Инструмент        31.01.2024   

Тайна ханукальной меноры. Золотая менора Что означает подсвечник у евреев

Семирожковая лампа, некогда стоявшая в Иерусалимском Храме; один из наиболее стойких символов в иудаизме. Менора служила принадлежностью иудейского алтаря еще во время странствий в пустыне; и по сей день она демонстрирует преемственность традиций еврейского народа от Моисея до наших дней. В Торе Господь подробнейшим образом объясняет, как делать менору и как ее зажигать. Согласно мидрашам, объяснения показались Моисею слишком сложными, и тогда Господь сам сотворил для него менору.

Менора имеет семь ответвлений, украшенных золотыми цветами миндаля. Огонь меноры – это огонь чистейшего оливкового масла. В храме Соломона (как утверждает более поздняя традиция) изначальную менору ежедневно зажигал первосвященник, а десять других менор стояли рядом с ней, исполняя декоративную функцию. Когда вавилоняне разрушили Первый Храм, все золотые меноры были сломаны; однако легенда говорит о том, что изначальная менора была спрятана и сохранена в изгнании. Во время мятежа Маккавеев Антиох изъял менору из Храма, но Иуда Маккавей сделал новую. Подставка этой меноры напоминала основание храма Аполлона.

После разрушения Второго Храма менора была увезена в Рим и установлена в построенном Веспасианом Храме Мира. Существуют рассказы о том, что далее менора была увезена в Константинополь или возвращена в Иерусалим; но ее окончательная судьба неизвестна. В честь победы над Израилем в Риме воздвигли триумфальную арку, внутри которой было изображено, как побежденные и обращенные в рабство евреи приносят менору. По мнению ученых, двойная восьмиугольная подставка этой меноры свидетельствует о том, что Тит захватил не изначальную менору, которая стояла на трех ножках, а всего лишь одну из декоративных ламп. И по сей день иудеи избегают проходить под этой аркой, символизирующей изгнание, трагедию и поражение.

После разрушения храма менора стала основной эмблемой выживания евреев и стойкости их традиций. Согласно Талмуду, менору нельзя копировать полностью; поэтому в более поздних копиях отсутствуют некоторые детали, упомянутые в Библии. В античные времена менора часто изображалась на мозаиках и фресках синагог, на могилах, на сосудах, лампах, амулетах, печатях и перстнях. В средние века менора становится популярным мотивом книжных иллюстраций и обложек.

В наше время менора – важный элемент синагогального искусства; в частности, ее можно увидеть на витражах, ковчегах и футлярах для Торы, а также в качестве архитектурной детали. Государство Израиль избрало менору своей эмблемой; ее изображают на печатях, монетах и сувенирах. Большая скульптурная менора работы Бенно Элькана стоит перед зданием Кнессета в Иерусалиме. Она является символом возрождения еврейского народа после долгих лет изгнания и лишений. Ботаники полагают, что форма меноры была навеяна растением, называемым «мория» (salvia palaestinae), которое произрастает в Израиле и пустыне Синай. Высушенное на плоской поверхности, оно поразительно напоминает менору, также имеющую шесть ветвей и центральный ствол.

Существует множество толкований мистического смысла меноры, особенно ее семи ветвей. В древности считалось, что небеса состоят из семи планет и семи сфер. Эллинистический иудейский философ Филон считал, что менора символизирует семь планет, которые являются наивысшими предметами, доступными человеческому восприятию. Он же утверждал, что золото, из которого сделана менора, и ее свет символизируют божественный свет, или Логос. Кроме того, считалось, что семь ветвей меноры отображают семь дней Творения. Менора сравнивается и с Древом Жизни, поскольку напоминает дерево. Некоторые видят в меноре перевернутое дерево, укорененное в небесах. Если ветви меноры изогнуть, то сверху она будет выглядеть как Звезда Давида.

Каббалисты считали менору главным символом Древа Сефирот (божественных эманации). Центральный ствол символизирует Тиферет – Великолепие, Центральную Линию, Источник Изобилия, перетекающего в шесть остальных сефирот. Масло символизирует внутреннюю душу Сефирот, которая проистекает от Эйн Соф – Вечного Источника. Мистики XV столетия назвали 67-ой Псалом «Псалмом меноры». По преданию, он был выгравирован в форме меноры на щите Давида, и часто воспроизводится в таком виде на амулетах и в молитвенниках евреев Средиземноморья. В практической Каббале менора служит оружием против демонов. Хасидская традиция утверждает, что форма меноры имитирует шестикрылого ангела, «серафима», чье имя произошло от еврейского слова, обозначающего огонь. Господь якобы продемонстрировал Моисею образ Горнего Серафима и повелел воссоздать его земными средствами.

