Ванная        16.01.2024   

Народы китайской группы. История китая, этносы и диалекты. Традиции народа Китая

Китай – многонациональное государство, в котором официально насчитывается 56 национальностей. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что это число считается довольно условным: по результатам переписи в 1964 году в Китае было зарегистрировано 183 национальных меньшинств, из которых правительство признало только 54, присоединив малые этноязыковые группы к более крупным.

Среди национальностей Китая самая многочисленная – хань, составляющая около 91% всего населения (около 1,137 млрд). Остальные 9% (около 150 млн) приходятся на другие этнические группы, которые принято называть национальными меньшинствами. В основном эти народности сосредоточены на северо-западе, севере, северо-востоке, юге и юго-востоке Китая, в то время как ханьцы встречаются повсеместно, но основная их часть населяет центральный Китай – среднее и нижнее течение рек Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян, а также северо-восточные земли. Это не только самая крупная этническая группа в Китае, но и самая многочисленная национальность в мире.

Перепись 2000 года показала, что численность 18 из 55 национальных меньшинств превышает 1 млн. К их числу относятся чжуаны, маньчжуры, хуэйцы, и, мяо, уйгуры, ияне, туцзяне, монголы, тибетцы, бутяне, дунгане, яотяне, корейцы, байцы, ханийцы, казахи, дайцы и лияне.

Другие 17 национальностей насчитывают от 100 тыс. до 1 млн. человек каждая. Это - шэяне, лисуанцы, гэлаотяне, лахутцы, дунсяны, вайцы, шуйцы, насийцы, цянцы, туйцы, сиботяне, мулаотяне, киргизы, дауры, цзинпотяне, салары и маонаньцы.

Самая многочисленная после ханьцев народность Китая – чжуанцы (15,6 млн чел.), самая малочисленная – лоба (около 2300 чел.).

Среди национальных меньшинств Китая есть и русские, численность которых по официальным данным составляет около 15 000. В основном это потомки иммигрантов из царской России, бежавших в приграничные города на северо-западе Китая в конце XIX века и в начале XX века. Поселения русских иммигрантов в Китае стали называть «гуйхуа». В основном русские живут в Синьцзяне и в Хэйлунцзяне.

Многие из небольших этнических групп живут в компактных самобытных поселениях, сохраняют свои традиции и обычаи. Одним из самых разнообразных этнических регионов как в Китае, так и в мире, является провинция Юньнань. Здесь проживает, как минимум, 25 нацменьшинств.

Практически каждая национальность имеет свой собственный язык и письменность, а также множество диалектов. Всего в Китае насчитывается 235 «живых» языков. Официальным китайским языком, на котором обучают в школах и университетах и который используют в СМИ, является путунхуа (мандарин), основанный на пекинском диалекте.

Национальной принадлежностью во многом определяется и вероисповедание. Так, хуэйцы, уйгуры, казахи, татары, киргизы, салары, узбеки, таджики, дунганы и баоаньцы с древних времен исповедуют ислам. Населяющие провинцию Юньнань дайцы, буланы и палаунги придерживаются консервативного направления буддизма – тхеравады, пришедшего сюда из Бирмы и Тайланда. Среди ханьцев распространен даосизм и буддизм. Среди мяо, яо и и, приверженцев шаманизма, есть и протестанты и католики, а тибетские народы (тибетцы, монголы, лоба, мэньбай, туйцы, желтые уйгуры) исповедуют тибетский буддизм, который принято называть на западе ламаизмом.

Ниже представлена таблица с численностью народностей Китая по результатам переписи 2000 года.

Численность народностей Китая
Национальность Численность Национальность Численность Национальность Численность
Хань 1,137,386,112 Чжуан 16,178,811 Манчжуры 10,682,262
Мяо 8,940,116 Уйгуры 8,399,393 И 7,762,272
Монголы 5,823,947 Тибетцы 5,416,021 Буитяне 2,971,460
Яо 2,637,421 Корейцы 1,923,842 Бай 1,858,063,
Ли 1,247,814 Казахи 1,250,458 Дай 1,158,989
Лису 634,912 Гэлао 579,357 Лаху 453,705
Ва 396,610 Шуэй 406,902 Наси 308,839
Ду 241,198 Сибе 188,824 Мулао 207,352
Дауры 132,394 Цзинпо 132,143 Салары 104,503
Маонань 72,400 Таджики 41,028 Пуми 33,600
Ну 28,759 Эвенки 30,505 Цзин 22,517
Палаунг 17,935 Узбеки 12,370 Русские 15,609
Баоань 16,505 Мэньба 8,923 Орочоны 8,196
Татары 4890 Нанайцы 4,640 Гаошань 4,461
Хуэй 9,816,805 Туцзяне 8,028,113 Дун 2,960,293
Хани 1,439,673 Шэ 709,592 Дунсян 513,805
Цян 306,072 Киргизы 160,823 Булан 91,882
Ачаны 33,936 Дино 20,899 Желтые уйгуры 13,719
Друн 7,426 Лоба 2,965

Влияние мифологии на повседневный быт китайцев, традиции и обычаи велик. Различные предания и легенды говорят о возможности узнать историю происхождения китайцев. Согласно одной из легенд человек появился благодаря богине Нюйве, прогуливавшаяся по сотворенному миру заметившая всю его красочность и масштабность. Мир скучен и до конца не заполнен, чего-то не хватало. Богиня из глины сделала фигурку человека и своим дыханием вселила жизнь в первого и пока единственного человека женского пола, потому что лепила она его по своему образу и подобию. Затем появился мужчина, тоже с помощью глины и рук богини Нюйве.

