Стены        31.01.2024   

Скипетр в какой руке. Что символизируют скипетр и держава? Шапка Мономаха - древняя регалия

Это касается и такого символа верховной власти как скипетр. Он появился на Руси поздно. Правда, его изображение было на древнейших монетах князей Владимира и Ярослава начала XI в. Но там скипетр был простым подражанием византийской композиции. Говорилось о скипетре и в той молитве, которую читали при венчании князей: "Царь царствующим, Господь господствующим". Читали ли ее ранее 1498 г. или нет, неизвестно, поскольку нет данных об обряде поставления князей до 1498 г. Но даже если в процедуре венчания и до 1498 г. участвовала церковь, то сам скипетр отсутствовал.

На миниатюрах XV-XVI вв. эмблемами власти князей был не скипетр, а посох с различными навершиями - у князей и церковных иерархов, а в домонгольское время даже просто мечи. С посохом великие князья и церковные иерархи выходили на посольские аудиенции, на церковные службы и т.д. Скипетр был введен в царский обиход тотчас после завоевания Казанского ханства. Именно это завоевание придавало законность новому титулу Грозного - "царь", который Иван IV носил уже с 1547 г. Так полагали он сам и его окружение. Вместе с Казанской "землицей" он как бы унаследовал и положение хана, которого на Руси называли царем.

Овеществить притязания на этот титул, который долго и упорно отказывались признавать и в Великом княжестве Литовском и в Короне Польской, должен был скипетр. Эта регалия очень древнего происхождения. Она восходит ко временам античности, где скипетр был непременной принадлежностью Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны), затем консулов, а также византийских императоров, исполнявших (с 542 г. пожизненно) консульские обязанности. Скипетр должен был уравнять русского царя с остальными государями Европы.

Впервые в письменных источниках он упоминается в завещании Грозного, правда, почти в неузнаваемой форме. Во второй половине XVI в. именно скипетр стал символизировать царскую власть. В литературных произведениях, посвященных Смуте, появились своеобразные выражения с упоминанием скипетра. "Скипетродержавным корнем" называли последнего Рюриковича - царя Федора Иоанновича; словосочетание "скипетр державы" означал просто верховную власть.

Конрад Буссов, немец, находившийся на русской службе, описывал драматическую сцену передачи власти царем Федором в момент его смерти. Федор, по его словам "протянул скипетр старшему из четырех братьев Никитичей (Романовых. - Авт.), Федору Никитичу, поскольку тот был ближе всех к трону и скипетру". Он отказался от этой чести, как и три его брата. Л так как умиравшему царю надоело ждать вручения царского скипетра, то он сказал: "Ну, кто хочет, тот пусть и берет скипетр, а мне невмоготу больше держать его". Тогда правитель (Борис Годунов. - Авт.)... протянул руку и через голову Никитичей и других важных персон, столь долго заставлявших упрашивать себя, схватил его.

Держава

Годунов "схватил" не только скипетр, он ввел в царский обиход и державу, которая именовалась в ту пору и у нас и в Речи Посполитой "яблоком ". В церемонию венчания вошло не только вручение скипетра, но и державы: "Сие яблоко - знамение твоего царствия. Как это яблоко держишь в своей руке, так держи и все царство, данное тебе от Бога, защищая их от врагов непоколебимо". Но этого завета Годунов выполнить не сумел.

На протяжении XVI-XIX вв. было создано очень много роскошных скипетров и держав. Особенно выделяются скипетр и держава большого наряда Михаила Романова. Сочетание ярких эмалей и крупных драгоценных камней создает ощущение необычайной роскоши и парадности. Яблоко разделено на два полушария, на верхнем из которых, состоящем из 4 частей, находятся изображения сцен из жизни царя Давида (помазание его пророком Самуилом на царство, победа Давида над Голиафом, возвращение с победой, гонение от Саула). Скипетр, состоящий из четырех столбиков, также усыпан драгоценными камнями и завершается золотым двуглавым орлом.

Для этих "младших" сравнительно с шапкой регалий создавали особые подставки. На церемонии по бокам от трона "на высоких серебряных ножках стояли два грифона, из коих один держал государственное яблоко, а другой - обнаженный меч" (Г.Паэрле). А во время венчания царя Алексея Михайловича 28 сентября 1645 г. особый невысокий аналой был поставлен специально для "яблока самодержавного Московского государства и других государств Российского царства" и скипетра, который отождествлялся с "царским чином".

Петр Великий скипетру придавал особое значение. Во время коронации своей супруги, царствовавшей после его смерти под именем Екатерины 1, он ни на секунду не выпускал из рук именно скипетра. Других регалий у Петра не было. С самим первым императором связано появление лишь одной регалии, которая и была изображена на государственном гербе 1856 г., - мантии, или "сени". 20 октября 1721 г. по случаю заключения Ништадтского мира сенаторы преподнесли царю титул "императора всероссийского, Отца отечества и Великого". Сенаторы и члены Синода облекли победителя шведов в императорскую мантию, подбитую горностаем, на лицевой стороне которой по золотой парче были вытканы черные орлы (желтый и черный - это цвета тогдашнего российского флага). Тип мантии сохранился до 1917 г. В такую же мантию облачали и последнего всероссийского императора Николая II Романова.

