Культура Бурятии представляет собой соединение культур народов Азии и Европы, формирование которой шло параллельно с развитием устоев общественной жизни в Забайкалье. Свой вклад в эту культуру внесли многие племена и народы, на протяжении тысячелетий сменявшие друг друга на этой территории.
Одним из интереснейших пластов культуры Бурятии является культура его коренного народа – бурят. Огромный пласт культуры принадлежит буддизму и буддийской традиции, принесенной в Бурятию из Тибета и Монголии. К этому пласту относится буддийское учение, включающее философию, тибетскую медицину, астрологию, буддийскую живопись. На этой основе в Бурятии развивались письменность и книгопечатание. Большой вклад в развитие связей Бурятии с Тибетом внес русский художник Николай Рерих.
Культура русских в Бурятии сохранила свои традиционные черты благодаря, прежде всего, одной из наиболее ярких групп представителей русского населения – семейским (старообрядцам). Самобытностью отличается искусство Забайкальских казаков.
Современный пласт культуры, получивший развитие в результате создания в Бурятии институтов, деятельность которых была направлена на приобщение народа к европейской культуре, представлен видами культуры, в которых использованы сюжеты, как прошлого, так и настоящего Бурятии. Это литература, опера и балет, искусство драмы, искусство кино, музыкальное искусство, скульптура и живопись, эстрада, цирк, фольклор.
Национальное искусство других народов, проживающих в Бурятии, представлено фольклорными ансамблями выходцев из Кореи, Китая, Армении, Азербайджана, Польши, Германии, Украины. В Бурятии работают национальные культурные центры и общественные объединения.
Наиболее интересные образцы материальной культуры хранятся в фондах и выставочных залах музеев, образцы классического и современного искусства представлены в деятельности театров, дворцов и клубов, в деятельности Бурятской государственной филармонии.
Культура Бурятии находится в непрерывном развитии, она обогащается новыми достижениями, в ней появляются новые направления и виды, но при этом она сохраняет наследие прошлых эпох. Мифы и легенды Бурятии.
ГЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Сурхарбан – праздник-обряд почитания Земли – проходил летом и считался вторым по значению праздником года у бурят. Ритуальная часть праздника обычно проходила на горе, где делались жертвоприношения хозяевам, – духам местности возле обо. После молебна в степи наступал черед игрищам и состязаниям. Они включали в себя стрельбу из лука, бурятскую борьбу и скачки. Это был истинно народный праздник, собиравший толпы людей со всей округи.
В давние времена мишени для стрельбы из лука делали из кожаного ремня – «сур», а соревнование по стрельбе «сурхарбан» стало названием всего праздника. И не случайно. Лук и стрелы исстари висели в юрте на почетном месте, никому нельзя было переступать через них. Стрела играла важную роль в обрядах призывания плодородия, счастья, была талисманом- оберегом.
Участники скачек соревновались на дистанции три-четыре километра. Хозяин беговой лошади выхаживал ее за месяц до скачек. После скачек произносилась хвала коню, пришедшему первым.
Главным же торжеством в году считается, как и встарь, Сагаалган – приход Белого Месяца. Он проводится по лунному календарю первого числа первого весеннего месяца, чаще в феврале, с 1990 г. стал официальным праздничным днем в Бурятии. Культовая сторона праздника происходит в дацанах. 30 числа последнего зимнего месяца совершается обряд «Дугжуба» со сжиганием «Сора», что символизирует уничтожение всего негативного с уходящим годом и приход благополучия в наступающем году. В течение ночи и вплоть до рассвета первого дня нового года в дацанах читаются магтаалы (хвалебны) защитнице Учения – богине Балдан Лхамо. Затем, когда Новый год вступает в права, в течение 15 дней читаются молитвы, посвященные чудесам Будды.
В народно-бытовом плане подготовка к встрече Нового начинается задолго до его наступления – с приготовления национальных блюд, наведения порядка и чистоты в доме, приобретения обнов и многочисленных подарков для всех родственников и друзей. В первый день нового года дети, если живут отдельно, обязательно приходят с поздравлениями и подарками к родителям или старшим рода. Проявление уважения к старшим является одним из главных значений праздника Сагаалган.
Конечно же, он начинается с подношения белого хадака и белой пищи – молока, творога, засушенных пенок, рисовой каши. «Еще за месяц до праздника, даже раньше, начинаются приготовления к нему: толкуют о веселии, ожидающем всех, шьют обновы, запасаются винами, приготовляют подарки и прочее; но особенно замечательно употребление хадаков», – писал Доржи Банзаров в 1846 году.
Хадак подносится так: младший подходит с ним к старшему, держа на ладонях вытянутых рук, и кладет на кисть руки, старший перекладывает хадак на правую руку младшего и соединяет с ним руки от локтей до кистей.
С 2008 года в республике запущен межрегиональный туристический проект «Сказочный Сагаалган в Бурятии» Поздравить жителей и гостей республики с Сагаалганом прибывают из разных концов России зимние сказочные персонажи. В Бурятии, где гостей встречает Сагаан Убгэн (Белый Старец) и эвенкийская Матушка Зима, уже побывали: российский Дед Мороз из ВеликогоУстюга, костромская Снегурочка, Владыка холода Чысхан из Якутии, Ямал Ири с Ямала. Проект в первую очередь имеет социальную направленность. Гости поздравляют с праздником воспитанников детских домов, приютов. И конечно, встреча с такими гостями – радостные воспоминания
МУЗЫКА БУРЯТИИ
Бурятская музыка представлена как исполнителями из Российской Федерации (Республика Бурятия, Агинский и Усть-Ордынский Бурятские округи), так и исполнителями бурятского происхождения из Монголии и Китая.
Народное музыкальное творчество бурят представлено многочисленными жанрами: эпическими сказаниями (улигер), лирическими обрядовыми, танцевальными песнями (особенно популярен танец-хоровод ёхор) и другими жанрами. Ладовая основа - ангемитонная пентатоника. В песенном творчестве прибайкальских бурят (Иркутская область) преобладает неполная пентатоника, состоящая из 3 и 4 звуков.