Ханукальная менора, имеющая девять рожков, напоминает Храмовую, но имеет совсем иное происхождение и чаще всего служит не лампой, а подсвечником. Восемь рожков символизируют чудо, происшедшее во времена Иуды Маккавея, когда однодневного запаса освященного масла, найденного в оскверненном Храме, хватило на восемь дней непрерывного горения меноры. Девятый огонек служит для зажигания восьми остальных. В старину ханукальная менора висела слева от входной двери, напротив мезузы, как знак публичного свидетельства о чуде. Когда такие свидетельства стали небезопасными, иудейский закон предписал зажигать менору только внутри помещения. На протяжении многих столетий ханукальная менора представляла собой прямой ряд масляных рожков или подсвечников, укрепленный на пластине, которая позволяла вешать ее на стену или на дверь. В средние века в синагогах появились копии семирожковой меноры, которую зажигали для блага бедняков и странников, не имеющих возможности зажечь собственную менору в день Хануки. Именно эти стоячие меноры, дополненные двумя рожками, стали моделью для современных домашних менор, зажигаемых в день Хануки. Кроме чуда, свершившегося в старину, на ханукальных менорах часто изображаются другие сюжеты и персонажи. Это Лев Иудеи; еврейский народ и Иуда Маккавей; Юдифь, чья история имеет параллели с чудом Хануки; орлы, олени и прочие животные; и многие другие мотивы из Библии, истории и декоративно-прикладного искусства. Единственное обязательное требование, предъявляемое ритуалом, заключается в том, что восемь боковых рожков должны находиться на одной линии, но при этом огни не должны сливаться в один.

Библия говорит о меноре, или светильнике, на трех уровнях: в Торе, в Пророках и в Новом Завете. Моисей повелел построить золотой семисвечник и разместить его в Святом Скинии (Исход 25:31-40).

Священникам было необходимо заботиться о светильнике, но мы не видим конкретных учений о духовном значении меноры. И когда чему-то в Торе нет ясного объяснения — как Празднику Труб, например — часто так происходит по той причине, что это может быть понято лишь в свете Нового Завета.

В ханукальной истории евреи, руководимые Иегудой Маккаби и его небольшой армией, побеждают царя Сирии, Антиоха Епифана. Это действительно было чудо, что такая крохотная армия евреев смогла победить преобладающие сирийские войска.

Антиох Епифан, разграбивший Иерусалим в 168 г. до н.э., осквернил Храм, принеся в жертву свинью на алтаре, воздвиг алтарь богу Юпитеру, запретил Храмовое поклонение (жертвы), запретил обрезание под страхом смерти, продал тысячи евреев в рабство, уничтожил все копии Писаний, которые смог найти, убил всех, кто осмелился прятать у себя свитки Писаний, и прибегал ко всем мыслимым и немыслимым пыткам, чтобы заставить евреев отречься от своей веры.

Менора

После победы евреев, Храм, в том числе менора, был восстановлен маккавеями, празднующими новый праздник Ханука (что в переводе — «освящение»). Светильник для праздника Ханука называется на иврите Ханукия. У него девять свечей, что напоминают о восьми днях, которые менора в Храме продолжала гореть, несмотря на то, что масла хватало лишь на один день (согласно преданию), и одной дополнительной свече, названной шамаш, которая используется для зажигания остальных. Несмотря на то, что большинство американских евреев называют это «менора» — это не точная копия меноры в Скинии. Тем не менее, такой светильник должен ясно представлять храмовую менору в религиозной иудейской традиции, в память о чуде, произошедшем с семисвечной менорой во время освящения Храма.

Знак восстановления

На втором уровне, пророк Захария получил видение таинственной меноры с двумя оливковыми деревьями — каждое по свою сторону. Это символизировало, что Господь восстанавливает Сион и Храм силой Его милости и Духа (Захария 4:1-10). Это видение стало основой для официального символа и печати современного государства Израиль.