Герб с двуглавым орлом как символ государственности

На этом можно закончить обзор герба Романовых, одновременно служившего и государственным гербом Российской империи. И эмблемы, изображенные на нем, и различные знаки власти появлялись постепенно. Расширялась территория Русского государства и Российского царства, а затем и Российской империи, и в гербе добавлялись новые эмблемы, созданные услужливыми геральдистами при дворах всех государей, начиная с Ивана IV. Пестрота государственного герба соответствовала пестроте того населения, которое обитало на покоренных землях. Изменялся характер власти, и ее знаками становились новые регалии, которыми пользовались и "братья" русского государя в многоликой семье европейских, да и не только европейских, сюзеренов, монархов, королей и императоров. Менялись представления о происхождении великокняжеской, царской и императорской власти, и вместе с ними преобразовались сами регалии, складывались теории их происхождения и значимости.

В течение всего повествования мы говорили о гербе с двуглавым орлом как о символе государственности - будь то Великого княжества всея Руси, будь то Российского царства или Российской империи. Стал ли двуглавый герб символом русской нации, подобно тому как сделался таковым польский "белый орел"?

Пожалуй, на этот вопрос трудно ответить утвердительно. Двуглавый орел появился на Руси как символ ее освобождения, символ равноправия недавно угнетенной страны, но герб России не смог стать национальным символом уже потому, что сама Россия с середины XVI в. была многонациональным государством, - притом весьма своеобразным.

Двуглавый орел быстро - уже при Иване Грозном - потерял характер национальной эмблемы и был превращен в символ угнетения собственно русского и других народов Восточной Европы, а потом и Северной Азии.

Гипертрофия государственных начал XVI-XX вв. сопровождалась поглощением всех и всяких видов национального самосознания, в том числе и формально изобразительных. Снова вводя двуглавого орла как государственную эмблему России, мы должны помнить о трагических и горьких уроках прошлого, которые народы нашей страны усваивали под сенью двуглавого орла. Пусть же на этот раз он останется навсегда символом пробуждения и возрождения, каким был в "тихую весну" при Иване III.

Атрибутикой царской власти подчеркивалась мощь и богатство государства Российского: золотое убранство дворцовых палат, изобилие драгоценных камений, масштабность сооружений, грандиозность церемоний и множество предметов, без которых не мыслим ни один русский царь.

1

Золотое яблоко

Золотой шар, увенчанный крестом или короной, — держава — впервые была использована в качестве символа русского самодержавия в 1557 году. Проделав долгий путь, держава пришла к русским монархам из Польши, впервые приняв участие в церемонии венчания Лжедмитрия I. В Польше, заметим, держава именовалась яблоком, являясь библейским символом познания. В русской христианской традиции держава символизирует Царство Небесное. С момента правления Павла I держава представляла собой синий, увенчанный крестом, яхонтовый шар, усыпанный бриллиантами.

2

Пастушеский посох

Атрибутом русской власти скипетр стал в 1584 году во время венчания на царство Федора Иоанновича. Так появилось понятие «скипетродержатель». Само же слово «скипетр» — древне-греческое. Считается, что прообразом скипетра был пастушеский посох, который в руках архиереев наделялся символизмом пастырской власти. С ходом времени скипетр не только был существенно укорочен, но и своим оформлением уже мало походил на скромный пастушеский посох. В 1667 году скипетр появился в правой лапе двуглавого орла - государственного герба России.

3

«На золотом крыльце сидели…»

Трон, или престол, — один из важнейших символов власти, сначала княжеской, потом царской. Подобно крыльцу дома, которое создавали для всеобщего любования и восхищения, с особенным трепетом подходили и к созданию трона, при этом обычно их делали несколько. Один устанавливали в Успенском соборе Московского Кремля - этот трон участвовал в церковной процедуре миропомазания самодержца. Другой - в резных палатах Кремля. На этот престол царь садился после светской процедуры принятия власти, на нем он также принимал послов и влиятельных лиц. Существовали еще и «мобильные» троны - они путешествовали с царем и появлялись в тех случаях, когда надо было максимально убедительно представить царскую власть.

4

«Тяжела ты, шапка Мономаха»

«Шапка золотая» упоминается во всех духовных грамотах, начиная с момента правления Ивана Калиты. Символ-корона российского самодержавия был предположительно изготовлен восточными мастерами в конце XIII - начале XIV века и подарен византийским императором Константином Мономахом своему внуку Владимиру. Последним царем, который примерял реликвию, стал Петр I. Некоторые исследователи утверждают, что шапка Мономаха является не мужским, а женским головным убором - под меховой оторочкой, якобы, остались приспособления для височных украшений. Да и изготовлена была шапка спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Что ж, даже если история появления этого атрибута царской власти - всего лишь легенда, это не помешало ему стать образцом, по которому изготавливались все последующие царские венцы.

5

Византийские оплечья

Обычай носить оплечья, или бармы, пришел на Русь из Византии. Там они являлись частью парадных одеяний императоров. По преданию, бармы прислал для Владимира Мономаха византийский правитель Алексей I Комнин. Летописное упоминание барм относится к 1216 году - расшитые золотом оплечья носили все князья. С середины XVI века бармы становятся непременным атрибутом царского венчания на царство. С золоченого блюда в алтаре их в определенный момент подавали митрополиту епископы, которые, в свою очередь, получали их от архимандритов. После троекратного целования и поклонения, митрополит возлагал благословенные крестом бармы на царя, после чего следовало возложение венца.