Лепить каждого человека дело непростое и сильно утомительное, поэтому богиня пошла на хитрость, разбросав по земле кусочки глины, превращающихся в людей. Наделила людей репродуктивной функцией для продолжения рода. Так и появился народ Китая, согласно мифологии.

Находка останков древнего человека позволили археологам предположить, что первый человек в Китае появился около 500 тысяч лет назад. Ученые прозвали его Синантропом. Позже были найдены стоянки древних племен, населявших Китай.

Существуют несколько основных теорий происхождения народа Китая:

Человек в древности всегда старался селиться вокруг водоемов. Это обеспечивало его водой, а также промыслом. В Китае основными реками являются Хуанхэ и Янцзы.

  • Народ Китая сформировался и проживал здесь с момента появления первого человека. Согласно этой теории китайский народ издавна населял эту территорию и никуда отсюда не уходил. Эта теория скорее близка к тем, кто верит в божественное происхождение китайского народа.
  • Теория миграции населения. Предки китайцев мигрировали на эту территорию из других регионов. Китай с Востока окружен водой, следовательно, все племена и народы мигрировали в данный регион изо всех оставшихся трех направлений. Маршрут у всех был разный. Эта теория одна из самых популярных и достоверных. Среди историков синологов идут бесконечные споры по поводу маршрута предков китайцев. Одни утверждают, что они пришли из Севера, другие, что с Юга.
  • Китайцы, как обособленная народность возникли в результате оседания некоторых слоев населения на территории современного Китая. Согласно ей, Китай являлся далеко не конечной точкой прибытия, возможно, что племена двигались на Восток, но в процессе долгой миграции устали и свыклись с климатом, что позволило им закрепиться в данном регионе. Действительно, эта теория имеет под собой свои доводы. Климатические условия Китая раньше были намного мягче и благоприятнее. Это и создавало удобные условия для проживания на этой территории.
  • Китайцы сформировались в процессе смешанной ассимиляции. Китай государство с огромной по площади территорией. Некоторые народы здесь проживали с древних времен, другие мигрировали сюда, остальные закрепились здесь в результате изнурительного перехода. Они ассимилировали между собой, что привело к появлению общего этноса. В современном Китае прослеживается различие между китайцами разных регионов, это демонстрирует, что разные теории зарождения великого народа имеют место в современности.

Вопрос о появлении китайского народа до сих пор актуален и вызывает бурю обсуждений, и до сих пор не закрыт и детально не изучен. Ученые, на основании своих находок делают определенные выводы и строят свои теории на основании их.

Диалекты китайского языка.


Китайский язык
, согласно ООН, входит в состав 6 основных языков международного общения. На нем разговаривают больше всего людей(более 1 миллиарда).

Китай славится своим языковым разнообразием. Диалекты бывают настолько разные, что жители противоположных берегов одной маленькой речушки могут не понимать друг друга. Поэтому за основной диалект в стране Путунхуа. Этот диалект образован от пекинского языка. Распространен он в столице и на нем разговаривают ¾ населения Китая.

В поднебесной насчитывается около 300 различных языков. Несколько из них являются безвозвратно утраченными. Влияние китайского языка заметно и в соседних государствах, в которых используется китайский язык.

Сама письменность и иероглифы сформировались давно, но название и произношение постоянно менялось это и привело к образованию диалектов.

Китай условно делиться на 2 большие языковые семьи: северную и южную.

Северные диалекты схожи, что позволяет людям понимать друг друга. В южной части понять человека из другой провинции затруднительно. Южные провинции обособленные и самостоятельны.

Ученые лингвисты синологи выделяют в последнее время 10 основных диалектов:

  • Гуньхуа
  • Хакка
  • Шанхайхуа
  • Пинхуа
  • Цзинь
  • Аньхой

Этнический состав Китая

Китай можно считать многонациональным государством. Около 60-ти различных национальностей проживает на огромной территории.

Китайские этносы: китайцы(хань), мяо, хуэй, туцзя, буи, дун, яо, бай, хани, тай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шуй, наси, ту, цян, дауры и другие.

Другие национальности, проживающие в Китае: маньчжурцы, монголы, узбеки, таджики, русские, казахи, уйгуры, татары, корйцы, японцы, вьетнамцы, филиппинцы и другие.

Естественно львиную долю перевеса имеют ханьцы. Их доля в общей численности населения составляет 9/10. Численность остальных же колеблется от нескольких миллионов до нескольких тысяч человек.

Ханьцы проживают почти во всех регионах Китая. Остальные народности, в силу своей незначительности рассредоточены в одном регионе. Создание автономий на территории Китая позволило таким народам, например как: уйгуры, тибетцы иметь свои административно-территориальные единицы.

Этнос - это исторически сформировавшаяся социальная группа, обладающая совокупностью следующих признаков: единство территории, культуры на основе общего языка, хозяйственно - бытовых особенностей.

Официально в Китае насчитывается 56 национальностей. Так как ханьцы составляют примерно 92 % населения страны, остальные народы обычно называют национальными меньшинствами.

На практике многие малые этноязыковые группы объединены с более крупными и реальное число этнических групп заметно выше. Китае насчитывается 299 языков - 298 живых и один исчезнувший (чжурчжэньский).