Тело Мессии

Третий уровень находится в книге Откровения, в которой Иоанн описывает сверхъестественное видение Иешуа в славе, стоящего посреди семи зажженных светильников. Вероятнее всего, если мы собираемся соответствовать Писанию, что менора, увиденная Иоанном, была семисвечной, или же это были семь менор с 49 свечами в целом. Слово, обозначающее «светильник» в Еврейских Писаниях — это почти всегда «менора», семисвечный светильник. В греческом переводе Ветхого Завета, то же самое греческое слово применяется для «меноры», что и для «светильника», в книге Откровения у Иоанна. В Еврейском Новом Завете, «светильник» переведен как «менора». Кроме того, менора (или меноры) в Откровении также сделаны из золота, соответственно тому, что говорил Всевышний Моисею (Исход 25 глава).

Каждая ветвь меноры (или каждая менора) представляет собой семь церквей или общин Малой Азии (Откровение 1:12, 20), которые символизируют все виды и направления, составляющие мировую Экклезию, или тело верующих. И давайте не забывать — все что было в Храме, было лишь тенью небесной реальности (Евреям 8:5). Менора представляет собой всемирное сообщество верующих.

Так же, как Моисеев светильник находит выражение в иудейской религиозной традиции, пророческое видение Захарии выражается в современном Сионизме, и видение Иоанна отображает людей из всех народов, языков и наций, прославляемых силой Божьей.


Единство приносит Божий огонь

Мы знаем, что менора в Храме должна была быть построена согласно инструкциям, данным Богом Моисею. («Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе.» (Книга Исход 25:40) . Так что, если семисвечная менора из видения Иоанна представляет собой объединенное тело верующих, тогда и огонь также должен иметь значение.

Без меноры не будет огня, уж точно не получится собранного, направленного и сфокусированного огня. Как только менора была построена, ее можно зажечь. Точно так, когда верующие собрались в Шавуот (Пятидесятницу) в единстве — с одной целью и задачей, ожидая Святого Духа — они стали этой духовной менорой, которую можно было зажечь, и Дух сошел в языках пламенных. В самом деле, образ 120-ти с языками пламенными над ними — это образ одной меноры со многими ветвями. Каждая ветвь зажжена, исполняя Божью волю.

Когда менора была на своем месте — как и говорил Иешуа («вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. «(Евангелие от Луки 24:49) — огонь Святого Духа смог не только сойти на нее, но и действовать через каждого верующего. Плодом стало то, что три тысячи мужчин, не считая женщин и детей, родились свыше в тот самый день.

Урок в том, что так же как и менора, Тело Мессии должно быть построено согласно небесному плану. Иешуа говорит нам в Евангелии от Иоанна 17 главе, о Своем глубоком желании единства среди верующих. Только когда тело в единстве, Дух может двигаться так, как Он хочет (Деяния 2 глава). Сплетни, злословие, разногласия, ревность — подобное может помешать подлинному огню Божьему.

Только слуга может зажечь свечи

Интересно, что согласно еврейской традиции есть одна особая свеча, шамаш, которая оставляет Свое особенное место выше прочих свечей, спускается и делится светом с еще пока не зажженными. Шамаш переводится как «слуга». И лишь когда шамаш поделится светом с другими свечами, Он возвращается на Свое место, тем самым, опять таки, находясь выше других свечей. Необъяснимо для большинства религиозных иудеев, но становится очень понятным после прочтения Послания Филиппийцам:

6. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

7. но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (слуги, шамаша!), сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

8. смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

10. дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних…

(Послание к Филиппийцам 2:6-10)

Свети своим светом!

Еще одно. Согласно еврейской традиции, мы берем зажженную Ханукию и ставим ее на окно, провозглашая Ханукальное чудо для всех, кто ее видит. Имел ли Иешуа это в виду (хотя традиция и появилась позже), когда Он говорил: «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Св. Евангелие от Матфея 5:14-16)?

Или: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.» (Св. Евангелие от Иоанна 8:12)?

Подписывайтесь:

Возможно, вы также найдете интересным тот факт, что сам Иешуа праздновал Хануку. В Евангелии от Иоанна 10:22 говорится о том, что Он был в Иерусалиме на Празднике Обновления (Ханука). Каков же урок?

