Студия        17.12.2023   

Психологические защиты. Отрицание. Кто такие нигилисты и что такое нигилизм Как называют человека который отрицает

Слово нигилизм знакомо многим людям, но только единицы знают истинное его обозначение. Если дословно переводить, нигилисты — это «ничто» с латинского языка. Отсюда можно понимать, кто такие нигилисты, то есть люди в определенной субкультуре и течении, отрицающие нормы, идеалы и общепринятые нормы. Таких людей можно нередко встретить в толпе или среди творческих личностей с нестандартным мышлением.

Нигилисты распространены повсеместно, в многочисленных литературных изданиях и источниках информации о них говорят, как о полном отрицании, особо умонастроении и социально-нравственном явлении. Но историки говорят, что для каждой эпохи и временного периода нигилисты и понятие нигилизм обозначали несколько разные течения и понятия. Мало кто знает, например, что Ницше был нигилистом, а также большое количество известных литераторов.

Слово нигилизм происходит с латинского языка, где nihil переводится как «ничто». Отсюда следует, что нигилист — это человек, который находится в стадии полного отрицания навязанных обществом понятий, норм и традиций, кроме того он может проявлять негативное отношение к некоторым и даже всем сторонам общественной жизни. Каждая культурно-историческая эпоха подразумевала особое проявление нигилизма.

История возникновения

Впервые люди столкнулись с таким течением культуры, как нигилизм еще в эпоху Средневековья, тогда нигилизм представлялся, как особое учение. Его первым представителем стал папа Александр III в 1179 году. Существует также ложная версия учения о нигилизме, которую приписывали схоластику Петру, это подобие субкультуры отрицало человеческое естество Христа.

Позже нигилизм коснулся и западной культуры, например, в Германии его называли термином Nihilismus, его впервые стал использовать писатель Ф. Г. Якоби, который прослыл позже философом. Некоторые философы относят появление нигилизма на основе кризиса христианства, сопровождающееся отрицанием и протестами. Ницше также был нигилистом, признавая течение осознанием несостоятельности и даже иллюзорности христианского надмирного Бога, а также идеи прогресса.

Мнение эксперта

Виктор Бренц

Психолог и эксперт по саморазвитию

Нигилисты всегда основывались на нескольких утверждениях, например, нет обоснованного доказательства высших сил, создателя и правителя, нет также объективной нравственности в обществе, как и истины в жизни, а никакое действие человека не может быть предпочтительнее другого.

Разновидности

Как уже было сказано ранее, значение слова нигилист в разные времена и эпохи могло несколько отличаться, но в любом случае речь шла об отрицании человеком объективности, моральных принципов общества, традиций и норм. По мере возникновения, развития учения нигилизма, его видоизменений с течением эпох и разных культур, сегодня специалисты разделяют несколько разновидностей нигилизма, а именно:

  • мировоззренческая философская позиция, которая сомневается или вовсе отрицает общепринятые ценности, нравственности, идеалы и нормы, а также культуру;
  • нигилизм мереологический, отрицающий объекты, состоящие из частиц;
  • нигилизм метафизический, который считает наличие объектов в реальности вовсе не обязательным;
  • нигилизм эпистемологический, который полностью отрицает какие-либо учения и знания;
  • нигилизм правовой, то есть отрицание обязанностей человека в активном или пассивном проявлении, такое же отрицание установленных законов, норм и правил государством;
  • нигилизм моральный, а именно метаэтическое представление, отрицающее моральные и аморальные аспекты в жизни и обществе.

Исходя из всех разновидностей нигилизма, можно сделать вывод, что люди с такими понятиями и принципами отрицают любые нормы, стереотипы, мораль и правила. По мнению большинства экспертов и специалистов, это самая противоречивая и порой конфликтная мировоззренческая позиция, которая имеет место быть, но не всегда получает одобрение со стороны общества и психологов.

Предпочтения нигилистов

На самом деле нигилист наших дней — это человек, основывающийся на духовном минимализме и особой теории осознанности. Предпочтения нигилистов основываются в отрицании любых смыслов, правил, норм, общественных правил, традиций и морали. Таким людям не свойственно поклонение каким-либо властителям, они не признают авторитетов, не верят в высшие силы, отрицают законы и требования общественности.

Считаете ли Вы себя нигилистом?

Да Нет

Психологи отмечают, что нигилизм на самом деле является близким течением к реализму, но при этом он опирается исключительно на фактологическую базу. Это своего рода скептицизм, мышление на критической точке, но в форме расширенного философского толкования. Специалисты также отмечают причины появления нигилизма — обостренное чувство самосохранения и человеческого эгоизма, нигилисты признают только материальное, отрицая духовное.

Нигилисты в литературе

Известное литературное произведение, затронувшее понятие нигилизм — это повесть «Нигилистка» от автора Софьи Ковалевской о русском революционном движении. Обличение «нигилизма» в виде грубой карикатурности можно прослеживать в таких известных литературных произведениях, как «Обрыв» Гончарова, «На ножах» Лескова, «Взбаламученное море» Писемского, «Марево» Клюшникова «Перелом» и «Бездна» Маркевича и многие другие произведения.

«Отцы и дети»

Нигилисты в русской литературе — это в первую очередь запомнившиеся всем герои из книг Тургенева, например, рефлектирующий нигилист Базаров и последовали его идеологии Ситников и Кукушкин. Нетипичная мировоззренческая позиция Базарова уже прослеживается в диалогах и спорах с Кирсановым Павлом Петровичем, проявляя разное отношение к простому народу. В книге «Отцы и дети» нигилист проявляет выраженное отрицание к искусству и литературе.

Ницше

Известно также, что Ницше был нигилистом, его нигилизм заключался обесценивании высоких ценностей. Философ и филолог, Ницше связывал между собой природу человека и ценности, но тут же подчеркивал, что сам человек все обесценивает. Известный философ настаивал на том, что сострадание является губительным качеством, даже если речь идет о близких людях. Его нигилизм — это не что иное, как идея сверхчеловека и христианского идеала, который свободен во всех смыслах.

Достоевский

В произведениях Федора Михайловича Достоевского также встречаются персонажи нигилисты. В понимании писателя, нигилист — это тип трагического мыслителя, бунтаря и отрицателя общественных норм, а также противника самого Бога. Если рассматривать произведение «Бесы», нигилистом стал персонаж Шатов, Ставрогин и Кириллов. Сюда же можно отнести и книгу Достоевского «Преступление и наказание», где нигилизм дошел до грани убийства.