Хотя большинство жителей южных провинций Китая говорят на китайских диалектах, значительно отличающихся от официального стандарта, основанного на северных диалектах, они рассматриваются официально не как отдельные национальности, а как часть ханьской национальности. Китайцы столь многочисленны, а территория их расселения столь обширна и разнообразна, что кажется вполне естественным существование значительных этнокультурных различий между жителями разных областей Поднебесного мира.

Государственный официальный язык - путунхуа (всеобщий язык). Это современный литературный язык, на котором говорят дикторы центрального радио и телевидения, обучаются школьники и студенты. К путунхуа близок пекинский диалект. Различия же во многих других диалектах - гуандунском, аньхойском и т. д. - столь велики, что люди, говорящие на них, часто не понимают друг друга. Для того чтобы объясниться, они используют иероглифическое письмо, единое для всех диалектов.

Иероглифическая письменность значительно отличается от алфавитной. В первую очередь тем, что каждому знаку приписано конкретное значение, причем как фонетическое, так и смысловое, во вторую – большим количеством знаков. Китайские иероглифы уже многие тысячелетия остаются единственным общепринятым способом записи китайского языка.

Китайцы (ханьцы) входят в китайскую группу сино-тибетской семьи. В эту же группу включаются хуэй (дунгане ). Большая их часть проживает в северных районах КНР. Хуэй имеют свою автономию - Нинся-Хуэйский автономный район. Хотя по разговорному языку и письменности хуэй не отличаются от китайцев, особенности религии, быта, хозяйствования позволяют выделить их в особую группу. Большинство хуэй происходит от ираноязычных и арабоязычных переселенцев, появившихся в Китае в XIII-XIV вв., и от китайских колонистов, осевших среди тюркских народов еще во II в. до н. э. По религии хуэй относятся к мусульманам. Селятся они обычно отдельно от китайцев, образуя самостоятельные сельские или городские кварталы.

Сино-тибетская семья представлена в Китае также народами тибето-бирманской группы, среди которых - тибетцы, ицзу, хани, лису.

Большая часть тибетцев живет в Тибетском автономном районе. Занимаются высокогорным пашенным земледелием - выращиванием голосеменного ячменя «цинкэ». Кочевники и полукочевники разводят яков, овец, коз. Тибетцы сильно отличаются от ханьцев по своим религиозным, языковым, хозяйственно-культурным особенностям.

Народ Лису .

Язык лису относится к подгруппе ицзу тибето - бирманской группы китайско-тибетской семьи языков. Выделяются два диалекта языка лису - нуцзянский и лицзянский. Однако словарный состав и грамматический строй этих диалектов настолько близок, что лису, говорящие на разных диалектах, свободно понимают друг друга. Язык лису политонален, отдельные диалекты и говоры его имеют 6 - 12 тонов. Порядок слов в предложении строго определен. Письменность построена на основе латинского алфавита. По верованиям большинство лису анимисты. Особенно был, почитаем бог деревни Халани. В начале нашего века у лису получило распространение христианство. Главным праздником является Новый год. Новый год отмечается по лунному календарю с 27-го числа двенадцатого месяца по 9-е число первого месяца.

Из представителей тайской семьи наиболее многочисленны чжуаны , проживающие в южной части страны, в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Основное их занятие - плужное земледелие с наиболее распространенной грядково-террасовой системой. Животноводство играет подсобную роль. Поселения чжуанов обычно мало отличаются от поселений китайцев, живущих в тех же районах. Для них характерны свайные, бамбуковые и глинобитные постройки. Чжуаны исповедуют буддизм южного толка, сильное влияние среди них имеют идеи даосизма.

Представители австроазиатской семьи - народности мяо и яо - проживают в Южном и Юго-Западном Китае. Основные виды хозяйственной деятельности этих народов - горное земледелие (мяо занимаются преимущественно выращиванием поливного риса и пшеницы, яо - суходольного риса, кукурузы), лесоразработки, охота. Среди верующих мяо и яо наибольшее распространение получил политеизм.

Алтайская.семья представлена тюркской, монгольской и тунгусо-маньчжурской группами. В тюркскую группу входят уйгуры, казахи и киргизы, живущие на северо-западе КНР, причем основная часть сосредоточена в пределах Синьцзян-Уйгурского автономного района. Среди народов этой группы выделяются оседлые земледельцы, ведущие интенсивное земледельческое хозяйство с применением искусственного орошения, кочевники-скотоводы, а также полуоседлое население, сочетающее, скотоводство с земледелием. Причем уйгуры занимаются в основном земледелием, а казахи и киргизы - скотоводством. Большинство народов тюркской группы исповедуют ислам. Самым характерным является оазисный тип расселения.

Монголы проживают в Северо-Восточном Китае, провинциях Ганьсу, Цинхай, Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Монголы, живущие на территории Китая, говорят на пяти различных диалектах, один из которых близок к халхаскому, являющимся основой литературного монгольского языка в Монгольской Народной Республике. Основное занятие - кочевое скотоводство. Часть монголов, имевших более тесные контакты с китайцами и другими земледельческими народностями, переняли у них навыки земледелия. Преобладающей религией у монголов является буддизм (ламаизм).