6

«Ох, рано, встает охрана»

По обе стороны от трона всяк входящий мог видеть двух рослых красавцев, царских оруженосцев и телохранителей — рынд. Они были не только эффектным «атрибутом» на церемониях приемов иностранных послов, но и сопровождали царя во время походов и поездок. Облачению рынд можно позавидовать: горностаевые шубы, сафьяновые сапоги, песцовые шапки… Место по правую руку было почетнее, отсюда и пошло понятие «местничество». Борьбу за почетное звание царского рынды вели молодцы самых лучших фамилий.

7

За семью печатями

Первой известной печатью XII века, вырезанной из металла, стал оттиск князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода. К XVIII веку русские цари пользовались печатями-перстнями, настольными оттисками и печатями-подвесками. Маленький вес последних позволял носить их на шнурке или на цепочке у пояса. Печати резались по металлу или из камня. Чуть позже излюбленным материалом становится горный хрусталь и его разновидности. Интересно, что с XVII века стали производить печати со съемной легендой - текстом, что позволяло новому царю использовать печать своего предшественника. В конце XVII века русские цари имели более двух десятков различных печатей, а печать европейского гравера Иоганна Гендлингера с могучим двуглавым орлом служила российским монархам более века, вплоть до конца правления Николая I.

Брейгель Питер. Мизантроп

→ Шар / Сфера (армилярная) / Правление хорошее и плохое /

БРЭФ / Яблоко царского чина

или держава, золот. шар, украшенный драгоцен. камнями и увенчанный крестом; одна из государствен. регалий; впервые упоминается при венчании на царство Василия Шуйского (1606).

В царский обиход державу, которая именовалась у нас и в Речи Посполитой яблоком, ввёл Борис Годунов. «Сие яблоко - знамение твоего царствия. Как это яблоко держишь в своей руке, так и держи всё царство, данное тебе от Бога, защищая его от врагов непоколебимо». Держава вручалась вместе со скипетром во время церемонии венчания на царство. Из многочисленных держав 16-19вв. особо выделялась держава большого наряда Михаила Романова. Её верхнее полушарие, разделённое на четыре части, несло на себе изображение сцен из жизни царя Давида. Держали яблоко, как правило, в правой руке.

царство на земле, власть над Миром (в древности добавлялась фигурка Нике, богини Победы, в христианской традиции - крест).

Впервые она использовалась как знак власти римскими императорами.

Шар широко распространен среди персонифицированных добродетелей, свободных искусств и некоторых божеств как символ их универсальности:

Атрибут Истины, особенно с XVII в.

Изобилия

Справедливости, вместе с весами и мечом

Философии, её нога может стоять на шаре.

Фортуны, первоначально указывал на ее переменчивость (В противоположность твердому кубу, на котором иногда стоят Вера и История)

Удобного Случая и Немезиды (Обе эти аллегорические фигуры ассоциируются с Фортуной и могут быть представлены аналогичным образом)

Аполлона

иногда Купидона

Земной шар (глобус) является атрибутом:

Смеющегося философа Демокрита

одним из элементов натюрморта

Небесная сфера (На нем могут быть звезды или мифологические фигуры созвездий, но не обязательно так представленные) является атрибутом

персонифицированной Астрономии (свободные искусства)

Урании (муза астрономии).

ЭМБЛЕМАТИКА

Держава, лежащая на земле.

Презираю земные дела.

Не следует слишком увлекаться делами мира сего

Предпочтительнее обратить свое внимание на дела более возвышенные.

Душа человеческая сотворена для того,

Чтобы летать в небесах –

Радостной отдушине, по сравнению с тюрьмой,

В которой она находится теперь!

Там, освободившись от уз земных,

Она может летать повсюду.

Символ мироздания, покоящийся на спине у рака.

Сея картина ясно представляет,

Как мир, подобно раку, пятится назад,

Как будто ему доставляет большое удовольствие

Движение в обратном направлении.

Миряне учат пасторов, как надобно молиться,

И дети управляют государством,

Когда им подчиняются господа.

Христианство

Символ власти, и как таковая - частый атрибута Бога Отца может держать свою ногу на небесном шаре.

Держава в руках Христа - символ Его верховной власти как Спасителя Мира (SALVATOR MUNDI).

В руках человека монарха – царское величие, его власть над миром.

Снабженная крестом - один из знаков отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника.

Сфера, увенчанная крестом, символизировала владычество Христа, это эмблема правителей Священной Римской империи и - до сих пор - британских монархов. Императоры, короли и духовные лидеры, такие, как Папа Римский, обычно держат сферу в левой руке.

А во франкфурстком алхимическом издании 1618 г. (обнаружено Зильберером) в книге об алхимии, изданной в во Франкфурте: внизу - земной шар, у которого имеются крылья, то есть шар летит через время и пространство. И на этом изображении можно увидеть знаки триады и тетрады- треугольник и квадрат - они, по-видимому, обозначают материю и скрытую в ней стремящуюся вверх жизнь.