Для восточных бурятских песен характерны широкий диапазон, распевность, широкие интервальные ходы, полный 5-ступенный звукоряд. В западных бурятских песнях (сэгээ зугаа) преобладают узкообъёмные лады (ангемитоника), вариантно-попевочное строение, их отличают прихотливость ритмики, обилие орнаментики. Песни: обрядовые, исторические, лирические, хвалебные и т.д.
Народная традиция пения восточных бурят почти не знает динамических оттенков. Обычно поют песни «во весь голос», на широком дыхании, сильным открытым звуком. Эта особенность, по-видимому, объясняется тем, что испокон веков бурятское вокальное музицирование происходило на открытом воздухе в степи.
Такая протяжная песня - продукт скотоводческого пастушьего племени. Создатели протяжной песни - пастухи, пасущие стада в степи.
Первые записи бурятских народных песен были собраны и опубликованы И. Г. Гмелиным (1852 год), затем И. С. Стальбрассом и К. Штумпфом (1887 год), А. Д. Рудневым(1909 год).
Коллектив Намгар
Среди народных инструментов можно отметить такие инструменты как: духовые - лимбэ (тип флейты),бэшхүүр (бишхур) (язычковый), аман хуур (варган), струнные -морин-хуур и хучир (смычковый), чанза (шанза) и ятага (щипковые), а также многочисленные ударные инструменты.
В шаманском и буддийском культах применялись хэнгэрэг, сан, дамаари, дынчик (ударные), үхэр-бүрээ, ганлин, бэшхүүр (духовые) и другие инструменты.
Лупсунцырен и Ацержаб Жамбаловы - известные мастера изготовители музыкальных инструментов.
ЛИТЕРАТУРА БУРЯТИИ
Буряты располагают важным письменным наследием. Это в первую очередь бурятские летописи, включающие историю и предания бурят. Буряты - единственный народ Сибири, обладающий собственными историческими письменными памятниками.
Традиционная литература бурят включала ряд полубуддийских, полушаманских произведений, заключающих в себе истории знаменитых шаманов и правила почитания шаманских божеств.
Основная масса литературы бурят состояла из переводных произведений буддийской традиции. Это были в первую очередь переводы с тибетского на монгольский буддийских священных книг, трактатов по философии, медицине и т. д. и Данджур - энциклопедия более чем в 200 томов. Главными очагами литературной деятельности являлись монастыри-дацаны, при которых состояли ученые-переводчики. Многие из дацанов были оборудованы библиотеками и типографиями, где книги печатались ксилографическим способом.
Первой театральной пьесой на бурятском языке считается пьеса «Ухыл» (Смерть), написанная в 1908 году в Иркутске семинаристом Д. А. Абашеевым. До революции 1917 года появляются пьесы авторов: И. В. Барлукова, Г. В. Базарона, С. П. Балдаева. Всего до октябрьской революции 1917 года буряты имели 5 или 6 рукописных пьес. Некоторые из них ставились нелегально. Основные темы ранних пьес: ноёнат, шаманизм, ламаизм.
После революции началось формирование бурятского литературного языка на основе латиницы, а затем кириллицы и хоринского диалекта. Это означало разрыв с предыдущей литературной традицией. При этом шло освоение европейских литературных форм и массового светского образования на русском и на бурятском языках.
В 1922 году был издан первый сборник стихов Солбонэ Туя (П. Н. Дамбинова) «Цветостепь». Первые бурятские повести написал Ц. Дон (Ц. Д. Дондубон): «Луна в затмении» (1932 год), «Отравление от брынзы» (1935 год).
Первый литературный альманах на бурятском языке Уран-Угун-Чимек вышел в феврале 1927 года.
В конце 1930-х бурятские писатели начинают писать книги для детей и литературно обрабатывать народные сказки. Это в первую очередь литературные сказки Б. Д. Абидуева: «Сказка о козленке Бабане», «Оседлавший тигра», «Шалай и Шанай», «Котий Батор», «Летучая мышь», «Храбрый козленок Бабана». Вслед за ним начинают выходить сказки А. И. Шадаева и др.
В 1949 году в Улан-Удэ публикуется первый бурятский роман «Степь проснулась» Ж. Т. Тумунова. За ним последовали романы X.Намсараева «На утренней заре» (1950 год),Ч. Цыдендамбаева «Доржи, сын Банзара» (1952 год), «Вдали от родных степей» (1956 год). Ж. Т. Тумунов в 1954 году написал свой второй роман «Золотой дождь».
Б.Д. Абидуев Х. Намсараев
МУЗЕИ БУРЯТИИ
В Бурятии действуют: 5 государственных, 19 муниципальных, более ста поселенческих и школьных музеев.
Музей истории города Улан- Удэ был создан в 1990 году, а в 2001-м музей обосновался в памятнике архитектуры и градостроительства, доме купца, потомственного почетного гражданина И.Ф.Голдобина в исторической части города по адресу ул. Ленина, 26. Семья Голдобиных попечительствовала учебным заведениям и приходским школам, вкладывала немало средств на содержание приюта для арестантских детей. В 1891 году дом был определен для приема цесаревича Николая, когда он присутствовал на праздновании 40-летия Забайкальского казачьего войска.
В музее демонстрируются экспозиции, связанные с историей Улан-Удэ: «Верхнеудинская ярмарка», «Семейный быт и архитектура Верхнеудинска», «Ностальгия», где представлены предметы старины XX столетия; экспозиция, посвященная выдающейся личности XII Пандито Хамбо Ламе Даша Доржи Итигэлову. Есть и творческая мастерская для взрослых и детей. А помогает представить город и горожан XVII–XX веков выставка «Городские были» в вольном изложении художника С.С.Емельянова.
Национальный музей Республики Бурятия – хранилище культурных, исторических сокровищ народов Бурятии. Музей состоит из двух крупнейших музеев Бурятии: музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова и Республиканского художественного музея им. Ц.С.Сампилова.
Музей истории – один из крупнейших музеев Сибири (основан в 1923 г.). Предки народов Бурятии оставили бесценную память материальной культуры региона, древних цивилизаций гуннов, тюркоязычных и монголоязычных степных кочевников – свидетельства далекого и недавнего прошлого, неразрывной связи времен и народов.