Народы тунгусо-маньчжурской группы расселены на территории Северо-Восточного Китая преимущественно в глухих горных и таежных уголках. Для многих представителей этих народов китайский язык и письменность стали родными. Основным занятием маньчжуров, проживающих в долинах рек, является земледелие, а живущих в городах и их окрестностях - торговля и ремесла.

На китайском о. Тайвань проживают представители австронезийской семьи - гаошань («горцы»), родственные малайцам.

В Китае имеются также представители индоевропейской семьи - припамирские таджики и русские, а также корейцы и многие другие малочисленные народности.

Территориально Китай разделяется по реке Янцзы на две почти равные части: Север и Юг. Даже своей внешностью северные и южные китайцы заметно отличаются друг от друга. Северяне, как правило, выше ростом, у них светлее кожа, шире скулы и тоньше нос, а лоб немного скошен. Южане ниже ростом, кожа у них смуглее, лицо более вытянутое, нос более плоский, лоб прямой.

В целом население Северо-Китайской равнины и по языку, и по культуре гораздо более однородно, чем население Юга.

«Китайские грамоты»

В стране нет единого китайского языка. То, что мы принимаем за таковой - язык официальных документов и средств массовой информации КНР, путунхуа, - это лишь «пекинский говор», один из диалектов так называемого северо - китайского языка, в силу исторических обстоятельств, ставший стандартом в китайском государстве.

Самый распространенный в Китае - это севернокитайский язык , на нем, по оценкам лингвистов, говорят около 800 млн. человек. Но внутри этого языка провинциальные диалекты отличаются.

В северокитайском языке насчитывают 8-10 крупных диалектов, каждый из которых в свою очередь делится на местные говоры.

Самый далекий от пекинского кантонский язык является бытовым для почти 90 млн человек, населяющих юг Китая с центром в Гуанчжоу и Гонконге. Кантонский язык - четвертый по распространенности в США, после английского, испанского и французского.

Почти 80 млн разговаривает на шанхайском языке, иначе называемом диалектом У. Внутри этого языка шесть крупных диалектов, в частности диалект тайху , который включает и собственно шанхайский говор, на котором в быту говорят 14 млн. человек. Еще около 60 млн китайцев с детства говорят на миньском языке - это население богатейших и экономически развитых приморских регионов в районе тайваньского пролива, а так же население островов Тайвань и Хайнань.

Примерно по 30-35 млн. граждан КНР разговаривают еще на трех отдельных китайских языках - языке сян, языке хакка и языке гань.

В Гонконге и Макао, недавно присоединенных к КНР, но сохранивших автономию, в качестве официального языка принят китайский, при этом в официальных законах не указан какой именно это диалект китайского. Поэтому в СМИ и переписке используется общекитайский литературный.

  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы


    Китай — многонациональное государство, на территории которого проживает 56 национальностей. Согласно третьей всекитайской переписи населения 1982 г., в Китае насчитывалось 936,70 млн. китайцев (ханьцев) и 67,23 млн. представителей национальных меньшинств.

    В число 55 национальностей, проживающих на территории страны, входят: чжуан, хуэй, уйгуры, и, мяо, маньчжуры, тибетцы, монголы, туцзя, буи, корейцы, дун, яо, бай, хани, казахи, тай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шуй, дун-сяны, наси, ту, киргизы, цян, дауры, цзинпо, мулао, сибо, салары, буланы, гэлао, маонань, таджики, пуми, ну, ача-ны, эвенки, цзин, бэнлуны, узбеки, цзи-но, югуры, баоань, дулуны, орочоны, татары, русские, гаошань, хэчжэ, мэньба, лоба (расположены в порядке убывания численности).

    Среди этнических групп самая большая — чжуан, насчитывающая 13,38 млн. человек, а самая маленькая — лоба, численность которой составляет 1 тыс. человек. 15 групп национальных меньшинств имеют население свыше миллиона человек, 13 — свыше 100 тыс., 7 — более 50 тыс. и 20 — менее 50 тыс. человек. Коме того, в Юньнани и Тибете есть несколько этнических групп, которые еще не идентифицированы.

    Население в Китае размещено очень неравномерно. Ханьцы расселены по всей стране, но основная их масса живет в бассейнах рек Хуанхэ, Янцзы и Чжуцзян, а также на Сунляосской равнине (на северо-востоке). На протяжении всей истории Китая ханьцы имели тесные политические, экономические и культурные связи с различными этническими группами. Высокий уровень развития национальности хань определяет ее ведущую роль в государстве. Национальные меньшинства, несмотря на небольшую численность, проживают на территории, занимающей около 50—60% площади страны, в основном во Внутренней Монголии, Тибете, Синьцзян-Уйгурском, Гуанси-Чжуанском и Нинся-Хуэйском автономных районах, а также провинциях Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, Гань-су, Цинхай, Сычуань, Юньнань, Гуйч-жоу, Гуандун, Хунань, Хэбэй, Хубэй, Фуцзянь и Тайвань. Многие национальные меньшинства расселены на высокогорьях, в зонах степей и лесов, а большая часть размещена в приграничных районах.

    Огромные природные ресурсы районов проживания национальных меньшинств играют важную роль в социалистическом строительстве.