хххе́

Древние государственные регалии принадлежат к наиболее значительным государственным символам. К ним относятся венцы, короны, скипетры, державы, меч, бармы, щит, троны. Однако государь являлся в полном облачении лишь несколько раз в год – во время важнейших церковных праздников и на приёмах особо важных иноземных послов. Некоторые регалии использовали лишь единожды при жизни монарха. В настоящее время подлинные регалии Московского, а позже Российского государства хрнятся в коллекции Государственной Оружейной палаты Московского Кремля. В этой статье мы расскажем о царский регалиях в хронологической последовательности, начиная с самых древних.

Царские регалии в коллекции Оружейной палаты

Самым древним символом княжеской власти является меч. Впервые его стали изображать ещё на древних иконах. Чуть позже к мечу добавился щит. Таким образом княжескую власть в первую очередь символизировало оружие, в древние времена – щит и меч. Однако государственный щит и государственный меч в коллекции оружейной палаты относятся к XVI-XVII векам.

О щите – ниже.

Самая древняя регалия, представленная в нашей сокровищнице – это шапка Мономаха. О ней подробно рассказано в статье . Кратко повторим основные факты.

Царские регалии. Шапка Мономаха

Существует старинное “Сказание о князьях Владимирских”, согласно которому Владимир Мономах венчался на Великое Киевское княжение Шапкой Мономаха. Сказание гласит, что венец подарил ему византийский император Константин Мономах, приходившийся дедом киевскому князю. (Подробно о “Сказании о князьях Владимирских” рассказано в статье ) .

На одном из барельефов Мономахова трона видно, что князь Владимир изображён в шапке Мономаха.

Мономахов трон. Фрагмент

Историю о том, что византийский император пожаловал эту шапку давнему предку Грозного, активно распространяли во времена царя Ивана. Однако это не более, чем красивая легенда, придуманная для объяснения (легитимизации) нового статусного звания Государя Всея Руси. Ещё в XIX веке историки опровергли византийскую версию происхождения Шапки Мономаха.

По сей день существуют три версии о месте изготовления этой регалии. Согласно первой из них, шапку Мономаха могли изготовить в Византии, но не при императоре Константине, а гораздо позже, во время правления Палеологов в XIV-XV веках. В пользу этой версии говорит то, что скань на изделии очень высокого качества, характерная для византийских мастеров.

Есть и другая гипотеза, согласно которой шапка Мономаха имеет центральноазиатское происхождение. На это указывает мотив цветка лотоса в её украшении. Вероятным местом её изготовления могут быть Самарканд или Бухара.

Третья версия гласит, что это работа греческих мастеров, работавших в Москве.
Возможно, что шапку Мономаха подарил Ивану Калите татарский хан Узбек. Подобный подарок был подношением хана своему вассалу, поэтому при русском дворе такую версию замалчивали и выдавали венец за византийскую работу.

Надевали шапку Мономаха не на голову, а на особую шапочку, сшитую из парчи.

Церемония венчания на царство

Все средневековые правители, в том числе и западные, в символах государства ориентировались на Константинополь. Во многих европейских государствах существовали короны, похожие на венец византийского императора. На таких коронах почти всегда изображали Христа в венце. Таким образом отражалась идея божественного происхождения власти. Государь есть помазанник Божий и проводник учения Христа на земле.


Корона Константина IX Мономаха. XI век. Фото с сайта http://botinok.co.il/node/52192

Первая подробно описанная относится к концу XV века. Государь Иван III венчал своего внука, царевича Дмитрия Ивановича, на Московское княжение золотым венцом, т.е. Шапкой Мономаха. Известно также, что на него возложили бармы – золотые цепи. Происхождение барм историки ещё не объяснили.

В церемонии венчания на царство на Руси также присутствовал обычай осыпать князя монетами. Хотя известно, что в Византии и на Западе монеты кидали в толпу. Скорее всего, русские послы, бывшие на торжественном венчании императора в Константинополе, не совсем поняли этот обряд, или неточно передали его. Поэтому у нас самого князя осыпали монетами. После чего присутствующим на церемонии разрешали их подбирать.

Последнее венчание на великое княжение состоялось в 1534 году. Тогда венчали малолетнего Великого Князя Иоанна IV Васильевича. В 1547 году Иван IV венчался на царство, изображение этой церемонии сохранилось в Лицевом летописном своде.
Кроме меча, щита, шапки Мономаха и барм одной из важнейших государственных регалий является крест. В коллекции Оружейной палаты в крест вставлена щепочка подлинного креста Иисуса Христа.

Регалии царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Царские регалии

Шапка Казанская. Царские регалии

Вторым по древности венцом в коллекции регалий Оружейной палаты является ШАПКА КАЗАНСКАЯ . Она не дошла до нас в первоначальном виде, в начале XVII века её переделали. Первоначально Казанскую шапку венчал большой изумруд, который мы сейчас видим на шапке Михаила Фёдоровича.

В отношении места её изготовления также нет единого мнения. Возможно, она была изготовлена в Москве во времена Ивана Грозного в честь завоевания Казанского ханства и повторяет собой венец татарского хана. Возможно, что это подлинный венец правителя Казани, взятый во время похода Ивана Грозного в качестве трофея.

Загадкой для исследователей является состав материала тёмного цвета, образующего фон Казанской шапки. Достоверно известно, это не чернь и не эмаль. Чтобы провести химический анализ материала, нужно соскоблить небольшую часть покрытия. В настоящее время это не представляется возможным. Учитывая неизвестную технику изготовления этого фона, Казанская шапка имеет, скорее всего, не московское происхождение.