В коллекциях музея уникальные сосуды из Иволгинского гуннского городища, украшения из драгоценных и полудрагоценных камней, прекрасные изделия мастеров древнего края, множество археологических находок. Музей располагает предметами облачения и атрибутики шаманского культа. Здесь хранятся раритеты культуры Центральной Азии – «Атлас тибетской медицины», буддийские канонические трактаты, коллекция буддийской литературы с философскими и ритуальными сочинениями по этике и морали, медицине, поэтическими сочинениями индийских, тибетских, монгольских и бурятских авторов. Уникальный экспонат, гордость музея – «Острожная Библия» (1580 г.), изданная первопечатником Иваном Федоровым. В этнографической коллекции музея коралловые, бирюзовые, нефритовые женские украшения, серебряные мужские украшения.
Коллекционная выставка «Буддийское искусство» – «золотой фонд» музея, здесь представлены скульптура и живопись мастеров Бурятии, Китая, Индии, Тибета, Японии; коллекция буддистской деревянной скульптуры художника и монаха Санжи-Цыбик Цыбикова.
Коллекции Художественного музея – это живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и ювелирное искусство. Постоянные экспозиции: «Русское искусство XVIII–XX вв.», «Бурятское изобразительное искусство 20–50-х гг.», «Декоративно-прикладное искусство Бурятии» (резьба из дерева, кости, тары и гобелены), «Душа народа в ликующей песне серебра» (уникальные серебряные изделия бурятских мастеров прошлого XX века), «Лики Гэсэриады» (работы художников Бурятии, посвященные бурятскому эпосу «Гэсэр»). Бесспорно, яркое впечатление производит изобразительное искусство Бурятии. Это работы Даши Намдакова, Жамсо Раднаева, Аллы Цыбиковой, Зорикто Доржиева.
Художники не столько реконструируют картину кочевого мира, сколько, реально переживая ее, воплощают на холстах мироздание кочевой цивилизации. Современная экспозиция музея открывается декоративно-прикладным искусством Бурятии. Многие их виды давно уже стали национальным брендом.
Музей природы Бурятии – не только хранилище культурных ценностей, естественнонаучных коллекций, но и центр экологического воспитания.
Экспозиция размещена в пяти залах: выставочном, естественной истории, геологии и полезных ископаемых, ландшафтов Бурятии.
В экспозициях представлены останки шерстистого носорога, бизона, мамонта, подтверждающие теорию эволюции жизни на Земле; показаны самые интересные из полезных ископаемых республики, которую геологи называют «Древнее темя Азии» (особо выделены поделочные камни-самоцветы, нефрит разных оттенков); показана Красная книга Бурятии (среди краснокнижных видов дрофа – самая крупная птица России); показаны ландшафты высотной поясности, природные охраняемые территории.
Особое место в экспозиции отведено озеру Байкал. Форма котловины, рельеф дна хорошо видны на макете озера; показаны и байкальские эндемики: нерпа – единственное млекопитающее озера, голомянка – глубоководная, живородящая и самая многочисленная рыбка Байкала.
На древней земле Бурятии веками и тысячелетиями сменяли друг друга племена и народы, и все они оставили после себя множество памятников – жилища и захоронения, городища и крепости, оборонительные валы и культовые сооружения, предметы быта, ремесел, боевого и охотничье- промыслового снаряжения. Наиболее выразительная часть этих памятников собрана в уникальном музее под открытым небом – Этнографическим музее народов Забайкалья .
Расположен он на природе, в живописной пади Верхняя Березовка, и состоит из нескольких зон-комплексов, хронологически и этнографически сменяющих друг друга. Это археологический комплекс (древние племена), комплекс эвенкийский, бурятский забайкальский и бурятский предбайкальский (тут есть и бытовые, и хозяйственные, и религиозные различия), русский старожильческий и старообрядческий (по- местному – «семейский», тут тоже различия и бытовые, и хозяйственные, и религиозные), промыслово- ремесленный, городской (Верхнеудинск), зона живой природы.
ТЕАТРЫ БУРЯТИИ
Бурятский государственный академический театр оперы и балета им. Г.Цыдынжапова (архитектор А.Н.Федоров) проектировался в 30-е годы как Дворец социалистической культуры; построен он в 1952 году. Здание признано памятником архитектуры. Стиль – сталинский ампир с национальными декоративными элементами. В оформлении использовались отдельные элементы архитектуры дацанов: люстры, бра, цветные витражи, плафон, горельеф внутри и снаружи, национальный орнамент, башенки. Над центральным порталом театра устанвлена художественая композиция: всадники со знаменем на вздыбленных конях. Эта работа А.И.Тимина, автора многих скульптурных композиций на улицах города.
Государственный русский драматический театр им. Н.А.Бестужева – первый профессиональный театр в Бурятии. Театр неоднократно менял свой адрес, но, наконец, обрел постоянное место жительства. В 2007 году началось строительство нового здания театра, а в 2009 он уже принимал первых зрителей. Театр ставит пьесы советской, русской классической драматургии, мировой классики.
Республиканский театр кукол «Ульгэр» был основан в 1967 г. Театр ставит спектакли на русском и бурятском языках, приобщая юных зрителей к своим корням и прививая любовь к родному бурятскому языку. Его спектакли уже четырежды становились лауреатами Международного фестиваля «Золотая маска»
Бурятский государственный академический театр драмы им. Х.Н. Намсараева – старейший театр Бурятии. В1959 г. театру было присвоено имя писателя Хоца Намсараева. В 2012 г. театру исполняется 80 лет. Театр ставит свои спектакли на бурятском и русском языках.
Государственный театр песни и танца «Байкал» показывает красоту и самобытность старинных песен и танцев, костюмов и орнаментов, сохраняя фольклор в первозданном виде и в то же время создавая новые формы и средства художественного выражения. Демонстрирует развитие традиций фольклорного и современного эстрадного искусства.
Несколько столетий буряты живут бок о бок с русскими, являясь частью многонационального населения России. При этом они сумели сохранить самобытность, язык и религию.
Почему буряты называются «бурятами»?
О том, почему буряты зовутся «бурятами» ученые до сих пор спорят. Впервые этот этноним встречается в «Сокровенном сказании монголов», датируемым 1240 годом. Затем на протяжении более чем шести веков слово «буряты» не упоминается, снова появляясь только в письменных источниках конца XIX века.