1. Стремиться к единству (Филиппийцам 1:7)
2. Ожидать Духа Святого (Деяния 2:1-4)
3. Давать светить своему свету (Матфея 5:14-16)

(евр. - светильник) - один из наиболее древних символов иудаизма, металлический подсвечник с семью глиняными или стеклянными лампадами. Форма меноры восходит к описанному в Библии семисвечнику, олицетворяющему семь церквей Малой Азии и символизирующему семь планет и семь дней Творения. Например, иудейский философ Филон считал, что менора символизирует семь планет, являющихся наивысшими предметами, доступными человеческому восприятию. Он же утверждал, что золото, из которого сделана менора, и ее свет символизируют Божественный свет, или логос. Кроме того, менора идентифицируется с храмом Соломона. После разрушения Второго храма императором Титом в 70 менора стала символом выживания и преемственности традиций еврейской нации. В настоящее время она является эмблемой Израиля, изображаемой на печатях и монетах. Большая скульптурная менора работы Бенно Элькана стоит перед зданием кнессета в Иерусалиме, символизируя возрождение еврейского народа после долгих лет изгнания и лишений. Менору часто сравнивают с перевернутым деревом жизни, укоренившимся на небесах. Так, каббалисты считают ее символом дерева Сефирот - совокупности десяти божественных эманаций мира, - где семь рожков представляют семь нижних сефирот, ствол - Сефиру Тиферет (еврейск. «красота»), а масло - неистощимый источник благодати (Айн Соф), вечно изливающейся в нижние миры. В практической Каббале менора служит орудием против демонов. Если ветви меноры изогнуть, сверху она будет выглядеть как звезда Давида. Хасиды сравнивают менору с шестикрылым серафимом, чье имя произошло от еврейского слова, обозначающего огонь. Господь якобы продемонстрировал Моисею образ серафима и повелел воссоздать его земными средствами. Правила изготовления и применения меноры подробно описаны в 29-й главе Исхода. Легендарная менора, дарованная Богом Моисею в годы странствий в пустыне, имела треножное основание, но Талмуд запрещает ее копировать во всех подробностях. После разрушения Иерусалимского храма она исчезла, и с тех пор в ритуале используются ее приблизительные копии, стоящие на круглых или шестиугольных подставках. Ботаники полагают, что форма меноры была навеяна растением, называемым «мория», которое произрастает в Израиле и в пустыне Синай и, высушенное на плоской поверхности, напоминает менору. Как утверждает более поздняя традиция, в храме Соломона изначальную менору зажигал первосвященник, а десять остальных стояли рядом, исполняя декоративную функцию. Когда вавилоняне разрушили Первый храм, все золотые меноры были сломаны. Однако, по легенде, первоначальную менору спрятали и сохранили в изгнании. После разрушения Второго храма менора была увезена в Рим и установлена в построенном Веспасианом Храме мира. Позднее она была увезена в Константинополь или в Иерусалим, где и исчезла при невыясненных обстоятельствах. В античные времена менора часто изображалась на мозаиках и фресках синагог, на могилах, сосудах, лампах, амулетах, печатях и перстнях. В Средние века менора становится популярным мотивом книжных иллюстраций и обложек. В наше время менора - важный элемент синагогального искусства: ее можно увидеть на витражах, ковчегах и футлярах для Торы, а также в качестве архитектурной детали. Ханукальная менора с девятью рожками внешне напоминает храмовую, но имеет другое происхождение. Восемь рожков подсвечника символизируют чудо, произошедшее во времена Иуды Маккавея, когда дневного запаса священного масла, найденного в оскверненном храме, хватило на восемь дней непрерывного горения. Девятый огонек служит для зажигания восьми остальных. В старину ханукальная менора висела слева от входной двери, напротив мезузы, как знак публичного свидетельства о чуде. Когда же такие свидетельства стали небезопасными, иудейский закон предписал зажигать менору только внутри помещения. В Средние века в синагогах появились копии семирожковой меноры, которую зажигали для блага бедняков и странников, не имеющих возможности зажечь собственную лампу в день Хануки. Именно эти стоячие меноры, дополненные двумя рожками, стали моделью для современных домашних менор. Сохранилось строго соблюдаемое требование, чтобы восемь боковых рожков находились на одной линии, но их огни не сливались. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия мистических терминов. М., 1998; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Другие новости по теме.

[древнееврейское] - у евреев: подсвечник для семи свечей. Первоначально служил для литургических целей.