У иностранцев венец подобной формы вызывал ассоциацию с папской тиарой. Они полагали, что Иван Грозный посягает на мировое господство. На Руси во времена Ивана Грозного появилась легенда о том, что Рюрик был потомком римского императора Августа.

При венчании на царство Ивана Грозного, в 1547 году, первого русского царя не мазали миром. Первым государем, кого действительно «помазали» на царство, был его сын, царь Фёдор Иоаннович.

Костяной трон. Царские регалии

«Костяной трон» хоть и называется троном Ивана Грозного, возможно, не имеет отношения к этому царю.

В этом троне есть пластины, которые датируют XVI веком. Кроме слоновой кости в нём присутствуют моржовая кость, кость мамонта и даже говяжья. Русские мастера в разные времена ремонтировали трон и некоторые утраченные элементы сделали из говяжьей кости.

Подлинная слоновая кость находится в первом ярусе трона, где изображены сцены помазания царя Давида на царство. Ниже находятся изображения языческих, античных сцен, взятых из греческой мифологии. Именно поэтому историки делают вывод о том, что трон собирали по частям из разновременных элементов.


Костяной трон. Фрагмент

Двуглавый орёл, расположенный на спинке трона – это символ империи. Он изображался не только на гербе Российской, но и Австрийской империи. Есть версия, что вместо орла на спинке трона прежде было изображение Юноны.


Может быть трон и принадлежал Ивану Грозному, но привезли его в Москву позже.

В XVIII-XIX веках возникла легенда о том, что этот трон привезла в Москву греческая царевна София Палеолог в конце XV века. Интересно, что Ивана Грозного дважды изобразили на этом троне. Известна скульптура Антокольского, где царь изображён сидящим на костяном троне. также изобразил этот трон. Хотя у историков при этом возникает вопрос – что делал этот трон на женской половине дворца, где и произошла трагедия, послужившая сюжетом для полотна Репина. (Оба изображения экспонируются в коллекции ГТГ).

Регалии царя Фёдора Иоанновича. Царские регалии

Бармы

Бармы, которые также входят в состав государственных регалий, сейчас экспонируются в витрине со светским платьем, вместе с платном Петра I. На них изображены христианские святые. Изготовили их в конце XVI века в золотошвейной мастерской царицы Ирины Годуновой, жены царя Фёдора Иоанновича.

Каждый раз при церемонии венчания на царство бармы переделывали. Эта вещь индивидуальная и другому человеку не подходила, потому что сонм святых покровителей одного человека не соответствовал святым покровителям другого и новый царь не мог воспользоваться бармами своего предшественника. На бармах царя Фёдора шелками и драгоценными нитями вышит – Деисус – молельное предстояние Богоматери и Иоанна Предтечи перед Небесным Царём и Судией Земным.
СКИПЕТР впервые появился в церемонии венчания на царство царя Фёдора Иоанновича в 1584 году.

Регалии царя Бориса Годунова

Державу впервые использовали при венчании царя Бориса Годунова в 1598 году.

Трон царя Бориса Годунова

В коллекции ГОП экспонируется и ТРОН ЦАРЯ БОРИСА ГОДУНОВА иранской работы. Это подарок 1604 года от персидского шаха Аббаса II.

В Иране такой предмет мебели не служил троном. Обычно делали два таких кресла и столик к ним. Хранители коллекции до сих пор не знают, получил ли Борис Годунов в подарок полный комплект или же только один трон. Использовать это кресло как собственно трон не могли, потому что у него нет спинки. Он мог служить как выносной трон. Подлинная обивка не сохранилась, в современном виде трон обит французской тканью XVIII века.

Регалии царя Михаила Фёдоровича. Царские регалии

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО ЦАРЯ МИХАИЛА ФЁДОРОВИЧА. Миниатюра опубликована в книге И.А.Бобровницкой “Регалии Российских государей”
Держава

Державу царя Михаила Фёдоровича сделали в Западной Европе, в Праге, в мастерских короля Рудольфа II. Скорее всего, эти регалии привезло на Русь Цесарское посольство.

Царь Михаил Фёдорович

Дипломаты тайно вручили царский заказ, ибо вручение государственных регалий в международной дипломатии было знаком признания вассального положения государя, которому эти регалии вручали. (Вспомните, что пока не найдено ни одного документального подтверждения того, что Узбек вручил государственную регалию, шапку Мономаха, Ивану Калите. Если такой факт и имел место быть, то его тщательно «забывали»).

Заказ на изготовление государственных регалий, сделанный богемскому королю Рудольфу II был хоть и почётным, но вручили его на неофициальной встрече. Есть версия, что регалии заказывал ещё Фёдор Иоаннович, но он умер прежде, чем успел ими воспользоваться. Борис Годунов также не успел их надеть, так как вскоре тоже приказал долго жить.

Цепь

К регалиям Михаила Фёдоровича при венчании его на царство в 1613 году относится цепь.


Цепь-окладень царя Михаила Фёдоровича. Москва, Мастерские Кремля, XVII в.

Это одна из древнейших дошедших до нас цепей. На звеньях цепи изображён царский титул. Хотя считается, что цепь принадлежала Михаилу Фёдоровичу, историки не пришли к единому мнению, к какому времени относится этот выгравированный на цепи титул – то ли к 1613-му году, то ли к концу правления, к 1640-м годам.