Есть несколько версий происхождения этого слова. Одна из основных возводит слово «буряты» к хакасскому «пыраат», который восходит к тюркскому термину «бури», что переводится как «волк». «Бури-ата» соответственно переводится как «волк-отец».
Такая этимология связана с тем, что многие бурятские роды считают волка тотемным животным и своим прародителем.
Интересно, что в хакасском языке звук «б» приглушенный, произносится как «п». Казаки называли народ, живущий к западу от хакасов «пыраат». В дальнейшем этот термин русифицировался и стал близок к русскому «брат». Таким образом «бурятами», «братскими людьми», «брацкими мунгалами» стали называть все монголоязычное население, населяющее Российскую империю.
Интересной также представляется версяи происхождения этнонима от слов «бу» (седой) и «ойрат» (лесные народы). То есть буряты - это коренные для данной местности (Прибайкалье и Забайкалье) народы.
Племена и роды
Буряты - этнос, сформировавшийся из нескольких монголоязычных этнических групп, проживавших на территории Забайкалья и Прибайкалья, не имевших тогда единого самоназвания. Процесс формирования шел на протяжении многих веков, начиная с Хуннской империи, в которую протобуряты входили как западные хунну.
Крупнейшими этническими группами, сформировавшими бурятский этнос были западные хонгодоры, буалгиты и эхириты, и восточные - хоринцы.
В XVIII веке, когда территория Бурятии уже входила в состав Российской империи (по договорам 1689 и 1727 года между Россией и династией Цин), в южное Забайкалье также пришли халха-монгольские и ойратские роды. Они стали третьим компонентом современного бурятского этноса.
До сих пор среди бурятов сохранилось родоплеменное и территориальное деление. Основные бурятские племена это булагаты, эхириты, хори, хонгодоры, сартулы, цонголы, табангуты. Каждое племя делится ещё и на роды.
По территории буряты делятся на нижнеузких, хоринских, агинских, шэнэхэнских, селенгинских и других, в зависимости от земель проживания рода.
Черная и желтая вера
Для бурятов характерен религиозный синкретизм. Традиционным является комплекс верований, так называемый шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке называемый «хара шажан» (черная вера). С конца XVI века в Бурятии начал развиваться тибетский буддизм школы гэлуг - «шара шажан» (желтая вера). Он серьезно ассимилировал добуддийские верования, но с приходом буддизма бурятский шаманизм не был полностью утрачен.
До сих пор в некоторых областях Бурятии шаманизм остается основным религиозным направлением.
Приход буддизма ознаменовался развитием письменности, грамоты, книгопечатания, народных промыслов, искусства. Широкое распространение также получила тибетская медицина, практика которой существует в Бурятии и сегодня.
На территории Бурятии, в Иволгинском дацане находится тело одного из подвижников буддизма ХХ века, главы буддистов Сибири в 1911-1917 годах Хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году он сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал им читать молитву-благопожелание для умершего, после чего, по буддийским верованиям, лама ушел в состояние самадхи. Он был похоронен в кедровом кубе в той же позе лотоса, завещав перед своим уходом откопать саркофаг через 30 лет. В 1955 году был проведен подъем куба.
Тело Хамбо-ламы оказалось нетленным.
В начале 2000-х годов было проведено изучение тела ламы исследователями. Заключение Виктора Звягина, заведующего отдела идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы стало сенсационным: «По разрешению высших буддистских властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов - это волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики - для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников. Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году, показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз».
Культ борьбы
Буряты - один из самых борцовых народов мира. Национальная бурятская борьба - традиционный вид спорта. Соревнования по этой дисциплине издревле проводятся в рамках сурхарбана - народного спортивного праздника. Кроме борьбы участники также состязаются в стрельбе из лука и верховой езде. В Бурятии также сильные вольники, самбисты, боксеры, легкоатлеты, конькобежцы.
Возвращаясь к борьбе, нужно сказать о, пожалуй, самом известном сегодня бурятском борце - Анатолии Михаханове, которого также называют Орора Сатоси.
Михаханов - сумоист. Орора Сатоси переводится с японского языка как «северное сияние» - это сикону, профессиональный псевдоним борца.
Родился бурятский богатырь вполне стандартным ребенком, весил 3, 6 кг, но после гены легендарного предка рода Закши, который, по преданию, весил 340 кг и ездил на двух быках, стали проявляться. В первом классе Толя уже весил 120 кг, в 16 лет - под 200 кг при росте 191 см. Сегодня вес именитого бурятского сумоиста около 280 килограмм.
Охота на гитлеровцев
В годы Великой Отечественной войны Бурят-Монгольская АССР послала на защиту Родины больше 120 тысяч человек. Буряты сражались на фронтах войны в составе трех стрелковых и трех танковых дивизий Забайкальской 16-ой армии. Были буряты и в Брестской крепости, первой оказавшей сопротивление гитлеровцам. Это отражено даже в песне о защитниках Бреста:
Расскажут лишь камни об этих боях,
Как насмерть герои стояли.
Здесь русский, бурят, армянин и казах
За Родину жизнь отдавали.
37 уроженцев Бурятии за годы войны были удостоены звания Героя Советского Союза, 10 стали полными кавалерами ордена Славы.
Особо прославились на войне бурятские снайперы. Что не удивительно - умение метко стрелять всегда было жизненно необходимо для охотников. Герой Советской Союза Жамбыл Тулаев уничтожил 262 фашиста, под его руководством была создана снайперская школа.
Другой прославленный бурятский снайпер, старший сержант Цырендаши Доржиев к январю 1943 года уничтожил 270 солдат и офицеров противника. В сводке Совинформбюро в июне 1942 года о нем сообщалось: «Мастер сверхметкого огня товарищ Доржиев, уничтоживший за время войны 181 гитлеровца, обучил и воспитал группу снайперов, 12 июня снайперы-ученики товарища Доржиева сбили немецкий самолет». Ещё один герой, бурятский снайпер Арсений Етобаев за годы войны уничтожил 355 фашистов и сбил два вражеских самолета.