Какой он — нигилист наших дней?

Многие философы склоняются к той мысли, что современный человек сам по себе уже является нигилистом в какой-то степени, хотя современное течение нигилизм уже разветвилось на другие подвиды. Многие люди, даже не зная о сущности нигилизма, в течение жизни плывут под парусом корабля, что зовется нигилизмом. Современный нигилист — человек, который не признает никаких ценностей, общепринятых норм и морали, не склоняется ни перед какой волей.

Список известных нигилистов

Для наглядного примера поведения специалисты провели исследования, после чего составили список самых запоминающихся личностей из разных эпох, пропагандирующих нигилизм.

Известные нигилисты список:

  • Нечаев Сергей Геннадиевич — революционер России и автор «Катехизиса революционера»;
  • Эрих Фромм — немецкий философ, социолог и психолог, рассматривающий термин нигилизм;
  • Вильгельм Райх — австрийский и американский психолог, единственный ученик Фрейда, анализирующий нигилизм;
  • Ницше — нигилист, который отрицал наличие ценностей материальных и духовных.
  • Серен Кьеркегор — нигилист и датский религиозный философ и писатель.
  • О. Шпенглер — пропагандировал идею заката европейской культуры и форм сознания.

Исходя из всех трактовок и течений, сложно четко охарактеризовать сущность нигилизма. В каждой эпохе и временном промежутке нигилизм протекал по-разному, отрицая то религию, то мир, то человечество, то власти.

Вывод

Нигилизм – это радикальное течение, которое отрицает все ценное в мире, начиная с духовных, заканчивая материальными благами человечества. Нигилисты придерживаются абсолютной свободы от власти, государства, благополучия, веры, высших сил и общества. Сегодня современный нигилист существенно отличается от тех, кто появился еще в Эпоху Средневековья.

Еще один ранний способ справляться с неприятностями - отказ принять их существование. Все мы автоматически отвечаем таким отрицанием на любую катастрофу. Первая реакция человека, которому сообщили о смерти близкого: “Нет!”. Эта реакция - отзвук архаического процесса, уходящего корнями в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит, это не случилось”. Подобные процессы вдохновили Сельму Фрайберг назвать свою классическую популярную книгу о раннем детстве “Волшебные годы”.

Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что “все прекрасно и все к лучшему”. Родители одного из моих пациентов продолжали рожать одного ребенка за другим, хотя уже трое из их отпрысков умерли от того, что любые другие родители, не находящиеся в состоянии отрицания, поняли бы как генетическое нарушение. Они отказывались оплакивать умерших детей, игнорировали страдания двух здоровых сыновей, отвергали советы обратиться в генетическую консультацию и твердили, что происходящее с ними есть воля Бога, знающего их благо лучше их самих. Переживания восторга и всепоглощающей радости, особенно когда они возникают в ситуациях, в которых большинство людей нашли бы негативные стороны, также говорят о действии отрицания.

Большинство из нас до некоторой степени прибегает к отрицанию, с достойной целью сделать жизнь менее неприятной, и у многих людей есть свои конкретные области, где эта защита преобладает над остальными. Большинство людей, чьи чувства уязвлены, в ситуации, когда плакать неуместно или неразумно, более охотно откажутся от своих чувств, чем, полностью их осознавая, подавят слезы сознательным усилием. В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. Благодаря отрицанию мы можем реалистически предпринять самые эффективные и даже героические действия. Каждая война оставляет нам массу историй о людях, которые “не потеряли головы” в ужасных, смертельно опасных обстоятельствах и в результате спасли себя и своих товарищей.

Хуже то, что отрицание может привести и к противоположному исходу. Одна моя знакомая отказывается делать ежегодные гинекологические анализы, словно, игнорируя возможность рака матки и шейки матки, она магическим образом может избежать этих болезней. Жена, отрицающая, что избивающий ее муж опасен; алкоголик, настаивающий, что не имеет никаких проблем с алкоголем; мать, игнорирующая свидетельства о сексуальных домогательствах к ее дочери; пожилой человек, не помышляющий об отказе от вождения машины, несмотря на явное ослабление способностей к этому, - все это знакомые примеры отрицания в его худшем виде.

Данная психоаналитическая концепция более или менее без искажений воспринята повседневным языком, отчасти потому, что слово “отрицание”, так же как “изоляция”, не стало жаргонным. Другая причина популярности этой концепции - ее особая роль в программе “12 шагов” (лечения наркомании) и других мероприятиях, направленных на помощь их участникам в осознании привычного использования ими этой защиты и для того, чтобы помочь им выйти из ада, который они создали для себя.

Компонент отрицания можно найти в большинстве более зрелых защит. Возьмем, например, утешительную веру в то, что отвергший вас человек на самом деле хотел быть с вами, но просто еще не готов отдать себя целиком и оформить ваши отношения. В этом случае мы наблюдаем отрицание отвержения, а также более изощренный прием нахождения оправдания, который называется рационализацией. Аналогично этому, защита путем реактивного формирования, когда эмоция обращается в свою противоположность (ненависть - любовь), является специфическим и более сложным видом отрицания чувства, от которого нужно защититься, чем просто отказ испытывать данное чувство.

Самый очевидный пример психопатологии, обусловленной использованием отрицания, - мания. Пребывая в маниакальном состоянии, люди могут в невероятной степени отрицать свои физические потребности, потребность в сне, финансовые затруднения, личные слабости и даже свою смертность. В то время как депрессия делает совершенно невозможным игнорирование болезненных фактов жизни, мания придает им психологическую незначимость. Люди, для которых отрицание служит основной защитой, маниакальны по своему характеру. Аналитически ориентированные клиницисты относят их к типу гипоманиакальных. (Приставка “гипо”, означающая “мало” или “несколько”, указывает на отличие этих людей от индивидов, переживающих настоящие маниакальные эпизоды.)

Эта категория была охарактеризована также словом “циклотимия” (“чередование эмоций), поскольку в ней наблюдается тенденция чередования маниакальных и депрессивных настроений, обычно не достигающих выраженности клинически диагностируемого биполярного заболевания. Аналитики рассматривают эти перепады как результат периодических использований отрицания, за которыми каждый раз следует неизбежный “обвал”, когда у человека вследствие маниакального состояния наступает истощение.