Другие цепи в коллекции – скорее всего западноевропейской работы. К ним крепили кресты.


Цепь из коллекции Оружейной Палаты. Западная Европа, XVI в.

Бармы царя Михаила Фёдоровича Романова находятся в фондах музея.

Венец царя Михаила Фёдоровича

Венец царя Михаила выполнен в царских кремлёвских мастерских. Мастер, сделавший его, был родом из Германии, хотя в документах о получении гонораров он значится под русским именем. Для русского средневековья это обычная практика: изменять иностранные имена и заменять их русскими. Мастер получил заказ восстановить шапку, утраченную в Смутное Время и изготовить новую на манер скипетра и державы, чтобы было соблюдено стилистическое единство всех трёх предметов.


Венец, скипетр и держава царя Михаила Фёдоровича

Изумруд, который венчает шапку, был снят с Казанской шапки Ивана Грозного.

Интересная история произошла с Николаем I в Варшаве, когда он короновался в столице Польши. Императору передали сапфир. Якобы он был частью русской короны, которую увезли в Польшу в Смутное время. Первоначально в мастерских Рудольфа сделали полный комплект – шапку, скипетр и державу. Шапка во время Смуты пропала, якобы стала трофеем польских завоевателей. И всё, что он неё осталось – сапфир, который и преподнесли российскому самодержцу.

Трон царя Михаила Фёдоровича

Есть версия, что трон царя Михаила Фёдоровича прибыл в 1629 году из Ирана. Это ещё один дар персидского шаха Аббаса. Трон сильно переделан. Он украшен золотыми пластинами, общим весом около 13 кг золота.

Среди камней преобладают камни красного цвета – турмалины и рубины, а также голубая бирюза. Другие самоцветы – сиреневые аметисты, крупные желтовато-зелёные перидоты и изумруды. Два самых крупных камня – ромбовидные топазы. Иран очень нуждался в хороших отношениях с Россией. Об этой нужде можно судить по стоимости “золотого” трона.

Посох

Посох также включался в состав государственных регалий. Известно, что когда свергли царя Василия Шуйского, то первым делом у него отобрали посох. Когда призывали на царство Михаила Фёдоровича, то в Кострому малолетнему Романову в качестве регалии привезли тоже посох. Посох Михаила Фёдорвичаукрашен сапфирами и мордами грифонов.

Посохи духовных и светских лиц довольно просто различить. На посохах духовенства концы рукоятки направлены вниз, а на светских – нет.

Регалии царя Алексея Михайловича. Царские регалии

Алмазный трон

Алмазный трон сохранился без переделок. Латинская надпись на спинке прославляет мудрость царя.

Вместо европейских львов изображены восточные слоны. Трон привезла компания купцов, которая просила царя разрешить им беспошлинную торговлю. Возникает вопрос – где заказывали трон? Всё говорит о том, что трон заказали в Иране. Тогда знал ли иранский шах, о том, что его мастера работали «налево» для русского царя? Видимо, он знал. Так же, как знал о том и Рудольф, что его мастера выполняют заказ Бориса Годунова.

Но по этикету русский царь не мог принять такой подарок от нижестоящих чинов. Он выкупил трон у купцов за 7 000 рублей. Это единственный в истории случай, когда троном пытались дать царю взятку. Но русские цари неподкупны, деньги заплатили, а ходатайство отправили в долгий ящик. Право беспошлинной торговли купцы получили лишь спустя 7 лет, потому что исполнение их просьбы противоречило интересам государства.

Турецкие ювелирные изделия в коллекции Оружейной Палаты. Царские регалии

В собрании хранится держава, выполненная в турецком стиле. Держава – это символ государства. Государство процветает в царствование государя.

Держава и скипетр царя Алексея Михайловича

Хронологию турецкого скипетра пока выяснить не удалось. Он выполнен то ли в 1639, то ли 1659 году. И если в 1639 году, то его заказывал не Алексей Михайлович, а Михаил Фёдорович. Тогда возникает вопрос, а где другие предметы? Сохранилась переписка об изготовлении скипетра. Его выполняли греческие мастера, работавшие на турецкого султана. Заказ им оплатили не сразу, хотя драгоценные камни для украшения предметов они покупали за свой счёт. Но в конце-концов деньги мастерам выплатили сполна.

Турецкие ювелирные изделия можно видеть на маскарадном костюме императора Николая Александровича. В украшении этого костюма использовали подлинные турецкие пряжки XVII века.


Регалии царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Царские регалии

Двойное венчание на царство проходило в 1682 году. Ивану было 16 лет, Петру – 10. Шапкой Мономаха венчали старшего из братьев, Ивана Алексеевича. В коллекции находится ШАПКА ВТОРОГО НАРЯДА. Изготовили её в течении одного месяца, поэтому у мастеров просто не было времени, чтобы украсить её тонкой изящной сканью.

Двойной трон

Трон переделан из трона Алексея Михайловича работы Аугсбургских мастеров. Ширина ступенек и ширина сиденья не совпадают.

Это единственный в истории двойной трон. Он представляет собой полный тронный комплекс с подставками для того, чтобы никто не приближался к царю достаточно близко. Приблизиться к царю можно было только послам, когда им разрешали целовать государеву десницу (руку).