    Внутренние миграции имеют существенное значение в размещении населения. Жители густонаселенных провинций переселяются в менее освоенные и заселенные районы. В результате смены династий в ходе истории, поиска пустующих земель в приграничных районах, проведения политики переселения внутри провинций представители разных национальных меньшинств постоянно мигрировали и в настоящее время живут смешанными или компактными общинами. Так, в провинции Юньнань проживает более 20 национальностей. Это район, где представлено наибольшее число национальных меньшинств, имеющихся в Китае. Корейцы расселены главным образом в Яньбяньском округе (провинция Цзилинь), туцзя и мяо — в восточной части провинции Хунань. Ли проживают на острове Хайнань, в провинции Гуандун. Около 10 млн. представителей национальных меньшинств живут смешанными группами во всех уголках Китая, и даже эти небольшие этнические общины слились с ханьцами. К примеру, во Внутренней Монголии, Нинся-Хуэйском и Гуанси-Чжуанском автономных районах большинство населения — ханьцы, и лишь незначительную часть составляют национальные меньшинства. Эта модель маленьких компактных общин среди больших смешанных групп, состоящих в основном из ханьцев, является характерной для расселения национальностей в Китае.

    *****************

    Публикуется по книге Межконтинентального издательства Китая
    "Cиньцзян: Этнографический очерк" , автор Сюэ Цзунчжэн, 2001 г.

    Уйгуры - древний этнос, издревле проживавший на Севере Китая, главным местом их проживания является Синьцзян, но они также проживают в Хунани, Пекине, Гуанчжоу и других местах. За пределами Китая уйгуров очень мало. Самоназвание "уйгуры" означает "сплочение", "объединение". В древнекитайских исторических летописях встречаются разные вариации наименования уйгуров: "хуэйху", "хуэйхэ", "уйгуры". Официально название "уйгуры" было принято правительством провинции Синьцзян в 1935 году.

    Уйгуры говорят на уйгурском языке, который относится к тюркской языковой семье, исповедуют ислам. Местами их проживания являются главным образом районы Южного Синьцзяна: Каши, Хотан, Аксу, а также г.Урумчи и Илийский округ в Северном Синьцзяне. По данным переписи населения 1988 года, численность уйгуров Синьцзяне составляет 8,1394 млн. человек, 47,45 % всего населения Синьцзяна, в сельских районах удельный вес уйгуров - 84,47%, в волостных городских поселках 6,98%, в городах 8,55%.

    Предки уйгуров и эволюция развития

    Вопрос зарождения уйгурской национальности довольно сложен. В нем принимали участие древние народы: саки (восточно-иранская языковая группа), юечжи, цяны (племена древнетибетской языковой группы, проживавшие на северных отрогах Куньлуня), наконец, ханьцы, проживавшие в Турфанской впадине. В 40-х годах 8 века уйгурские племена, занимавшиеся кочевым скотоводством на Монгольском плато, мигрировали на территорию нынешнего Синьцзяна. Всего можно проследить три миграционных потока. В Синьцзяне мигранты осели в районах Яньци, Гаочана (Турфан) и Джимсара. Постепенно уйгуры расселились на обширных просторах Южного Синьцзяна. Это был первый этап в становлении уйгурской национальности на основе смешения с другими этносами, а также важный период в популяризации уйгурского языка. В настенной живописи Байцзыкликских пещерных храмов Тысячи Будд есть изображения уйгуров. Уйгуры тех времен имели явно выраженные черты монголоидной расы. Сегодня же уйгуры, наряду с черным цветом волос и глаз, имеют овал лица и цвет кожи, характерные для смешанной желто-белой расы. Причем наблюдаются различия в облике уйгуров, проживающих в разных районах. Уйгуры, проживающие в области Кашгар - Куча имеют светлую кожу и густую волосяную растительность на лице, что сближает их с белой расой; у уйгуров Хотана кожа смуглая, что сближает этих уйгуров с тибетцами; у турфанских уйгуров цвет кожи такой же, что у ханьцев, проживающих в Ганьсу и Цинхае. Все это свидетельствует о том, что в процессе этнического становления уйгуры пережили процессы смешения с другими национальностями. К предкам уйгуров по крови относятся также монголы, большой приток которых в Синьцзян имел место в период Чагэтайского и Яркендского ханств.

    Предки уйгуров были приверженцами шаманизма, зороастризма, манихейства и буддизма. Обилие сохранившихся до наших дней буддистских культовых сооружений: пещерных храмов, монастырей и пагод говорит о том, что в древности буддизм занимал господствующее положение среди разных верований. В середине 10 века в Караханском ханстве получил распространение исламизм, принесенный из Средней Азии. Исламизм сначала проник в Кучу. В середине 16 века, в период существования Яркендского ханства исламизм вытеснил буддизм и стал господствующей религией в районах Турфана и Хами. Так в Синьцзяне произошла историческая смена религий.

    В период Яркендского ханства уйгуры проживали главным образом в Южном Синьцзяне - районе между Тяньшаньским и Куньлуньским хребтами. В период Джунгарского ханства уйгуры стали селиться в долине реки Или, где они распахивали целинные земли. Но количество переселившихся уйгуров было невелико. В целом вплоть до начала правления Цинской династии уйгуры в основном сосредоточенно проживали в Южном Синьцзяне, а уже отсюда переселялись в другие места. Например, нынешние уйгуры, проживающие в Урумчи, являются потомками тех уйгуров, которые в 1864 году мигрировали сюда из Турфана. В то время житель Дихуа (с 1955 г. Урумчи) Таомин (хуэй по национальности) выступил против цинского правления и провозгласил учреждение самостоятельного правительства. Жители Турфана поддержали восставших и направили им в помощь в Дихуа вооруженный отряд. Спустя некоторое время кокандский военачальник Агуб захватил Дихуа и Гуниин (ныне район г.Урумчи) и организовал в Южном Синьцзяне набор новобранцев для пополнения своего войска. Таким образом в Дихуа мигрировало и осело на постоянное жительство немало уйгуров из Южного Синьцзяна. Помимо того, уже в годы Китайской республики (1911-1949) немало уйгуров-торговцев и рабочих переселились в Северный Синьцзян. До сих пор численность уйгуров, проживающих в Южном Синьцзяне, намного больше, чем их численность в Северном Синьцзяне.