Когда путешествуешь по Сибири, многое приводит в восторг и недоумение. Проезжаешь мимо, казалось бы, обычного столба, присмотришься, а это и не столб вовсе, а Бурхан, по словам местных жителей. Тут, оказывается, святое место, около которого нужно совершить особенный ритуал – "побурханить" , духов задобрить, иначе жди беды. Бурханят следующим образом: в стакан с водкой нужно макнуть безымянный палец, брызнуть во все стороны света, выпить и подумать о хорошем. Едешь дальше и удивляешься деревьям, обвязанным разноцветными лоскутами ткани, а это оказывается Бариса - "место силы", тут можно помолиться или желание загадать. А если попросить местных, они тебя к настоящему шаману проводят или тарасуном угостят, то есть молочной водкой. Все эти причудливые особенности характерны для бурятской культуры, которая сегодня насчитывает более 460 тысяч носителей, в основном живущих в Республике Бурятия, Иркутской области, Забайкальском крае.
Жалко, конечно, что сегодня не увидеть красавиц в традиционных одеждах, складные юрты сменили новостройки, а бурятские богатыри пересели с лошадей на машины, но тихие отголоски древности все еще будоражат сознание путешествующих жителей мегаполисов.
Происхождение
Бурятский этнос образовался из различных монголоязычных групп, по истории народа "прогулялись" Чингисхан, Китайская и Российская империи. Будучи кочевниками, занимались буряты охотой, рыболовством и скотоводством. Скитания, междоусобицы, смешение кровей и вообще бурная кочевая жизнь осложняют изучение происхождения этого народа.
Современная Бурятия представляет собой микс национальной и соседских культур. Так, например, традиционные шаманские верования соседствуют с христианством, буддизмом и их течениями, а на территории Республики Бурятия существуют два государственных языка – русский и бурятский.
Традиции рода
Как рассказал Андрей Куркутов
, представитель бурятской молодежи, студент из Иркутска, выступивший одним из наших гидов по бурятской культуре, сейчас традиции различных родов соблюдаются не так часто, как хотелось бы. "Современная молодежь стремится к традициям своих предков, но они не ставят это первостепенной задачей. В основном, раз в год все собираются у себя на малой родине всем родом для проведения различных обрядов, костюмы не надевают, так как не считают это целесообразным", - добавил Андрей.
Однако некоторые традиции все же соблюдаются, видимо, благодаря старшему поколению. Например, у бурят шаманского толка ежегодно проходит древний праздник Тайлаган , на котором совершался обряд жертвоприношения Великому духу. Выглядит это примерно так: на шест закрепляется голова лошади, снятая вместе со шкурой и ногами, а жертвенное мясо жарится на костре и подается на стол вместе с тарасуном – молочной водкой
Культура
Если вам когда-нибудь посчастливится оказаться в Бурятии, стоит обязательно посмотреть на древний и очень красочный танец Ехор
. По словам Андрея Куркутова, бурятская молодежь собирается вместе на ночь Ехора, надевает традиционные костюмы, танцует и веселится.
На первый взгляд, кажется, что станцевать Ехор может любой, но, как правило, новичку это оказывается не под силу из-за неудобного раскачивающегося движения согнутых рук. Выглядит танец очень красиво: хоровод собравшихся похож на Солнце, все идут по кругу и поют. В древности этот танец имел сакральное значение и исполнялся только в особенных случаях.
Верования
Шаманизм представляет собой сложное явление, и его часто ошибочно приравнивают к магии и колдовству. Жрец верования – шаман, как принято считать, способен впадать в экстатический транс , связываться с духами. Шаманизм нацелен на непосредственное восприятие мира, постижение взаимосвязи природы и человека.
Некоторые бурятские семьи даже в городских квартирах выполняют не сложные шаманские обряды.
"Шаманисты ставят под потолок стрелы - онгоны . Точных данных у меня нет, но, думаю, около ста тысяч человек бурятского населения исповедуют шаманизм в той или иной форме. Это около трети бурятского населения", - поделился с нами потомственный шаман Валентин Хагдаев .
"Священное море"
Байкальские места издревле считались святыми у бурятского народа. Им посвящено множество песен, легенд, даже некоторые орнаменты одежды или жилища повторяют волны озера.
Байкал, в представлении коренного населения, это отдельное живое существо, со своим характером и настроением. И правда, когда попадаешь на озеро, погода рядом с ним совершенно отличается от той, что в то же время, например, в Иркутске. Об озере сложено множество легенд, которые может рассказать вам любой местный мальчишка. Самая известная рассказывает о дочери Байкала Ангаре, которая пыталась сбежать от отца к возлюбленному, но тот, пытаясь остановить ее, бросил ей вдогонку скалу, но промахнулся. Так и отмечен исток реки Ангара из Байкала огромной скалой – Шаман-камнем .
Эта легенда, как оказалось, связана сразу с двумя фактами. Во-первых, это объяснение, почему 336 рек и ручьев впадают в Байкал, и только одна Ангара вытекает из него. Во-вторых, легенда поясняет особое отношение бурят к Шаман-камню, как к священному месту, где раньше приносили жертвы и оставляли преступников на суд Байкала. Если воды его забирали, значит, он был виновен, если нет – то и люди его прощали.
Байкал такого же загадочного происхождения, что и сами буряты. Ученые утверждают, что такие старые озера со временем зарастают илом или превращаются в болото, но вода в Байкале самая чистая на планете.
Ольга Морозова
Современная стилизация национального костюма необычайно популярна в Бурятии. Используются стилизации под дэгэл разной длины, в виде вечернего платья, верхней одежды. Используется оригинальный крой рукавов, ворота, со вставками с энгэром - ступенчатым узором из цветных полос, манжеты.
Заслуживают внимания и ткани - шелк, атлас с рисунками и фактурной вышивкой, со вплетением серебряных и золотых нитей, традиционные яркие цвета - синий, красный, зеленый, желтый, бирюзовый.
В современной моде популярны стилизации бурятского костюма в виде вечернего платья, блузки, пальто, вышивка орнаментом, традиционными узорами, используются атласные ленты и тесьма для отделки. Активно используются украшения из серебра с кораллами, бирюзой, агатом.