Алмазные венцы

Алмазные венцы тоже вызывают много вопросов. Почему они разные? Ведь на одном венце только алмазы, а на другом – алмазы и хризолиты. Алмазы составляют узор в форме двуглавых орлов. Вес венцов – примерно 2 кг. Они сохранились благодаря стараниям царя Петра Алексеевича.

Шапка алмазная царя Ивана Алексеевича Шапка алмазная царя Петра Алексеевича
Шапка алтабасная
Шапка алтабасная царя Ивана Алексеевича

Выполнили её для царя Ивана. Металл заменили на ткань, чтобы уменьшить вес регалии, она легче алмазного венца в два раза.

Пластины, украшающие шапку, турецкой работы. Есть версия, что для этой регалии переделали венец Алексея Михайловича. Но, возможно, для венца использовали запоны, которые нашивались на рукава и обшлага.

Посох. Стамбульский заказ Алексея Михайловича – главный символ царской власти, апелляция к королевской лилии – форма рукояти. Посох стоит у платна Петра.

Царские регалии XVIII века

В витрине с царскими регалиями есть три предмета XVIII века.

1.Императорская корона императрицы Екатерины I. Выполнена в 1724 году для коронации Екатерины I. По одной из версий камни на неё собирали у знати, в том числе у Меньшикова. Поэтому после коронации их вынули из оправы и вернули владельцам. Эта версия пока официально не подтверждена, поэтому считается, что камни сняли по неизвестной причине. Надпись на короне – имя владелицы.
Два полушария символизируют светскую и духовную власть монарха.

2. Корона императрицы Анны Иоановны.

Корона императрицы Анны Иоанновны

Фенкель приписал эту корону Готтлибу Вильгельму Дункелю. Рассуждал Фенкель просто – короны делает придворный ювелир. При дворе Анны Иоановны придворным ювелиром был Готтлиб Дункель, следовательно, он и сделал корону. Но никаких документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось. Напротив, недавно выяснили, что корону Анны Иоановны выполнили московские мастера: золотых дел мастера Самсон Ларионов, Калина Афанасьев, Никита Милюков, серебряник Пётр Семёнов, золотарь Лука Фёдоров.

3.Щит . Анна Иоановна в коронационной церемонии пожелала иметь щит и меч. Щит – турецкий, меч – польский, весом около 1,5 кг.

Государственный щит. Москва, конец XVIII века, запоны – Турция, XVII в.

Но в самой церемонии военные регалии не использовали, их просто несли на подушке. Весь XVIII век в России правили женщины и меч очень плохо сочетался с фижмами.
Есть в собрании и корона мальтийская, она время от времени появляется на выставках, в основном она хранится в фондах. Её использовали при погребении монарха.

Ещё один скипетр Павла Петровича находится в витрине с ювелирными изделиями XVIII века, там же, где представлено потёмкинское блюдо. Этот скипетр предназначался для вручения грузинскому царю.

Грузия 11 раз приносила присягу русскому царю, последний раз в 1795 году. Этот скипетр заказал Павел Петрович для вручения правителю Грузии. Но Павел умер. Вскоре умер и грузинский царь. Политическая ситуация изменилась и Грузия вошла в состав Российской империи на правах губернии.

Изготовление корон на этом не заканчивается. Короны изготовляли для императриц, а после смерти государыни их разбирали и дарили по завещанию. Единственная уцелевшая корона принадлежала императрице Марии Александровне (хранится в Алмазном фонде). Это единственная императрица, которая умерла раньше своего мужа.
Приведённые в статье факты выявили современные исследователи. Но всё вышесказанное – отнюдь не истина в последней инстанции. Исследования продолжаются, новые данные выплывают на свет Божий и атрибуция через некоторое время может измениться.

Древности Российского государства. Отделение I .: Святые иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. - М., 1849. - 175 с.

Образ Иоасафовской Богоматери

П од именем Иоасафовской Богоматери известен в Московском Архангельском Соборе налойный осмилистовый образ Богоматери, писанный греческим пошибом [стилем] на липовой доске с выемкою. Судя по рисунку и колориту, он писан в России и твердостью одного и плавкостью другого близко подходит к стилю школы Рублева. Лицо Богоматери более круглое, чем продолговатое, без костоватости [подпробелки], но с отживкою [блесками, движками, оттенками]; выражение его более мрачное, чем умильное; нос маленький, тонкие, глаза без слезников, кои появляются на иконах с XVI века. Доличное вохряного цвета, без иконопи [навод растворенным золотом], между тем как доличное у Спасителя с золотыми гвентами [черты, складки на одежде, коей откинутые полы назыв. картушек ]. На челе и на персях у Богоматери три звезды, знаменующая ее девство до рождества, в рождестве и по рождество.
У крашения иконы замечательны искусством и богатством. Поля ее, или светы, покрыты золотым сканным с финифтью окладом; венец на Богоматери золотой с городками, гривною и тремя цатами, к ней привешенными. Те и другие усеяны драгоценными каменьями, по большей части, негранеными. На Спасителе такой же венец с городками.