Наличие ничем не модифицированного отрицания у взрослого человека, как и других примитивных защит, является поводом для беспокойства. Однако слегка гипоманиакальные люди могут быть очаровательны. Многие комические и эстрадные артисты демонстрируют остроумие, энергетический подъем, склонность играть словами и заразительно приподнятое настроение. Именно эти признаки характеризует людей, которые в течение длительного времени успешно отстраняют и трансформируют болезненные переживания. Но близкие и друзья нередко замечают и оборотную сторону их характера - тяжелую и депрессивную, и часто нетрудно увидеть психологическую цену их маниакального шарма.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Еще один ранний способ справляться с неприятностями – отказ принять их существование. Все мы автоматически отвечаем таким отрицанием на любую катастрофу. Первая реакция человека, которому сообщили о смерти близкого: “Нет!”.

Эта реакция – отзвук архаического процесса, уходящего корнями в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит, это не случилось”. Подобные процессы вдохновили Сельму Фрайберг назвать свою классическую популярную книгу о раннем детстве “Волшебные годы”.

Наличие ничем не модифицированного отрицания у взрослого человека, как и других примитивных защит, является поводом для беспокойства. Однако слегка гипоманиакальные люди могут быть очаровательны. Многие комические и эстрадные артисты демонстрируют остроумие, энергетический подъем, склонность играть словами и заразительно приподнятое настроение. Именно эти признаки характеризует людей, которые в течение длительного времени успешно отстраняют и трансформируют болезненные переживания. Но близкие и друзья нередко замечают и оборотную сторону их характера – тяжелую и депрессивную, и часто нетрудно увидеть психологическую цену их маниакального шарма.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