Менора , или минора (еврейское - светильник) - один из наиболее древних символов иудаизма, металлический подсвечник с семью глиняными или стеклянными лампадами. Форма меноры восходит к описанному в Библии семисвечнику, олицетворяющему семь церквей Малой Азии и символизирующему семь планет и семь дней Творения. Например, иудейский философ Филон считал, что менора символизирует семь планет, являющихся наивысшими предметами, доступными человеческому восприятию. Он же утверждал, что золото, из которого сделана менора, и ее свет символизируют Божественный свет, или логос.

Кроме того, менора идентифицируется с храмом Соломона. После разрушения Второго храма императором Титом в 70 менора стала символом выживания и преемственности традиций еврейской нации. В настоящее время она является эмблемой Израиля, изображаемой на печатях и монетах. Большая скульптурная менора работы Бенно Элькана стоит перед зданием кнессета в Иерусалиме, символизируя возрождение еврейского народа после долгих лет изгнания и лишений.

Менору часто сравнивают с перевернутым деревом жизни, укоренившимся на небесах. Так, каббалисты считают ее символом дерева Сефирот - совокупности десяти божественных эманации мира, - где семь рожков представляют семь нижних сефирот, ствол - Сефиру Тиферет (еврейское "красота"), а масло - неистощимый источник благодати (Айн Соф), вечно изливающейся в нижние миры. В практической Каббале менора служит орудием против демонов. Если ветви меноры изогнуть, сверху она будет выглядеть как звезда Давида. Хасиды сравнивают менору с шестикрылым серафимом, чье имя произошло от еврейского слова, обозначающего огонь. Господь якобы продемонстрировал Моисею образ серафима и повелел воссоздать его земными средствами.

Правила изготовления и применения меноры подробно описаны в 29-й главе Исхода. Легендарная менора, дарованная Богом Моисею в годы странствий в пустыне, имела треножное основание, но Талмуд запрещает ее копировать во всех подробностях. После разрушения Иерусалимского храма она исчезла, и с тех пор в ритуале используются ее приблизительные копии, стоящие на круглых или шестиугольных подставках. Ботаники полагают, что форма меноры была навеяна растением, называемым "мория", которое произрастает в Израиле и в пустыне Синай и, высушенное на плоской поверхности, напоминает менору.

Как утверждает более поздняя традиция, в храме Соломона изначальную менору зажигал первосвященник, а десять остальных стояли рядом, исполняя декоративную функцию. Когда вавилоняне разрушили Первый храм, все золотые меноры были сломаны. Однако, по легенде, первоначальную менору спрятали и сохранили в изгнании. После разрушения Второго храма менора была увезена в Рим и установлена в построенном Веспасианом Храме мира. Позднее она была увезена в Константинополь или в Иерусалим, где и исчезла при невыясненных обстоятельствах.

В античные времена менора часто изображалась на мозаиках и фресках синагог, на могилах, сосудах, лампах, амулетах, печатях и перстнях. В Средние века менора становится популярным мотивом книжных иллюстраций и обложек. В наше время менора - важный элемент синагогального искусства: ее можно увидеть на витражах, ковчегах и футлярах для Торы, а также в качестве архитектурной детали.

Ханукальная менора с девятью рожками внешне напоминает храмовую, но имеет другое происхождение. Восемь рожков подсвечника символизируют чудо, произошедшее во времена Иуды Маккавея, когда дневного запаса священного масла, найденного в оскверненном храме, хватило на восемь дней непрерывного горения. Девятый огонек служит для зажигания восьми остальных. В старину ханукальная менора висела слева от входной двери, напротив мезузы, как знак публичного свидетельства о чуде. Когда же такие свидетельства стали небезопасными, иудейский закон предписал зажигать менору только внутри помещения.

В Средние века в синагогах появились копии семирожковой меноры, которую зажигали для блага бедняков и странников, не имеющих возможности зажечь собственную лампу в день Хануки. Именно эти стоячие меноры, дополненные двумя рожками, стали моделью для современных домашних менор. Сохранилось строго соблюдаемое требование, чтобы восемь боковых рожков находились на одной линии, но их огни не сливались.

Центральный элемент ханукального дискурса - менора, храмовый светильник, который, согласно Талмуду, горел восемь дней, хотя масла в нем должно было хватить лишь на сутки. Поэтому предханукальные факты будут о меноре.

1. Заповедь изготовить для скинии особый золотой светильник приводится в книге Исход (Шмот): «И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями» (Исх 25:31-39).

Первосвященник Аарон зажигает менору. Средневековая миниатюра

По преданию, Бог показал Моисею образец, дабы мастера, изготавливая копию, ничего не напутали. А честь зажигать менору была доверена лично первосвященнику.