    Политическая история уйгуров

    В разные периоды истории уйгуры создавали свои местные властные структуры. Но все они поддерживали тесную связь с центральным правительством Китайской империи.

    В начале правления династии Тан уйгурский правитель унаследовал титул наместника Гоби и создал Уйгурский каганат. Каганы (верховные правители) получали из рук китайского императора грамоту о назначении и государственную печать, кроме того, один из каганов был связан матримониальным союзом с Танской династией. Правители Уйгурского каганата оказали помощь Танам в усмирении внутренних неурядиц среди племен Западных территорий и охране границ.

    В 10 веке на территории Западных территорий существовали три государственных образования: Гаочанское ханство, Караханское ханство и государство Керия. Все они платили дань императорам династии Сун (960-1279) и Ляо (907-1125). В 16 - 17 веках между Яркендским ханством на территории Синьцзяна и династией Мин (1368-1644) существовали тесные политические и хозяйственные связи.

    В 1696 году Хамийский бек Абдула прежде других выступил против господствовавшей тогда на южных и северных отрогах Тяньшаня джунгарской администрации и объявил о признании власти Цинской династии. Потомки Абдулы неизменно получали от китайского императора грамоты о титуловании и печати, свидетельствовавшие о признании их полномочий центральным правительством Китая.

    Так постепенно была подготовлена почва для включения Западных территорий в карту китайских владений. После того, как в 1755 году цинские войска разбили войска Джунгарского ханства, процесс признания главенства центрального китайского правительства вождями царств на Западных территориях ускорился. Действуя по примеру династии Хань, учредившей в Западных территориях должность наместника "духу", и династии Тан, учредившей военно-административные округа в Аньси и Бэйтине, цинское правительство учредило в 1762 году должность Илийского генерал-губернатора - высшего военно-административного чина в Западных территориях. Что касается местной власти в районах проживания уйгуров, то тут сохранилась традиционная феодально-бюрократическая система беков (феодалов, занимавших чиновничьи посты, переходившие по наследству от отца к сыну), просуществовавшая вплоть до конца правления династии Цин.

    В середине 19 века китайская нация переживала тяжелый кризис, резко обострились классовые противоречия. На этом фоне все явственнее обнаруживались пороки феодально-бюрократической системы бекства и системы военизированного наместничества, учрежденного в Синьцзяне китайским правительством. Участились крестьянские восстания, религиозные вожди, пользуясь наступившей смутой, стали вести проповеди за "священную войну за Ислам". Извне в Синьцзян вторглись войска среднеазиатского Кокандского ханства (феодального государства, созданного узбеками в 18 веке в Ферганской долине) под водительством хана Агубы (1825 - 1877). Узбеки захватили Каши и район Южного Синьцзяна. Царская Россия оккупировала Инин (Кульджу). Для Синьцзяна наступили смутные времена. Лишь в 1877 году под напором восставшего населения и ударами цинских войск пало интервенционистское правительство Агубы, в Северном и Южном районах Синьцзяна вновь была восстановлена власть цинского правительства, которое в 1884 году провозгласило Синьцзян китайской провинцией.

    Уйгуры сыграли важную роль в деле сопротивления внешним агрессорам в период новой истории.

    В 20-30-е годы 19 века уйгуры отразили вооруженные происки войск Чжангира и Мухаммеда Юсупа, действовавших при поддержке кокандского хана; в 60-е годы уйгуры прогнали русского консула Илийского и Тарбагатайского округов и русских купцов за то, что они грубо попирали местные законы и провоцировали инциденты, в которых были жертвы среди местного населения; в 70-е годы уйгуры дали отпор интервенции войск Агуб-хана и оказали поддержку цинским войскам в восстановлении власти Китая на территории Синьцзяна. Они также внесли вклад в возвращение в 1881 году в лоно Родины Кульджи из-под оккупации русскими. В годы Китайской республики уйгуры решительно боролись против пантюркизма и панисламизма, защитив единство Родины и национальную сплоченность. В годы Китайской Народной Республики, в частности после образования Синьцзян-Уйгурского автономного района уйгуры выступают как важная стабилизирующая сила в политической жизни Китая и Синьцзяна.

    Социальная жизнь и экономика

    Уйгуры ведут оседлый образ жизни, их главным занятием является земледелие. Большая часть уйгуров проживает в сельской местности. В середине 17 века поднялись джунгары - одно из четырех ойратских племен в Западной Монголии. Установив свое господство в Синьцзяне, джунгары переселили часть уйгуров, проживавших в Южном Синьцзяне, на север, в район Урумчи, заставив их распахивать целинные земли. В прошлом уйгуры занимались выращиванием сельскохозяйственных культур экстенсивным способом, не внося удобрений, не селекционируя посевной материал, не заботясь о восстановлении плодородия почвы, использовали для орошения воду из арыков в неограниченном количестве. Но и в этих условиях уйгурские крестьяне добились немалого прогресса в растениеводстве.