В повседневной жизни все чаще можно заметить стилизованную национальную обувь в виде уггов, унтов, сапог. А также головные уборы с мехом в национальном стиле в сочетании с натуральной кожей, замшей.
Традиционный бурятский костюм надевается по большим национальным праздникам - Сагаалган (Белый месяц - наступление Нового года по лунному календарю), Сурхарбан (спортивный летний праздник), на театрализованные зрелища, религиозные праздники, встречу почетных гостей.
Пользуются все большей популярностью современные модели свадебных нарядов в национальном стиле. Многие артисты используют национальный бурятский костюм для своего сценического образа.
В последние годы стали проводиться межрегиональные конкурсы модных дизайнеров, использующих в своих коллекциях стилизацию национального костюма, этнические мотивы. Многие интересные модели с таких показов попадают в «массы» и становятся популярными у молодежи.
Модные образы
Необычно теплые и уютные модели из овечьей шерсти с добавлением кашемира очень кстати в сибирские морозы. Это может быть брючный вариант со стилизованным верхом под национальный бурятский костюм - воротник-стойка, ступенчатый борт на груди, необычный рукав, капюшон. Либо это вариант с мягким силуэтом, обтягивающим, но не стесняющим движения, с макси длиной юбки или платья, с этническими узорами. Шерсть тонкий и оригинальный материал, дающий тепло в холод и дышащий в жару. Добавив оригинальный головной убор в этно-стиле, ваш образ станет незабываемым.
Оригинальный наряд в белом цвете с серебряным контрастным оформлением в виде кантов и акцентов подойдет и на вечерний выход, и в качестве свадебного наряда. Интересное оформление лифа и асимметричность плеча с серебряным кантом выглядит как ступенчатая вставка энгэр, боковой орнамент на талии и в месте крепления пелерины придает этничность и воздушность образу. Вертикальная серебряная полоса на юбке опять же навевает национальные мотивы. При этом длина платья выше колен не смотрится вызывающе. Добавив уникальные украшения на голову с боковыми подвесками из серебра, вы точно будете неотразимой.
Еще один образ для вечернего выхода или свадебного торжества в белом цвете с золотом станет незабываемым. От национального бурятского костюма присутствует отрезная юбка с верхом, оригинальная вышивка золотом в виде орнамента, национальные украшения - браслеты, нагрудное ожерелье и богатый головной убор. Платье имеет короткий рукав, отделанный золотым кантом, как и лиф. Золотой высокий головной убор с украшением на лбу и подвесками придает женственность, статность и шик. Пышность и длина юбки подчеркнут стройность талии.
Современная Россия бьет рекорды по количеству эмигрантов. Бурятия активно присоединяется к великому исходу россиян в более комфортные для проживания страны.
Четвертая путинская волна
Каждый год в страны дальнего зарубежья на постоянное место жительства, в основном в США, Израиль и Европу, уезжает несколько десятков тысяч человек. Наиболее резкими скачками количество уезжающих начало расти в 2012, 2013 и 2014 годах, сразу после волнений “Болотной” и знаменитого указа против ЛБГТ. Национальные меньшинства, геи, журналисты и общественники - основная часть политических эмигрантов путинской волны. Россияне в два раза чаще стали подавать на политическое убежище в качестве крайней реакции на преследование и давление в родной стране. Также увеличилось количество известных людей, которые не стесняются публично говорить о своем решении. Все это напоминает третью волну эмиграции из СССР 60 - 80 годов 20 века, когда из страны бежали писатели, танцоры и ученые.
Но, если во времена СССР для многих людей побег из страны действительно был жизненно необходим, то сегодня все чаще это больше похоже на еще один способ улучшить свои жилищные условия, приукрашивая и усугубляя в глазах общества ситуацию на родине.
Политическое убежище, например, один из самых простых способов в скором времени получить гражданство США, это намного легче, чем даже фиктивно выйти замуж или жениться на гражданине, и тем более, чем найти работу в американской фирме и долго ждать, поступательно двигаясь от грин кард до гражданства, что может растянуться на многие годы, а то и на всю жизнь. Не говоря о том, что беженец имеет право на получение финансовой и иной помощи от властей США.
В большинстве случаев, чтобы получить статус беженца, достаточно предоставить доказательства притеснений по расовым признакам, за политические взгляды или сексуальную ориентацию. Фото - видео материалы побоев, доказательства общественной и политической активности, странички социальных сетей, новости в СМИ и т.д. и пройти интервью.
В поисках лучшей доли
В Бурятии и других национальных регионах чаще приводят доводы о расовых и религиозных притеснениях, а также о политических мотивах, связанных с расовыми и религиозными притеснениями. За последние несколько лет в США выехало сразу несколько известных политических деятелей и общественников именно по этим причинам.
Их примеру хочет последовать множество людей, особенно молодежь. Однако, желание это продиктовано чаще не реальными преследованиями, а общим недовольством экономической, политической и иной ситуацией в стране и в республике. Большую роль играет бытовой национализм и отсутствие работы. Как известно, за пределами республики, особенно в столице, людям с азиатской внешностью приходится не сладко. Поэтому, остается только заграница.
В теории, жители Бурятии могут претендовать на убежище, предоставив доказательства ущемления прав и свобод в виде неработающего Конституционного суда Бурятии и необходимости приводить все законы и даже саму Конституцию республики в соответствии с федеральным законодательством. То есть, можно доказать отсутствие или несоответствие действительности тех гарантий, которые положены нашему субъекту в составе Российской Федерации.
Гонимый профессор Владимир Хамутаев
Один из самых одиозных беженцев последнего времени - бывший сотрудник БНЦ, доктор исторических наук Владимир Хамутаев, который эмигрировал в 2012 году. Владимир Хамутаев запросил политическое убежище сразу после того, как был уволен из научного центра за прогулы. По мнению ученого, увольнению способствовала его монография “Присоединение Бурятии к России: история, право, политика”, вышедшая после празднований 350 - летия объединения двух народов. Основной идеей монографии стало то, что присоединение не было добровольным. При этом, многие коллеги Хамутаева считают, что автор занимался подтасовкой фактов и передергиванием исторических событий, чтобы подвести к заранее сформулированному выводу. А сама монография во многом оказалась провокационной. Также, в БНЦ опровергли заявление ученого о том, что увольнение связано с изданием этой работы.