  • Психологическая помощь
  • Что такое помощь психолога?
    • Кто нуждается в психологической помощи?
    • Психотерапия - какой она бывает?
    • Механизмы психологической помощи
    • Совершенствование психоаналитических приемов лечения
    • Эпидемиология психогенных заболеваний
    • Психоанализ и аналитическая психотерапия
    • Фокусная терапия - экстренное вмешательство - психоаналитическая консультация
    • Психоаналитическая групповая психотерапия
    • Психоаналитическая семейная терапия
    • Психоанализ супружеских пар
    • Детский психоанализ
    • Группы Балинта
    • Психоанализ в стационарных условиях
    • Как помогает психоанализ
    • Как победить стресс?
    • Зачем нужен психиатр? Консультация психиатра
  • Психическое страдание - что делать?
    • О требовании к пациенту
  • Какой специалист вам нужен?
    • Психоанализ и консультация психоаналитика
    • Отличия психолога, психотерапевта и психоаналитика
  • Что должен уметь психотерапевт
    • Профессиональные качества психотерапевта
    • Что "лечит" в психотерапии?
    • Психоаналитическое толкование
    • Перенос и контрперенос как лечебный фактор
  • О сотрудничестве с психотерапевтом
    • Рабочий альянс с психотерапевтом
    • Психоаналитический лечебный альянс
  • Невротические нарушения
    • Неврозы. Лечение неврозов
    • Психоанализ навязчивостей
    • Навязчивые состояния и мысли
    • Обсессивное «Я»
    • Обсессивно-компульсивное личностное расстройство
    • Навязчивые действия (компульсии)
    • Психоаналитическая методы лечения навязчивостей
    • Поведенческая психотерапия навязчивостей
    • Когнитивная психотерапия навязчивостей
    • Биологическая теория навязчивостей и фармакотерапия
    • Феномен компульсии
    • Влечение и защита в компульсивном неврозе
    • Психическая регрессия в компульсивном неврозе
    • Анальный эротизм и анальный характер
    • Компульсивные системы
    • Защитные механизмы при компульсивном неврозе
    • Мышление при компульсивном неврозе
    • Магия и суеверие в компульсивном неврозе
    • Соматическая установка при компульсивном неврозе
    • Психоанализ компульсивного невроза
    • Обсессивно-компульсивный невроз
  • Магическое мышление и магический запрос
    • Магический запрос к психологу
    • Психология магии
  • Депрессия и мания. Лечение депрессии
    • Депрессия это приговор?
    • Депрессивные неврозы
    • Психотерапия и психоанализ депрессии
    • Влечения и аффекты при депрессии
    • Психологические защиты при депрессии
    • Человеческие отношения при депрессии
    • Депрессия и самоуважение
    • О сложности механизмов депрессии
    • Печаль и депрессия
    • Мания: симптомы и лечение мании
    • Психоанализ о депрессии
    • Психотерапия депрессии в экзистенциальном анализе
    • Психотерапия суицидальности
    • Подавленное настроение не всегда депрессия
  • Травматический невроз
    • Что такое психическая травма?
    • Эмоциональные приступы
    • Бессонница при травматическом неврозе
    • Осложнения при травматическом неврозе
    • Психоанализ травматических неврозов
  • Сексуальные нарушения
    • Импотенция (эректильная дисфункция)
    • Фригидность: симптомы и лечение фригидности
    • Понятие транссексуализма
    • Трансвестизм
    • Фетишизм: психоанализ и лечение фетишизма
    • Садизм: психоанализ и лечение садизма
    • Мазохизм - что может быть лучше боли?
    • Садомазохизм
    • Перверсия
    • Гомосексуализм - взгляд психоаналитика
    • Психоанализ мазохизма
    • Что такое вуайеризм?
    • Мужская гомосексуальность
    • Женская гомосексуальность
    • Эксгибиционизм
    • Копрофилия
    • Психология сексуальной зависимости
    • Транссексуализм: взгляд психоаналитика
    • Фетишисткое объектное отношение
  • Психотические нарушения
    • Симптомы и лечение психозов
    • Симптомы и лечение шизофрении
    • Психотерапия шизоидного характера
    • Психотерапия психоза и шизофрении
    • Ребенок, которого ненавидели
    • Паранойя: симптомы и лечение
    • Психодинамика психозов
    • Психоаналитические исследования психозов
    • Симптомы регрессии при шизофрении
    • Отношения с людьми и сексуальность при шизофрении
    • Разрыв с реальностью при шизофрении
    • Пограничные случаи
    • Психоаналитическая терапия при шизофрении
    • Символизация и психоз
    • Встреча с Раскольниковым. Случай пограничного пациента
  • Истерия и конверсионные симптомы. Психотерапия истерии
    • Происхождение истерии
    • Психоанализ истерии
    • Тревога при тревожной истерии
    • Что такое истерическая конверсия?
    • Истерические припадки
    • Истерические боли
    • Истерические галлюцинации и двигательные нарушения
    • Истерические расстройства чувств
    • Эдипов комплекс, мастурбация и прегениталыюсть при истерии
    • Психическое вытеснение и расщепление в истерии
    • Истерия: кризис либидо в связи с дифференциацией полов
    • Отказ от женского у истерика
    • Истерия и пограничные состояния. Хиазм – новые перспективы
    • Истерия у детей и подростков
  • Заикание. Психогенные тики
    • Психология заикания
    • Психология тиков
  • Страх, фобии и панические атаки
    • Фобии и страх. Лечение фобий
    • Что такое паника и паническая атака?
    • Классификация фобий
    • Страх смерти. Боюсь смерти, что делать?
    • Я хочу любви, но боюсь любить
    • Я боюсь летать - страх самолетов
    • Боюсь секса! Страх секса - причины и лечение
    • Женские страхи: Я боюсь рожать!
    • Страх жизни: жизнь - опасная штука!
  • Психосоматические состояния. Неврозы органов
    • Понятие психосоматики
    • Желудочно-кишечный тракт. Язва желудка
    • Бронхиальная астма
    • Сердце и сосудистая система: тахикардия и аритмия
    • Заболевания кожи
    • Нарушения зрения
    • Ипохондрия: симптомы и лечение
    • Гипертоническая болезнь
    • Вазодепрессорный (ваго-вазальный) обморок
    • Головная боль - причины и лечение
    • Мигрень (головная боль) - что делать?
    • Ипохондрия. Анатомия ипохондрии
    • Психоанализ и психотерапия ипохондрии
    • Психоаналитическая психосоматика
    • Гормональные и вегетативные дисфункции
    • Природа органно-невротических симптомов
    • Гипо- и гиперсексуальность
    • Психогенные причины язвы желудка
    • Мышечная система
    • Нарушения в респираторной системе
    • Невроз сердца и эссенциальная гипертензия
    • Болезни кожи
    • Псиихогенез органических заболеваний
    • Причины ипохондрии
    • Психоаналитическая терапия органных неврозов
    • Эпилепсия
  • Психологические зависимости
    • Механизмы наркотической зависимости
    • Игромания-страсть к азартным играм
    • Пиромания
    • Клептомания
    • Наркомания без наркотиков
    • Нарушения пищевого поведения
  • Психоанализ и психотерапия
  • Зигмунд Фрейд и психоанализ
    • Идентичность психоанализа
    • Психология - "служанка" психоанализа?
    • З. Фрейд: биографический очерк
    • Психоаналитическая психотерапия
    • Теория влечений З.Фрейда
    • Психология «Я» в психоанализе
    • Психоанализ о человеческих отношениях
    • Психология самости
    • Почему важен психоанализ?
    • Фрейд и его время
    • Страсти в истории психоанализа
    • Творчество Анны Фрейд
  • Психоанализ о бессознательном
    • Бессознательное
    • Невроз и бессознательное
    • Понятие бессознательного
    • Бессознательное: история понятия
  • Психоанализ о психическом развитии
    • Первичная идентификация младенца
    • Всемогущество и самоуважение
    • Развитие двигательной сферы
    • Тревога
    • Мышление и развитие чувства реальности
    • Защита от побуждений
    • Классификация инстинктов
    • Существует ли влечение к смерти?
  • Что такое сексуальность? Психоанализ о сексуальности
    • Понятие сексуальности
    • Мастурбация: нормальная и невротическая
    • Понятие мастурбации в психоанализе
    • Что такое влечение?
    • Инфантильная сексуальность и полиморфные перверсии
    • Оральная стадия психосексуального развития
    • Анально-садистская стадия
    • Уретральный эротизм
    • Эрогенные зоны
    • Скопофилия, эксгибиционизм, садизм и мазохизм
    • Страх кастрации
    • Зависть к пенису
    • Архаические типы отношений
    • Любовь и ненависть
    • Мать как первый сексуальный объект
    • Эдипов комплекс
    • От сексуального влечения к фрейдовскому Эросу