2. В еврейской литературе есть множество версий, объясняющих, что символизировала храмовая менора. Самую оригинальную трактовку предложил дон Ицхак Абрабанель , философ и политический деятель второй половины XV века. По его мнению, менора обозначает семь свободных искусств, входивших в программу европейских университетов: «Менора символизирует второй вид награды - награды духовной, ибо сказано: “Душа человека - светильник Господень…” (Мишлей 20:27) А ее семь свечей олицетворяли собой семь наук, коренящихся в Божественной Торе». Впрочем, об этом мы уже писали .

Менора. Мозаика из синагоги в Тверии, V век н.э.

3. Построив Храм в Иерусалиме, Соломон перенес туда менору Моисея, а рядом поставил еще десять золотых светильников. Там она простояла до вавилонского завоевания, а потом досталась одному из воевод царя Навуходоносора: «И блюда, и щипцы, и чаши, и котлы, и светильники, и фимиамники, и кружки, что было золотое - золотое, и что было серебряное - серебряное, взял начальник телохранителей» (Иер 52:19).
Через 70 лет, разрешив евреям возвратиться на родину и восстановить Храм, персидский царь Кир вернул им уцелевшие священные сосуды, однако меноры среди них не оказалось (I Езд 1:7-11) - видимо, она была разбита, переплавлена или утеряна. Впрочем, многие евреи утешают себя легендой, что незадолго до разрушения Храма пророк Иеремия укрыл менору в потайном месте, известном только ему, и в конце времен она непременно отыщется.

4. Пророк Захария, живший в эпоху возвращения евреев из Вавилона, в одном видении узрел «светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее», то есть менору. Поскольку Захария жил в эпоху упадка пророчествований, он не смог самостоятельно истолковать видение и обратился за разъяснением к ангелу. И услышал в ответ: «Это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Воинств» (Зах 4:2-3, 4:6). И действительно, несмотря на протесты и доносы окрестных племен, возвращение евреев в Сион прошло более или менее мирно.

Рукопись Рамбама с изображением меноры

5. С эпохи Второго Храма менора превратилась в национальный еврейский символ. Ее изображение археологи находят на монетах, солнечных часах, мозаичных полах и стенах домов и синагог, надгробных плитах. В последнем случае менору нередко изображали в виде цветущего растения с переплетенными ветвями. Возможно, это намек на мидраш, согласно которому храмовый семисвечник символизировал древо жизни.

6. Практически на всех дошедших до нас изображениях ветви у меноры изогнуты. Однако, по мнению некоторых правоверных иудеев (прежде всего любавических хасидов), храмовый семисвечник был совсем не таким, а с прямыми ветвями, как в одной из рукописей Рамбама. Что же до сохранившихся изображений, то, по их мнению, на них мы видим неправильных пчел какие-то другие светильники.

7. Золотая менора, изготовленная для Второго Храма, вместе с другой храмовой утварью была захвачена войсками Антиоха Епифана, отступавшими через Иерусалим после поражения в войне с Египтом:
«После поражения Египта Антиох возвратился в сто сорок третьем году и пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением; вошел во святилище с надменностью и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его, и трапезу предложения, и возлияльники, и чаши, и кадильницы золотые, и завесу, и венцы, и золотое украшение, бывшее снаружи храма, и всё обобрал» (I Макк 1:20-22).

8. Поэтому после освобождения Иерусалима и Храма еврейским повстанцам пришлось изготовить новый светильник. По словам Иосифа Флавия , он был сделан из золота. Однако Талмуд утверждает, что первоначально новая менора была железной, и лишь впоследствии ее удалось заменить сначала серебряной, а затем золотой (Авода Зара 43-а).

9. Если речь заходит о меноре во Втором Храме, все, естественно, вспоминают «чудо с маслом»: изгнав греков из Иерусалима, Хасмонеи нашли только один маленькой кувшинчик неоскверненного масла, которого хватило бы всего на день, но которое, тем не менее, горело целых восемь дней. К сожалению, впервые об этом чуде упоминает только Вавилонский Талмуд. Ни в одном из более ранних источников - Маккавейских книгах, трудах Флавия и т.д. - об этом нет ни слова. Скептики делают вывод, что на самом деле никакого чуда и не было, а люди благочестивые - что у евреев просто не было повода о нем вспоминать.