    Уйгуры живут в оазисах посреди пустыни, их села образовались по мере заселения без определенного плана. Кроме работы в поле сельчане непременно высаживают деревья и кустарники вокруг жилищ, широкое распространение получили плодоводство и бахчевое хозяйство. Из винограда путем сушки под открытым небом готовят изюм, из абрикосов - сухофрукт, а также сушат ядрышки абрикосовых косточек. Хорошо известны такие продукты, как хотанские персики и грецкий орех, пишаньские и каргалыкские гранаты, баданьские абрикосы, атушский инжир, кучанские абрикосы, турфанский бескосточковый виноград, курляские груши, дыни, выращиваемые в Файзабаде, Мегати и Шаньшани, илийские яблоки, облепиха и др. Синьцзян - важный район хлопководства всекитайского значения. Уйгуры - отличные мастера по выращиванию хлопка. Живя в условиях аридного климата с очень незначительным количеством осадков, уйгуры научились строить подземные водопроводы и кяризные колодцы, вода в которых поступает из рек. За годы народной власти, особенно в период реформ и открытого курса (с 1978 г.) в Синьцзяне выросла плеяда молодых специалистов, в аграрный сектор пришли новые веяния, новая агро и зоотехника, стала широко внедряться механизация. Все это привело к новому подъему в сельском хозяйстве края.

    В рационе уйгурских крестьян преобладают мясо мелкого рогатого скота, молочные продукты и фрукты. Жители городов подвизаются на ремесленном поприще, занимаются мелочной торговлей. Из ремесел развиты кожевенное производство, кузнечное дело, переработка пищевых продуктов. Торговцы торгуют фруктами, готовят шашлык, пекут лепешки, пирожки и другие сорта традиционной пищи. Изделия уйгурских ремесленников отличаются большим изяществом. Большим спросом пользуются хотанские ковры и шелк, миниатюрные кинжалы из Янгисара, вышитые тюбетейки и медные изделия, производимые в Каши.

    Народные обычаи

    Современные уйгуры сильно отличаются от своих предков: "хуэйху", веривших в манихейство или гаочанских уйгуров, веривших в буддизм. Сегодня господствующей религией является исламизм. На ранней стадии распространения ислама уйгуры принадлежали к секте суфизма, сегодня же большинство населения являются суннитами, кроме того, есть приверженцы секты "ичань", которая требует отречения от мирских удовольствий и ношения четок.

    Браки заключаются исключительно между сторонниками одной веры, строго порицается выдача девушки замуж за иноверца. Имеют место браки между родственниками и ранние браки. По традиции решающим фактором при выборе жениха (невесты) является воля родителей. Сегодня, правда официально признано право на брак по любви, но все же считается, что любой порядочный жених должен быть в состоянии поднести семье невесты богатый калым, в ином случае ему будет вменена недооценка достоинств невесты. Как среди подарков жениха, так и в приданом невесты непременным атрибутом является молельный коврик. Акт бракосочетания должен быть подтвержден священнослужителем - ахуном. Молодожены съедают лепешку, размоченную в воде, куда добавляется соль, друзья жениха и подруги невесты исполняют танцы и песни. Сегодня гулянья по поводу свадьбы продолжаются один день, а раньше гуляли по меньшей мере три дня. По уйгурскому обычаю в случае смерти старшего брата вдова не остается в семье мужа, а может вернуться в родительский дом или выйти замуж за другого. Но если умирает жена, то вдовец может жениться на свояченице. К разводу и повторному браку уйгуры проявляют большую терпимость, при разводе разводящиеся стороны делят между собой имущество поровну. Однако обычай запрещает замужней женщине подать на развод по своей инициативе. Хотя в последнее время и тут наблюдаются перемены.

    Уйгурская семья основывается на брачных отношениях мужа и жены, дети, достигшие совершеннолетия и обзаведшиеся семьей, отделяются от родителей. Самый младший сын продолжает жить в доме родителей, чтобы было кому ухаживать за стариками и проводить их в последний путь. Кроме того, существует обычай, согласно которому сын, если он единственный ребенок мужского пола в семье, не отделяется от родителей. При рождении ребенка роженица остается на постельном режиме 40 дней. Младенца кладут в люльку, в которой удобно укачивать ребенка. Для присвоения имени новорожденному устраивается специальная церемония, ребенка мужского пола в возрасте 5-7 лет подвергают обрезанию, причем эта операция приурочивается к нечетному месяцу весеннего или осеннего сезона. Дети обоего пола, а также жена в случае смерти мужа имеют право наследования, но дочь может унаследовать имущество в размере, составляющем лишь половину наследства, полагающегося сыну. Надо сказать, что эти обычаи сегодня уже не столь абсолютны, как это было в прошлом. Уйгуры придают важное значение поддержанию отношений с родственниками. Родственники делятся на прямых, близких и дальних. Но и в обращении с непрямыми родственниками прибегают к таким названиям, как "отец", "мать", "брат", "сестра" и пр. Между родственниками принято оказывать взаимную поддержку. Личная номинация состоит из имени и отчества, без фамилии, но упоминается имя предка (деда). В обычае уйгуров почитать пожилых и старых, их с уважением встречают и провожают, уступают дорогу. Приветствуя друг друга, уйгуры прикладывают ладонь правой руки к груди.