    • Сексуализация и десексуализация в психоанализе
    • Новое женоненавистнечество
    • Шкатулка и ее секрет: женская сексуальность
    • Психоанализ бисексуальности
  • Психология невротического конфликта
    • Типология конфликтов
    • Эдипов комплекс
    • Идеи Фрейда об эдиповом комплексе
    • О динамике эдипова комплекса
    • Невротический конфликт
    • «Ранняя» психическая триангуляция
    • Формирование эдипова комплекса
    • Что такое невротический конфликт?
    • Чувство вины
    • Отвращение и стыд
    • Симптомы невротических конфликтов
    • Торможение сексуализированных функций
  • Психологические защиты
    • Защитные механизмы психики
    • Примитивная изоляция
    • Отрицание
    • Всемогущий контроль
    • Примитивная идеализация (и обесценивание)
    • Проекция, интроекция и проективная идентификация
    • Расщепление «Я»
    • Диссоциация
    • Репрессия (вытеснение)
    • Регрессия
    • Изоляция
    • Интеллектуализация
    • Рационализация
    • Морализация
    • Компартментализация (раздельное мышление)
    • Аннулирование
    • Поворот против себя
    • Смещение
    • Реактивное образование
    • Реверсия
    • Идентификация
    • Отреагирование (вовне-действие, отыгрывание)
    • Сексуализация
    • Сублимация
    • Понятие зашиты
    • Классификация видов защиты
    • Патогенные виды защиты
    • Защита от аффектов
    • Феномен проекции в психоанализе
  • Невротические симптомы
    • Формирование симптомов
    • Симптоматическое действие
    • Актуальный невроз
    • Психическая травма и травматизация
    • Психоаналитическая теория неврозов
    • Актуальные неврозы, симптомы торможения влечений.
    • Тревожный невроз
    • Нарушения сна, бессонница
    • Хроническая неврастения
    • Природа невротических симптомов
    • Случай ангела
  • Теоретический психоанализ
    • Теория влечений в психоанализе
    • Психоаналитическая теория объектных отношений
    • Теория нарциссизма в психоанализе
    • Психология самости
    • Психоанализ и когнитивная наука
    • Психоанализ половых различий
    • Эмпирико-номотетические исследования в психоанализе
    • Глубинная герменевтика и теория когерентности в психоанализе
    • Теория "Я" в психоанализе
    • Психоаналитическая концепция психологического развития
    • Психоаналитическая социальная психология
    • Эмпирические психоаналитические исследования
    • Что такое суперэго? Развитие суперэго
  • Сновидения. Толкование снов
    • Почему мы видим сны. Механизмы сновидения
    • Правила толкования сновидений
    • Депрессия и сновидения
    • Тревожные сновидения. Сны с преследованием
    • Сновидения и психоз
    • Смерть и убийство в сновидениях
    • Инцест- преступление в цивилизованном обществе
    • Мотив горевания в снах
    • Сновидения с домами
    • Автомобили в снах
    • Алкоголь и наркотики в сновидениях
    • Змеи в сновидениях
    • Сексуальные переживания в сновидении
    • Ответы на вопросы по сновидениям
    • Сновидение
    • Коммуникативная функция сновидений
    • Волшебные грезы
  • Детский психоанализ
    • Детский невроз
    • Особенности детского психоанализа
    • Психоанализ подросткового возраста
    • Исследования грудных детей и детей младшего возраста
    • Тревожная истерия у маленьких детей
    • Депрессия у младенцев и ранний детский аутизм
    • Психоанализ младенцев
    • Теория привязанности и психоанализ
    • Кризис подросткового возраста
    • Трансгенерационная передача и фантазийное взаимодействие
    • Методы детской нейропсихиатрии
    • Движение и речь ребенка в психотерапевтическом процессе
    • Групповая психотерапия для детей с нарушениями развития
    • Психотерапия ранних детских психозов
  • История психоанализа
    • Психоанализ в 90-е годы XX века
    • Психоанализ и академическая психология
    • Критика психоанализа в связи с недостатком эмпирических исследований
    • Критика психоаналитических учреждений
    • Критика критики психоанализа
    • Поведенческая психотерапия и психоанализ
    • Корпоральная психотерапия и психоанализ
    • Хайнс Гартманн и современный психоанализ
    • Развитие психоанализ в Латинской Америке
  • Современный психоанализ
    • Терапевтические цели психоанализа
    • Психотерапевтическая интерпретация в психоанализе
    • Заметки по теории агрессии
    • Заметки по теории агрессии. Часть 2.
    • Изменение терапевтических целей и техник в психоанализе
    • О контрпереносе в психоанализе
    • Проблема интерпретации в психоанализе
    • Применение психоаналитической техники
    • Техника психоанализа. Часть 2.
    • Психоанализ и исследовательская психотерапия
    • Переходные объекты. «Не-Я» предмет
    • Психоанализ и психодинамическая психотерапия
    • Внутреннее чувство безопасности и его значение
    • Интроспекция, эмпатия и психоанализ.
    • Множественная реальность
    • Нападения на связи
    • О проблемах достижения инсайта в психоанализе
    • О терапевтической работе в психоанализе
    • О терапевтической работе в психоанализе. Часть 2.
    • Оперативное мышление
    • Пограничная организация личности
    • Пограничная организация личности. Часть 2
    • Роль гомосексуального катексиса в психоаналитическом лечении
    • Способность к одиночеству
    • Торможение, симптом и страх: сорок лет спустя
    • Торможение и страх. Окончание.
    • Психоаналитическая психодрама
  • Психоанализ М. Балинта
    • Вклад Микаэла Балинта в психоанализ
    • Происхождение межчеловеческих отношений
    • Окнофилия и филобатизм
    • Генитальное удовлетворение и генитальная любовь
    • Вклад психоаналитика в процессе психоанализа
  • Гипноз. Лечение гипнозом и психоанализ
    • Недостатки гипноза
    • Гипноз в исторической перспективе
    • Свободные ассоциации или гипноз?
  • Детский психолог о детях и их матерях
    • Психология грудного вскармливания
    • Обычная преданная мать
    • Чему должна научиться молодая мать?
    • Новорожденный и его мать
    • Здоровое окружение в пору младенчества
    • Вклад психоанализа в акушерство
    • Зависимость и забота о ребенке
    • Взаимодействие и коммуникация ребенка и матери
  • Основные понятия глубинной психологии и психоанализа
    • Глоссарий
  • К.Г.Юнг и аналитическая психология
    • Биографический очерк К.Г. Юнга
    • Интроверсия и экстраверсия
    • Бессознательное и архетипы
    • Основные архетипы
    • Символы и активное воображение
    • Сны и толкование снов
    • Индивидуация
    • Религия и мистицизм
    • Юнгианская психотерапия
  • Популярная психология
  • Мысли психотерапевта о любви, семье и отношениях
    • Невротическая потребность в любви
    • Почему любовь, иногда, столь мучительна?
    • Если женщина зарабатывает больше мужчины.
    • Про тещу и не только про нее. Проблемы молодой семьи.
    • Раньше мой ребенок говорил мне все.
    • Нескучный секс. Романтика отношений
    • Где же ты, праздник?
    • «Отцы и дети» - взгляд психолога
    • Как управлять своими чувствами?
    • Психоаналитическое понятие любви
    • Как построить близкие отношения? Советы психолога
  • Популярная психология. Советы психолога на каждый день
    • Как бороться с бессонницей?
    • Стресс у женщин: учитесь сбрасывать тяжесть
    • Симптомы депрессии: когда обращаться к психологу?
    • Страх. Что делать?
    • Стресс у мужчин
    • Однообразие половой жизни
    • Дорожный стресс
    • Страх перед сексуальной неудачей
    • Одиночество
    • Как справляться с гневом?
    • Болезненный половой акт у женщин
    • Четыре мифа наркомании
    • Рекламные статьи
    • Английская ТРАНСкрипция
    • Комфортабельный дом престарелых - цивилизованное решение деликатной проблемы
    • Лечебный отдых в Черногории: поправляться и расслабляться!
    • Полюбите свои одуванчики!
    • Уход за больными: как не стать жертвой заблуждений?
    • Мат в офисе: истоки, причины проявления, последствия
    • Специфика телефонных переговоров
  • Психология и жизнь
  • Прикладной психоанализ
    • Психоанализ и политика
    • Психоанализ и литература
  • Книги по психологии и философии
    • Книги издательства Yoga X-Press
    • С. "Метафизическое сумасшествие"
    • С. "Новая деонтология"
    • Экзистенциальный анализ депрессии
    • Кагарлицкая Г.С. "Что зачем и почему?"
    • С. "Апология безумия"
  • Новости психологии

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто «консультировать», «проводить психоанализ» или «заниматься психотерапией».

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента «прокрустовым ложем» в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент, даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать «психологические услуги» - это совсем разные вещи >>>

Психологические защиты. Отрицание

Еще один ранний способ справляться с неприятностями – отказ принять их существование. Все мы автоматически отвечаем таким отрицанием на любую катастрофу. Первая реакция человека, которому сообщили о смерти близкого: “Нет!”. Эта реакция – отзвук архаического процесса, уходящего корнями в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит, это не случилось”. Подобные процессы вдохновили Сельму Фрайберг назвать свою классическую популярную книгу о раннем детстве “Волшебные годы”.

Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что “все прекрасно и все к лучшему”. Родители одного из моих пациентов продолжали рожать одного ребенка за другим, хотя уже трое из их отпрысков умерли от того, что любые другие родители, не находящиеся в состоянии отрицания, поняли бы как генетическое нарушение. Они отказывались оплакивать умерших детей, игнорировали страдания двух здоровых сыновей, отвергали советы обратиться в генетическую консультацию и твердили, что происходящее с ними есть воля Бога, знающего их благо лучше их самих. Переживания восторга и всепоглощающей радости, особенно когда они возникают в ситуациях, в которых большинство людей нашли бы негативные стороны, также говорят о действии отрицания.

Большинство из нас до некоторой степени прибегает к отрицанию, с достойной целью сделать жизнь менее неприятной, и у многих людей есть свои конкретные области, где эта защита преобладает над остальными. Большинство людей, чьи чувства уязвлены, в ситуации, когда плакать неуместно или неразумно, более охотно откажутся от своих чувств, чем, полностью их осознавая, подавят слезы сознательным усилием. В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. Благодаря отрицанию мы можем реалистически предпринять самые эффективные и даже героические действия. Каждая война оставляет нам массу историй о людях, которые “не потеряли головы” в ужасных, смертельно опасных обстоятельствах и в результате спасли себя и своих товарищей.

Хуже то, что отрицание может привести и к противоположному исходу. Одна моя знакомая отказывается делать ежегодные гинекологические анализы, словно, игнорируя возможность рака матки и шейки матки, она магическим образом может избежать этих болезней. Жена, отрицающая, что избивающий ее муж опасен; алкоголик, настаивающий, что не имеет никаких проблем с алкоголем; мать, игнорирующая свидетельства о сексуальных домогательствах к ее дочери; пожилой человек, не помышляющий об отказе от вождения машины, несмотря на явное ослабление способностей к этому, – все это знакомые примеры отрицания в его худшем виде.

Данная психоаналитическая концепция более или менее без искажений воспринята повседневным языком, отчасти потому, что слово “отрицание”, так же как “изоляция”, не стало жаргонным. Другая причина популярности этой концепции – ее особая роль в программе “12 шагов” (лечения наркомании) и других мероприятиях, направленных на помощь их участникам в осознании привычного использования ими этой защиты и для того, чтобы помочь им выйти из ада, который они создали для себя.

Компонент отрицания можно найти в большинстве более зрелых защит. Возьмем, например, утешительную веру в то, что отвергший вас человек на самом деле хотел быть с вами, но просто еще не готов отдать себя целиком и оформить ваши отношения. В этом случае мы наблюдаем отрицание отвержения, а также более изощренный прием нахождения оправдания, который называется рационализацией. Аналогично этому, защита путем реактивного формирования, когда эмоция обращается в свою противоположность (ненависть – любовь), является специфическим и более сложным видом отрицания чувства, от которого нужно защититься, чем просто отказ испытывать данное чувство.

Самый очевидный пример психопатологии, обусловленной использованием отрицания, – мания. Пребывая в маниакальном состоянии, люди могут в невероятной степени отрицать свои физические потребности, потребность в сне, финансовые затруднения, личные слабости и даже свою смертность. В то время как депрессия делает совершенно невозможным игнорирование болезненных фактов жизни, мания придает им психологическую незначимость. Люди, для которых отрицание служит основной защитой, маниакальны по своему характеру. Аналитически ориентированные клиницисты относят их к типу гипоманиакальных. (Приставка “гипо”, означающая “мало” или “несколько”, указывает на отличие этих людей от индивидов, переживающих настоящие маниакальные эпизоды.)

Эта категория была охарактеризована также словом “циклотимия” (“чередование эмоций), поскольку в ней наблюдается тенденция чередования маниакальных и депрессивных настроений, обычно не достигающих выраженности клинически диагностируемого биполярного заболевания. Аналитики рассматривают эти перепады как результат периодических использований отрицания, за которыми каждый раз следует неизбежный “обвал”, когда у человека вследствие маниакального состояния наступает истощение.

Наличие ничем не модифицированного отрицания у взрослого человека, как и других примитивных защит, является поводом для беспокойства. Однако слегка гипоманиакальные люди могут быть очаровательны. Многие комические и эстрадные артисты демонстрируют остроумие, энергетический подъем, склонность играть словами и заразительно приподнятое настроение. Именно эти признаки характеризует людей, которые в течение длительного времени успешно отстраняют и трансформируют болезненные переживания. Но близкие и друзья нередко замечают и оборотную сторону их характера – тяжелую и депрессивную, и часто нетрудно увидеть психологическую цену их маниакального

Избранные записи

Отзывов пока нет.

Ваш отзыв

Рубрики

Статьи

Свежие отзывы

Самое обсуждаемое

Все права защищены © 2018 Психологическая консультация

Отрицание как защитный механизм

Отрицание – это психологический механизм защиты, при котором человек отвергает, мысли, чувства, желания, потребности или реальности, которые на сознательном уровне не может в себе принять. Другими ловами, отрицание – это когда человек не желает мириться с реальностью. По статистике считается, что почти 90% обмана происходит именно в таком состояние.