10. Сегодня в Израиле есть несколько футбольных клубов «Маккаби», носящих имя главного героя Хануки. Однако изображение меноры почему-то красуется на эмблеме другого клуба - иерусалимского «Бейтара».

11. На знаменитой арке Тита в Риме изображены воины, несущие, среди прочих трофеев, огромный светильник. Большинство исследователей полагает, что это менора из Иерусалимского Храма.

Кстати, стоит заметить, что вопреки распространенному мнению эта арка вовсе не триумфальная, а поминальная: ее возвел император Домициан в память о дорогом брате Тите. А триумфальной арки самого Тита не сохранилось - ее разобрали на строительные материалы в XIII веке.

Арка Тита (фрагмент)

Как уже было сказано, некоторые раввины уверяли, что на арке изображена совсем не менора. Однако правительство Израиля к этому мнению не прислушалось, и светильник с арки стал государственным гербом.

12. Впрочем, менора стала официальной эмблемой еще до создания государства Израиль. В годы Первой мировой войны по инициативе Владимира Жаботинского в составе английской армии был сформирован Еврейский легион, принявший участие в боях в Палестине. В 1919 году Еврейский легион переименовали в Первый полк Иудеи (First Judeans), и у него появилась эмблема - семисвечник с надписью на иврите «Кадима» («Вперед»). Впрочем, вскоре полк был расформирован.

13. А еще раньше менору избрали своим символом масоны. Точнее сказать, жидомасоны - основанная в 1843 году первая еврейская ложа «Бнай Брит», членами которой, согласно уставу, могут быть только иудеи. По замыслу создателей ложи, менора символизировала свет, который еврейские масоны собирались нести людям.

14. Но вернемся к меноре эпохи Второго Храма. Если верить Прокопию Кесарийскому, менору вместе с другими римскими сокровищами захватил король вандалов Гейзерих, разграбивший Вечный город в 455 году. Разгромив вандалов в 534-м, византийский полководец Велизарий доставил в Константинополь «иудейские сокровища, которые наряду с многим другим после взятия Иерусалима привез в Рим Тит, сын Веспасиана». Возможно, среди них была и менора. Впрочем, в столице Византии эти сокровища не задержались:

Увидев их, какой-то иудей, обратившись к одному из родственников василевса, сказал: Мне кажется, не следует помещать эти вещи в царском дворце Византия. Не полагается им находиться ни в каком-либо ином месте, кроме того, куда много веков назад их поместил иудейский царь Соломон. Поэтому и Гизерих захватил царство римлян, и теперь римское войско овладело страной вандалов. Об этом было доложено василевсу; услышав об этом, он устрашился и спешно отправил все эти вещи в христианские храмы в Иерусалиме.
(Война с вандалами, 2:9)

Нашествие Гензериха на Рим. Эскиз Карла Брюлова

15. Есть и другие версии касательно местоположения храмового светильника. Когда папа Бенедикт XVI прибыл с визитом в Израиль, несколько правых активистов обратились в суд с требованием задержать понтифика, поскольку он якобы прячет в закромах Ватикана украденную у евреев менору. До суда, правда, дело не дошло. А жаль: адвокаты ответчика могли бы в опровержение таких обвинений предъявить книгу Стефана Цвейга «Погребенный светильник» - в ней говорится, что евреи еще в раннем Средневековье выкрали менору и закопали где-то в районе Иерусалима. Так что не сутяжничать надо, а взять лопату и копать, копать и копать.

16. И раз уж речь зашла о папе Бенедикте XVI - когда в 2008 году он побывал на Межрелигиозной встрече в Вашингтоне, представители всех конфессий вручили понтифику символические подарки. Мусульмане подарили миниатюрное изысканное издание Корана, буддисты - корейский колокольчик. Иудеи же преподнесли папе серебряную менору с семью лучами - символ вечной действенности завета Божьего мира.

17. А многие советские евреи, уезжавшие в Израиль в начале 90-х, узнали слово «менора» задолго до того, как впервые открыли Тору или услышали о Хануке. В те годы израильское страховое общество «Менора» открыло в Москве представительство и за небольшие деньги оформляло будущим израильтянам «льготную страховку». Правда, нам не доводилось слышать, чтобы кто-нибудь сумел этой страховкой воспользоваться, но поскольку страховой взнос был невелик, никто особо не обижался.

И другие объекты, полнящиеся смыслами: