сторонаЗавоеватели XIII века не мешали культурному развитию Руси. Напротив, они сами, до некоторой степени, передали ей свою цивилизацию. Взгляните на москвича XVI века:

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

РЕЛИГИЯ ВАВИЛОНЯН И АССИРИЙЦЕВ Религия вавилонян в ее основных чертах сходна с религиями всех первобытных народов. Основной принцип первобытной религии составляет абсолютная зависимость человека от природы, громадной власти которой он еще не может противопоставить

автора Еникеев Гали Рашитович

Глава 1 «Этнос древних монголов», первооснователей монгольской державы, кто они были? Название и самоназвание этноса «древних монголов» «То, что патриотично настроенного автора интересует история Отечества - закономерно, равно как и то, что его отношение к традиционной

Из книги Корона Ордынской империи, или Татарского ига не было автора Еникеев Гали Рашитович

Глава 3 Сведения об антропологических признаках «древних монголов», или древних и средневековых татар Л. Н. Гумилев пишет: «Самые древние монголы ничего общего не имели с блондинами, населявшими Европу. Европейские путешественники XIII в. никакого сходства между

Из книги Корона Ордынской империи, или Татарского ига не было автора Еникеев Гали Рашитович

Глава 4 Особенности месторазвития «древних монголов». Кимаки и кыпчаки. Некоторые сведения о материальной культуре этноса «древних монголов», или татар Чынгыз хана «Евразия - степная полоса от Хингана до Карпат, ограниченная с севера «таежным морем», то есть сплошной

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

4. Культура халдеев и ассирийцев Можно с уверенностью сказать, что халдейская культура не была заимствована у египтян, а была совершенно самостоятельной и очень своеобразной. Откуда произошли первые, основные элементы этой культуры, можно догадываться по сообщаемому вЗанятия древних ассирийцев В конце XII - начале XI в. до н. э. в Ассирии царствовал Тиглатпаласар I. Теперь ассирийцы под влиянием постоянных войн все больше времени уделяли военному делу и завоевательным походам.В 1224 г. до н. э. Вавилония была захвачена ассирийцами. Это

Из книги История древней Ассирии автора Садаев Давид Челябович

Религиозные представления древних ассирийцев Религии Ассирии и Вавилонии имеют между собой много общего. Основы религиозной системы и почти все божества у ассирийцев и вавилонян были одни и те же. Религиозные тексты (гимны в честь богов, ритуальные предписания т. д.),

Из книги Ассирийская держава. От города-государства - к империи автора Мочалов Михаил Юрьевич

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.