Отрицание, когда человек пытается избежать какой-либо новой информации, которая несовместима с положительным представлением о себе, которое уже сложилось. Защита проявляется в том, что происходит игнорирование тревожной информации, человек как бы уклоняется от нее. Информация, которая противоречит установкам личности, не принимается вообще. Зачастую механизм защиты отрицание используется людьми, которые очень внушаемы, и очень часто преобладает у людей, которые больны соматическими заболеваниями. В таких случаях уровень тревоги можно снизить путем изменения восприятия человеком среды, которая его окружает. Правда, это очень опасное положение, так как при этом, когда отвергается какие- либо определенные аспекты действительности, больной может начать достаточно сильно и категорично сопротивляться важному для жизни лечению. Люди, у которых ведущим механизмом психологической защиты является отрицание, достаточно внушаемы, самовнушаемы, у них проявляются артистические и художественные способности, зачастую отсутствует самокритика, а так же у них очень богатая фантазия. В крайних проявлениях отрицание у людей проявляется демонстративность поведения, а в случае патологии – начинается истерия или бред.

Зачастую психологический механизм защиты отрицание по большому счету характерен для детей (они думают, что если закрыть голову одеялом, то все вокруг перестанет существовать). Взрослые люди очень часто применяют механизм отрицание как защиту от кризисных ситуаций (болезнь которою невозможно вылечить, мысли о приближение смерти,либо потеря близкого человека).

Примеров отрицания можно привести много. Большинство людей боятся различных серьезных заболеваний и начинают отрицать наличие у себя даже самых явных симптомов какой -либо болезни только для того, чтобы не обращаться к врачу. А болезнь в это время начинает прогрессировать. Также этот защитный механизм начинает срабатывать, когда один человек из семейной пары «не видит» или попросту отрицает проблемы, которые есть в супружеской жизни, и данное поведение зачастую приводит к разрыву отношений и краху семьи.Люди, которые прибегают к такому психологическому механизму защиты как отрицание - просто игнорируют болезненную для себя реальность и ведут себя, так как будто они не существуют. Очень часто такие люди считают, что у них нет проблем, так как они отрицают присутствие трудностей в своей жизни. Зачастую такие люди имеют завышенную самооценку.

Как называют людей которые отрицают все

Нигилист – это личность, которая отрицает значимость общепринятых ценностей как нравственных, так и культурных. Понятие «нигилист походит от латинского «nihil» и означает «ничто». Нигилист отметает все принципы, не признает априори авторитетов. Помимо несогласия с общепризнанными ценностями и идеями, он отрицает также и осмысленность человеческого существования. Нигилисты склонны к критическому мышлению и скептицизму.

Кто такой нигилист

В толковом словаре находится информация о том, что нигилист – это индивид, который:

– отрицает смысл существования человека;

– свергает с пьедесталов все общепризнанные авторитеты;

– отвергает духовные ценности, идеалы и прописные истины.

Нигилист своеобразно реагирует на события в окружающем мире, проявляя защитную реакцию в качестве несогласия. Отрицание у нигилиста нередко доходит до мании. Для него все человеческие идеалы – как призраки, ограничивающие свободное сознание индивида и мешающие ему правильно жить.

Нигилист признает в этом мире лишь материи, атомы, образующие определенное явление. Среди основных причин нигилизма – эгоизм, а также чувство самосохранения, не ведающее чувства духовной любви. Нигилисты утверждают, что все творческое – ненужная и напускная ерунда.

В психологии нигилист рассматривается как человек, который отчаялся в поисках причин и смысла существования на земле.

В концептуальных положениях Э.Фромма нигилизм преподносится как механизм психологической защиты. Фромм считал, что основной проблемой индивида, пришедшего в этот мир не по своей воле, является естественное противоречие между бытием, а также тем, что человек, владея способностью к познанию себя, других, настоящего и прошлого, выходит за пределы природы. По мнению Э.Фромма личность развивается в стремлении к свободе и стремлении к отчуждению. И это развитие происходит путем увеличения свободы, однако не каждый может этим путем правильно воспользоваться. Вследствие этого негативные состояния и психические переживания приводят индивида к отчуждению и утрате его самости. Появляется защитный механизм «бегство от свободы», приводящий индивида к деструктивизму, нигилизму, автоматическому конформизму, стремлению разрушать мир, чтобы мир не разрушил его.

В.Райх, анализируя внешний вид и поведение нигилистов, характеризует их как высокомерных, циничных, дерзких с ироничной ухмылкой. Эти качества являются следствием действия нигилизма как защитного механизма. Эти особенности стали «броней характера» и выражаются в виде «невроза характера». В.Райх утверждает, что черты нигилистов – это остатки сильных защитных механизмов в прошлом, отделившиеся от своих исходных ситуаций и ставшие постоянными особенностями характера.

Нигилист – это личность, разочаровавшаяся в жизни и скрывающая горечь этого разочарования под маской цинизма. Но именно в переломных моментах истории человечества нигилисты являлись движущей силой перемен и событий, и большинством носителей нигилистических взглядов была молодежь со своим стремлением к максимализму.

Взгляды нигилистов

Учение о нигилизме возникло в ХII веке, но вскоре было расценено как еретическое и предано анафеме папой Александром III.

Особенный размах получило нигилистическое движение в XIX веке на Западе и в России. Его связывали с именами Якоби, Ницше, Штирнера, Прудона, Кропоткина, Бакунина и других.

Само понятие «нигилизм» ввел немецкий философ Ф.Г.Якоби. Наиболее ярким представителем нигилизма был Ф.Ницше. Он считал, что истинного в мире нет, а его существование – иллюзия прохристианских мыслителей.

Еще один известный нигилист О.Шпенглер продвигал идею о закате европейской культуры и о разрушении прежних форм сознания.

С.Кьеркегор считал, что причиной распространения нигилистического движения является кризис в христианском вероисповедании.

В России во второй половине ХIХ века появилось больше сторонников нигилизма, отрицающих сложившиеся устои общества. Они высмеивали религиозную идеологию и проповедовали атеизм.

Значение слова нигилист наиболее раскрыто в образе Евгения Базарова, героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Яркий представитель своего времени, он выражал социальные, а также политические изменения, которые происходили тогда в обществе. Он был «новым человеком», бунтарем. Студент Базаров описан Тургеневым как сторонник наиболее «беспощадного и полного отрицания». Прежде всего, он выступал против самодержавия, крепостного права, религии – это всего того, что порождало народную нищету, бесправие, темноту, общину, патриархальную старину, семейный гнёт. Бесспорно, это отрицание носило революционный характер, такой нигилизм был свойственен революционным демократам 60-х годов.

Среди основных видов нигилизма в современном обществе можно выделить несколько.

Правовой нигилизм состоит в отрицании законов. Это может привести к торможению правовой системы, противоправным действиям, а также хаосу.