Н а золотых дробницах по полям образа наведены чернью лики: Пресвятой Троицы, Св. Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, Николая Чудотворца, Св. Василия Парийского, Феодора Стратилата, Иоанна Лествичника, Препод. Сергия и Анастасии Римлянины.
Т ак как, по древнему обычаю на Руси, на св. иконах нередко изображались Святые, тезоименитые членам какой-нибудь фамилии; то и в Святых на иконе Иоасафовской Богоматери, вероятно, увековечены имена семейства владетеля ее; ибо здесь находим святых Иоанна Предтечу, Феодора Стратилата и Анастасию Римлянину, соименных Царю Иоанну Васильевичу, Царице Анастасии Романовне и Царевичу Федору. Если б икона устроена была Царем Федором Алексеевичем, которому присваивается описью этот образ, то наверное на дробницах изображены были бы Святые, тезоименитые его родителю и одной из его супруг, Агафии или Марфе. Вероятнее же, эта икона была молебная, комнатная, и перешла ему в благословение от родителя, а в Собор поступила, может быть, по смерти его, как надгробная, выносная.
Ч то же касается до названия иконы Иоасафовскою: то в числе явлений от икон Богоматери такой не встречается. А как Патриархи Московские, при вступлении своем на Святительский престол, имели обыкновение подносить Царю св. иконы в благословление: то или Иоасаф I поднес ее Царю Михаилу Федоровичу, или Иоасаф II Царю Алексию Михайловичу, от которого она могла поступить в наследие сыну его и преемнику Федору под именем Иоасафовской. (С. 8-9)

Образ Положения Ризы Господней

С ходный по стилю своему с Каппониевыми святцами и с иконами, писанными в XVII веке обществом Строгановских зоографов, этот образ достопримечателен и по своему содержанию.
П ерсидский Шах-Аббас, в удостоверение дружественного расположения своего к Царю Михаилу Федоровичу, прислал к нему между прочими дарами с Грузином Урусамбеком, 1625 года, Марта 11, часть ризы Господней в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В грамоте своей Шах извещал, что, по завоевании Грузии, святыню сию нашел в Митрополичьей ризнице.

Х отя Патриарх Филарет и принял с радостью это священное сокровище; но как оно шло от неверного царя, то и совещался с державным своим сыном о том, можно ли слово неверных принять без истинного свидетельства. Потом Филарет с освященным собором приступил к освидетельствованию. В ковчеге найдена, как значится в окружной грамоте, «часть ризы, в длину и поперег пяди, полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет в давних летах лицо изменила, «а ткана во льну». В Москве тогда пребывали Иерусалимский Патриарх Феофан, поставивший Филарета в Патриархи, а с ним Греческие старцы Нектарий и Иоанникий: Московский Первосвятитель и обратился к ним с вопросами о ризе Господней. Нектарий отвечал, что он видел сам эту святыню в Грузии в церкви, называемой Илета и от тамошнего духовенства слышал, что она некогда принесена туда воином, бывшим в Иерусалиме при распятии И. Христа, и ознаменована многими чудесами. Слова Нектария подтвердил Иоанникий, и другие жители Востока удостоверили в истине предания Палестинских и Греческих христиан о ризе Господней. На человеческом свидетельстве, сколь бы оно ни казалось достоверным, не остановился рассудительный Филарет; но употребил духовное средство. По совещании его с Архиереями и духовными властями, установлен был семидневный пост и молебствие, а для узнания воли Божией и для открытия истины, повелено возлагать сию святыню на больных и недужных. Многие чудеса оправдали подлинность святыни и веру принявших ее.
П осле того, риза Господня торжественно положена в большом Успенском Соборе и установлен ежегодный праздник Положения ризы Господней, который и доныне совершается 10 июля. Для хранения святыни устроен Патриархом 7133 г. Сентября 30, величественный медный шатер, занимающий место близь Филаретовой гробницы в югозападном углу Собора.

Н а образе, по видимому, современном событию, во внутренности этого шатра виден Царь с тремя Святителями, предстоящий в молении престолу, на коем положена честная и многоцелебная риза Господня. Шатер окружен духовными властями, иноками, боярами и народом. На первом плане Михаил Федорович, бывший тогда 20 лет, изображен безбрадым, во всей царской утвари; по другую сторону Патриарх, вероятно, Иерусалимский, а позади его Московский Патриарх и Архиерей в митрах. Пятиглавый собор, где происходит все это действие, представлен в разрезе.
В расстановке или сочинении лиц заметна симметрия, так что на первом плане фигуры ярче и рельефнее; но, по недостатку знания в перспективе, лица у него на втором и третьем плане одинакой величины, как и на первом. Впрочем в них нет того единообразия, какое находим на многих старинных иконах; ибо повороты голов и лица разнообразны. Для отечественной Археологии важно доличное, или костюмы духовных властей, черноризцев, мирян разных сословий - мущин и женщин. В целом и частях строго соблюдено приличие, так что, если в этом изображении нет изящества, за то нет и уродливости.
К олорит, если только колоритом можно назвать раскраску, отличается твердостью, яркостью, костоватостью на высоких местах и плавкостию, которым по справедливости удивляются иностранные художники в Каппониановых Святцах, где встречаем имена царских иконописцев в Москве XVII века.<…>
К сожалению, нам неизвестно имя зоографа, который написал этот образ, достопамятный в историческом, археологическом и художественном отношении; но, по сличению его с произведениями Царских и Патриарших иконописцев, составлявших при дворах Государя и Святителя род Академии художеств, можно с достоверностью заключить, что он произведение их кисти. Список с этой иконы, большого размера, находится в числе местных образов Успенского Собора Троицко-Сергеевой лавры. (С. 29-31)