Тем не менее, сразу после ухода из БНЦ, Владимир Хамутаев при поддержке бурятского правозащитного центра “Эрхэ”, сформировавшегося еще в 2006 году во время объединения Усть - Ордынского автономного округа и Иркутской области, запросил политическое убежище в США для себя и всей своей семьи. Основную поддержку ему оказывал общественник Доржо Дугаров, из которого сегодня и состоит “Эрхэ”.
В одном из интервью Дугаров назвал эмиграцию Хамутаева эвакуацией, потому, что ему, якобы, грозило уголовное преследование за разжигание межнациональной розни по “политической” 282 статье. Хотя, никаких обвинений правоохранительные органы в адрес ученого не выдвигали, следственных действий в виде допросов и обысков также не было.
Эвакуация Бурятии Доржо Дугарова
Подробности того, что же такое “эвакуация бурят” общественность узнала много позже, уже при обсуждении уголовного дела безработного улан-удэнца, панманголиста Владимира Хагдаева, которое было заведено по 282 статье (призывы к сепаратизму и разжигание межнациональной розни), также молодому человеку вменяется хранение наркотиков в крупном размере. Следствие по делу уже закончено, вскоре Хагдаева ожидает суд.
После того, как о Хагдаеве узнали СМИ, тот же Доржо Дугаров сразу предложил свою помощь. Заключалась она, как вы уже, наверное, поняли, в побеге. Однако, Хагдаев посчитал такой вариант фантастическим, тем более, он не мог бросить свою семью.
“Больше всего меня «взбесило», когда этот Доржо предложил мне бежать из страны, зная, что я нахожусь под подпиской. Предлагал какие-то сказочные варианты, будто, у него есть знакомый генерал монгольской армии, который встретит меня на той стороне границы, но до границы мы должны ехать обязательно на моей машине. Будто, он знает бывшего премьер-министра Бямбасурена. Там меня сопроводят до американского посольства и ЭВАКУИРУЮТ на военном самолете. Бесит то, что они прекрасно видят, я один воспитываю троих детей и ухаживаю за старенькой бабушкой”, - написал Владимир на своей странице в социальной сети.
На что Доржо Дугаров страшно обиделся и отказался в дальнейшем защищать Хагдаева, пояснив, что он подразумевал под “эвакуацией”.
“Вообще, эвакуация - это стандартный резервный ход в тех случаях, когда человека, преследуемого в своей стране по политическим мотивам, не удается спасти от тюремного заключения. Например, нечто подобное было задействовано нами для эмиграции Владимира Андреевича Хамутаева, правда в меньших масштабах, и других бурятских эмигрантов последних лет”, - заявил он в интервью сайт.
При этом, сам ученый Хагдаев никогда не говорил о своем отъезде, как о бегстве. Равно, как и об отъезде в США через Монголию.
“Интервью на получение политического убежища прошел очень быстро. Опять же, американские друзья помогли. Сегодня, уже пройдя через этот самый трудный для многих этап, я вижу, что это не такой уж и сложный вопрос. Зря многие драматизируют. Надо об этом как-нибудь написать. В целом, были трудности, обычные при любом переезде - жилье, непривычная для нас влажность, трудности с деньгами. Вместе с тем, если у тебя широко раскрыты глаза и доброе сердце, то Америка - это лучшая страна”, - сказал Хамутаев в интервью “Новой Бурятии.
Также, непонятно, о каких других политических эмигрантах последних лет из Бурятии, которых он, якобы, эвакуировал, говорит Дугаров.
Преследование Раджаны Дугаровой
Еще одна известная в прошлом активистка “Эрхэ” Раджана Дугарова сегодня также проживает в США, но общественница попала в страну несколько иначе. Перед переездом в Америку, Раджана несколько лет жила в Польше по карте поляка и работала над исследовательским проектом для одного из польских университетов.
Наши люди уезжают из Бурятии именно потому, что подвергаются гонениям из-за своих взглядов, - считает Раджана. - С чувством паранойи столкнулась несколько лет назад. Это первое, что исчезает при пересечении российской границы. И сейчас я перестала опасаться говорить по телефону, осматривать посетителей в кафе при встрече с друзьями, включать внутреннего цензора при написании статей или постов в социальных сетях. Причем ситуация ухудшилась во много раз с того времени как Андрей Бубеев и Евгения Чудновец сидят за репост. Сталинские репрессии, когда сажали за анекдот, они ведь уже пришли! Я никогда не думала, что эти времена могут вернуться».
Примечательно, что в России в отношении Раджаны Дугаровой также не было ни уголовных дел, ни обысков, ни допросов. Раджана, как и Доржо, стала известна благодаря событиям 2006 года в Иркутской области во время объединения регионов. “Эрхэ” тогда активно препятствовало этому, проводились акции, круглые столы и пикеты против политики Кремля. Молодых ученых поддерживал и Владимир Хамутаев, резко высказываясь о возможных последствиях, а также о том, что, если и объединять Усть - Ордынский округ, так только с Бурятией.
Одной из форм протеста стал показ недавно вышедшего фильма “Первый нукер Чингисхана” бурятской киностудии “Урга” в селах Усть - Ордынского автономного округа. Фильм должен был каким - то образом повлиять на национальные чувства усть - ордынцев, а также на результаты приближающегося референдума. Предсказуемо, киношников и общественников неохотно пускали в клубы и дома культуры, а где - то просто выгоняли. Это стало поводом для политического скандала накануне референдума.
В конец - концов Раджану Дугарову попытались привлечь к ответственности, но административной, за несанкционированный одиночный пикет во время Съезда представителей бурятского народа летом 2006 - го. Однако, мировой судья Советского района посчитал, что в действиях Раджаны не было состава преступления, и девушка имела законное право на одиночный пикет без разрешения властей. Пожалуй, это был единственный момент, который можно подтянуть к определению “преследование по политическим взглядам”.
Конфликт интересов Булата Шагжина
Еще менее правдоподобной выглядит политическая эмиграция известного издателя Булата Шагжина. Недавно Булат сам признался в социальных сетях, что уехал из-за “конфликта интересов с властями”.