Причины правового нигилизма могут иметь исторические корни, также он возникает из-за несоответствия законов интересам граждан, несогласия людей со многими научными концепциями.

Моральным нигилизмом называют метаэтическую позицию, которая гласит, что ничто не может быть моральным либо аморальным. Нигилисты предполагают, что даже убийство независимо от его обстоятельств и причин нельзя расценивать как плохой или хороший поступок.

Юношеский нигилизм, так же, как и юношеский максимализм выражается яркими эмоциями в отрицании всего. Подрастающая личность часто испытывает несогласие с взглядами, привычками и жизненным укладом взрослых и стремится защитить себя от негатива реальной жизни. Этот вид нигилизма нередко присущ не только юношам, но и эмоциональным людям всех возрастов и выражается в самых разных сферах (в религии, культуре, правах, знаниях, общественной жизни).

Мереологический нигилизм сегодня довольно распространен. Это философская позиция, которая твердит, что объектов, состоящих из частей, не существуют, а есть только базовые объекты, не состоящие из частей. Например, нигилист уверен, что лес существует не как отдельный объект, а как множество растений в ограниченном пространстве. И что понятие «лес» создано, чтобы облегчить человеческое мышление и общение.

Географический нигилизм стал выделяться относительно недавно. Его суть в отрицании и неразумении нелогичного использования географических признаков частей света, подмене географических направлений север – восток – юг – запад и географических частей света культурологическим идеализмом.

Эпистемологический нигилизм – это форма скептицизма, которая утверждает сомнение в возможности достижения знаний. Он возник как реакция на идеал и универсальную цель древнегреческого мышления. Софисты первыми поддержали скептицизм. Через некоторое время сформировалась школа, отрицающая возможность идеального познания. Тогда уже была понятна проблема нигилизма, заключающаяся в нежелании его сторонников получать нужные знания.

Популярный сегодня нигилизм – культурный. Его суть в отрицании культурных направлений всех сфер жизни социума. Руссо, Ницше и другие основоположники контркультуры полностью отрицали всю западную цивилизацию, а также буржуазную культуру. Самая большая критика обрушилась на культ потребительства массового общества и массовой культуры. Нигилисты уверены, что только авангард достоин развития и сохранения.

Религиозный нигилизм – это бунт, восстание против религии, негативное отношение к духовным общественным ценностям. Критика религии выражается в прагматическом отношении к жизни, в бездуховности. Такого нигилиста называют циником, для него ничего святого.

Социальный нигилизм выражается в самых разных проявлениях. Это неприязнь к государственным институтам, реформам, социальные протесты против различных преобразований, новшеств и шоковых методов, несогласие с различными политическими решениями, непринятие нового уклада жизни, новых ценностей и перемен, отрицание западных образцов поведения.

Среди негативных сторон нигилизма невозможность выйти за рамки собственных взглядов, непонимание среди окружающих, категоричность в суждениях, которая часто приносит вред самому нигилисту. Однако позитивно то, что нигилист проявляет свою индивидуальность, отстаивает собственное мнение, ищет и открывает что-то новое.

Отрицание: вера в то, что какие-то болезненные или травматические обстоятельства, события или воспоминания не существуют и не происходили. В психологии же отрицание – это защитный механизм человека в виде неспособности признавать неприятную для него реальность (истину или эмоцию).

Итак, действительно ли существует отрицание? И если да, то как это выглядит? Это упрощенное восприятие окружающего мира, когда вы упорно не хотите видеть факты и прячете их в дальний угол своего сознания. Иногда правда слишком болезненна, чтобы её признавать. Однако существует непреложный факт об отрицании – оно не работает долгосрочно. Реальность всегда побеждает.

Некоторые из вещей, которые нам нужно услышать, либо нами игнорируются, либо заменяются теми вещами, которые мы хотим услышать. Перечитайте еще раз предыдущее предложение и задумайтесь, зачем мы заменяем или игнорируем правду?

5 поведенческих моделей, которые характерны для состояния отрицания

Как выглядит это самое пресловутое отрицание? А точнее его типичные поведенческие модели и мыслительные процессы?

1. Стресс

Отрицание, особенно то, которое является следствием когнитивного диссонанса, часто проявляется в виде тревожных состояний. Гнев – это еще один способ, с помощью которого люди справляются со стрессом. Такое поведение может проявляться в виде эмоциональных вспышек, агрессии или заметных перепадов настроения. Все эти типы поведения – это попытка вашего подсознания вывести проблему на поверхность. Проблема, конечно же, в том, что разум нередко сопротивляется таким усилиям.

2. Оправдания

Отрицание и оправдание идут рука об руку. Когда вы регулярно слышите, что кто-то говорит: «Я этого не сделал, потому что…», «Дело в том, что у меня была причина…», «Извините, что так получилось!», налицо все признаки отрицания реальности. У нас всех бывают сложные времена, и мы все делали глупые ошибки. Проблема в том, что человек по-прежнему отрицает свои неверные решения и «решает» их с помощью извинений и оправданий.

3. Роль жертвы (периодически)

Почему периодически? Некоторые люди в состоянии отрицания воспринимают себя жертвами; и это очень мощно влияет на их психику. В результате сознание и подсознание заняты бесконечной битвой между собой. Вот совет людям, сталкивающимся с трудными обстоятельствами, – постарайтесь обрести мир и принять реальность. Человек осознает неудобную истину; но по-детски действует так, как будто он эту реальность не может контролировать. Играть в жертву – это безответственно и саморазрушительно.

4. Сожаление

Сожаление – это вредно, и вот почему:

— сожаление бесполезно
— сожаление бессмысленно
— сожаление тщетно и контрпродуктивно
— сожаление может лишить вас лучшего будущего
— сожаление лишает вас настоящего

Иными словами, сожаление очень негативно воздействует на ваш разум и душу. Фраза «я бы хотел поступить по-другому…» ничего не решает. Человек должен научиться принимать реальность, или он будет постоянно иметь дело с сожалением и его последствиями.

5. Низкая уверенность в себе

Независимо от того, в какой степени отрицание становится частью вашего поведения, от этого неизбежно страдает самооценка и уверенность. Разум и сознание распознают поведенческую модель отрицания, зная, что мы фактически участвуем в процедуре самообмана. Равновесие будет восстановлено только тогда, когда вы сами сможете понять и принять, что отрицание реальности – это самая большая иллюзия.