“Из Бурятии сбегают из-за проблем в общественной и политической жизни, с криминалом, у кого-то проблемы на службе (так не дают двигаться вверх бурятам, несмотря на лучшую выслугу, образование и пр). Не сказать, чтобы я хотел, чтобы все ринулись сюда, кто-то должен работать и на Родине. Но есть люди у которых нет выбора”,- пишет Шагжин. - “ У нас замечательная квартира с бассейном в комплексе, интересное хобби (делаю деревянную мебель), океан и Мексиканский залив поблизости, теплый климат, богатая флора и фауна за дверями нашего дома. И этого никогда бы не случилось, если бы не опасные обстоятельства. Такая встряска помогает начать работу по поиску себя заново”.
Булат Шагжин активно делиться информацией о том, как подать на политическое убежище и успешно пройти интервью, рассказывает о подводных камнях и корыстных миграционных адвокатах, которые берут слишком много. Сам Булат, в целях экономии, получил убежище самостоятельно.
Однако, говоря о конфликтах и опасности, которые, якобы, преследовали его на родине, Булат не привел ни одного факта. В Бурятии, да и в России на Булата Шагжина также не заводилось никаких уголовных дел, не было обысков и допросов. Известно, что Шагжин принимал участие в нескольких митингах, в том числе в защиту мецената Валерия Доржиева, арестованного летом 2014 года и незаконно вывезенного в Якутию, а также в защиту БГУ. Однако, Булат не был организатором ни первого ни второго мероприятия, принимая участие на общих основаниях, когда каждый желающий мог высказаться. При этом никаких проблем с властями и органами у самих организаторов и активных участников не было. Но, вдруг, они появились у Булата Шагжина.
В интервью порталу сайт в 2015 году Булат заявил, что подвергается преследованиям, что его издательский бизнес одолели финансовые проверки, а люди в форме открыто следят за ним на улицах Улан-Удэ.
Последней каплей, по словам Шагжина, стало давление республиканских властей и лично главы Вячеслава Наговицына, которые, якобы запретили БНЦ и БГУ сотрудничество с издателем по книге “История бурят”.
“Были разосланы письма с требованием того, чтобы сотрудники этих учреждений прекратили работу над книгой и сотрудничество с издательством «Буряад соёл» в публикации этого издания”, - заявил Шагжин, но, опять же, не привел тому доказательств.
В совокупности именно эти факты и легли в основу политической эмиграции Шагжина в США. Однако, стоит усомниться в том, единственная ли эта причина. Слишком надуманными и раздутыми выглядят страдания Булата Шагжина на фоне тех же Низоdкиной и Стецуры, которые подвергались реальным гонениям за свои взгляды, были осуждены по 282 статье, сидели в настоящей тюрьме, были биты на митингах, но вернулись на родину и продолжают жить в Бурятии. Может быть дело просто в нерентабельности бизнеса?
Весь мир - убежище
Для тех, кто не рассматривает США, как свою новую родину, Европа и Азия также могут предложить свою защиту. Попасть в Польшу, например, как Раджана Дугарова достаточно легко. Карта поляка имеет множество преимуществ и оформить ее не так трудно. Для карты поляка нужны рекомендации председателя местной польской организации или близкое родство с поляками. Владеть польским языком необходимо хотя бы на базовом уровне, знать историю, культуру, традиции. Претендент на карту должен пройти собеседование с консулом на польском языке. Если все в порядке с документами и интервью, через месяц заявитель получает документы.
Но если есть возможность не ехать в Польшу, лучше выбрать другую европейскую страну. Это объясняется тем, что для мигрантов там практически нет условий для проживания в ожидании получения статуса беженца.
Например, можно выбрать Чехию. Здесь очень много молодых людей из Бурятии получают высшее образование. С точки зрения миграции эта страна практически идеальна: близость к границам России, несложный для россиян язык, низкий уровень криминала, сильные правозащитные организации - такая размеренная европейская страна. Но, как говорят бывалые, денег здесь не заработаешь.
Или Германия. Разные ресурсы оценивают Германию как «как умеренно удачную». Эта страна является лидером по числу обращений от политзеков (анархисты, антифа, правые и т.п.) и ЛГБТ-активистов.
Но в плане миграционной политики европейские страны перенаселены, с этой проблемой сегодня сталкиваются Франция, Италия и Испания. Лучше ситуация обстоит в Швеции, Бельгии. В Нидерландах существуют определенные квоты для «гуманитарных беженцев» - это жители Сирии, Сомали, Афганистана. В Великобританию же не стоит соваться без стабильно хорошего дохода, в стране Туманного Альбиона убежище в последнее время получают только беглые олигархи.
В прибалтийских странах достаточно большой внутренний отток населения. Самая популярная страна - Литва, но там нет особой социальной программы и достаточно высокая безработица и коррупция. В Латвии одобрили новый закон о предоставлении убежища, который будет регулировать их права. Менее благоприятна для россиян Эстония.
Зато есть шанс запросить убежища в Южной Корее. По некоторым данным в Стране утренней свежести постоянно находится “бурятский контингент” в составе 30 тысяч человек.
Помимо получения самого статуса беженца, нужно задумываться об интеграции. Есть ряд стран, где интеграционные процессы очень сложны, и для получения гражданства там необходимо.
Есть страны, в которых есть социальное обеспечение беженца во время интеграционного периода — пособие в тех или иных пределах, субсидирование жилья, помощь в трудоустройстве, какие-то права на медицинское обслуживание, на учебу. Но есть страны, где ничего этого нет — человек получает статус и все. И ему нужно самому как-то найти жилье, работу, как-то выучить язык.
В Финляндии заявитель на время интеграции получает обычное пособие по безработице, но может подрабатывать, получая сумму не выше определенной законом. Если появляется ребенок, то интеграционный период продлевается еще на три года.
Быть беженцем непросто. В большей части принимающих стран беженцы самая уязвимая и бесправная категория населения. Даже наличие полного пакета документов не может гарантировать уверенность в завтрашнем дне и тот факт, что когда-то захочется вернуться домой, но нельзя - сразу теряется статус беженца.