    Похоронный обычай включает предание останков умершего земле. Покойника кладут головой к западу, как правило, на срок не более трех дней, и ахун совершает над ним молитву. Перед погребением труп обертывают белой тканью в несколько слоев: три слоя для мужчин и пять слоев для женщин, в мечети родственники покойного приносят последние подношения, после чего траурная процессия следует на кладбище. Могилу роют четырехугольной формы, чаще всего в пещере, покойника кладут головой к западу, ахун произносит слова молитвы, и вслед за тем вход в пещеру замуровывается. Как правило, на кладбище запрещается вход людям другой веры.

    Сегодня уйгуры пользуются общепринятым календарем, однако наступление некоторых праздников по-прежнему определяется по старому летосчислению. Начало года по уйгурскому календарю - праздник Курбан, на "жоуцзыцзе" приходится Малый новый год. Согласно мусульманскому обычаю один месяц в году должен быть посвящен посту. В этом месяце принимать пищу можно лишь до восхода и после захода солнца. Конец Великого поста приходится на "жоуцзыцзе" ("кайчжайцзе"). Теперь можно хорошенько поесть. Спустя 70 дней после "кайчжайцзе" наступает Новый год (Курбан), когда в каждой семье забивают барашка, устраивают новогоднюю пирушку и ходят с поздравлениями друг к другу. В период весеннего солнцестояния отмечают "нувужоуцзыцзе" - приход весны. Но этот праздник не относится к мусульманским праздникам, и в наше время отмечается редко.

    Зодчество уйгуров отмечено арабской спецификой. Выдающимися памятниками архитектуры являются гробница ходжи Апоки (Каши), Мечеть Этигарта, Минарет Имина (Турфан). Жилые дома строятся из дерева и глины. Двор обносится глинобитной стеной, глинобитными делаются также стены дома, которые являются главными несущими конструкциями, на края стен кладутся деревянные балки, поддерживающие крышу. В Хотане стены домов строят из глины, которую замешивают с добавленной щепой краснотала. Крыша дома делается плоской, на ней сушат фрукты и пр. Помимо жилого дома во дворе имеются виноградная шпалера и плодовый сад, в доме имеется дверь, но нет привычных для нас окон, свет проникает через окно в потолке. В стенах дома делаются ниши, где хранятся предметы домашней утвари, кровать заменяет глинобитная лежанка (кан), покрытая циновкой или ковром, ковры развешаны и на стенах. В холодные дни дом обогревается теплом, исходящим от стены, под которой разводят огонь. Двери в уйгурском доме никогда не выходят на запад. Уйгуры, живущие в современных каменно-кирпичных домах, пользуются современной мебелью, но по-прежнему любят украшать помещение коврами.

    Уйгурская кухня богата многообразными кушаньями, приготовленными печением, варением, тушением. В пищу кладут пряности, особенно специфична пряность "парфянский анис", по-уйгурски "цзыжань". Главным хлебным продуктом являются печеные лепешки из сброженного теста с добавленными луком и маслом. Популярным напитком является чай с молоком. Широко известны уйгурский плов, зажаренный целиком барашек, колбаса, пирожки, паровые пирожки с начинкой, хрустящие баранки и пр. Самым лакомым блюдом считается шашлык из баранины, заправленный анисом, солью и перцем. Приготовленный по-уйгурски шашлык стал популярным блюдом повсеместно в Китае.

    Неотъемлемой частью одежды уйгуров, как мужчин, так и женщин, является головной убор, особенно популярны тюбетейки, красиво расшитые золотыми или серебряными нитями. Повседневной мужской одеждой является длиннополый чепан, который шьется с широкими рукавами, без воротника и без застежек. Его носят, запахивая на сторону и подпоясывая кушаком. В настоящее время уйгуры, живущие в городах, стали одеваться по-современному, мужчины носят пиджаки и брюки, женщины - платья. Выбирая косметические кремы и помаду, уйгурки отдают предпочтение изделиям на основе природного растительного сырья. Разработанная одной Синьцзяньской компанией краска для бровей марки "Осман" прошла проверку на качество и предложена для сбыта в Китае и за рубежом.

    Культура и искусство

    Культура уйгуров уходит корнями в глубокое прошлое. Во времена Уйгурского каганата уйгуры пользовались письменностью "жуни" (тюркской языковой группы). Именно на "жуни" написана стела "Мояньчо". Позднее в обиход вошла слоговая письменность, использовавшая буквы "сутэвэнь", на ней писали вертикально сверху вниз, справа налево. Во времена Чагатайского ханства уйгуры переняли арабский алфавит, дав письменность, получившую название древнеуйгурской. Кашгарское произношение считалось общепринятым. Алфавит насчитывал буквы, писали справа налево. В 19 веке перешли на современную уйгурскую письменность. В современном уйгурском языке 8 гласных и 24 согласных. В 11 веке уйгурский поэт Юсуп из города Баласагуни (Караханское ханство) издал дидактическую поэму "Знание, дающее счастье", поэт Аплинчотэлэ написал идиллическую поэму "Есть такое место". В чагэтайский период появилась любовная поэма "Лайла и Матайн" и поэма поэта Абдужеим Низари "Жебия и Саддин". Современная уйгурская художественная литература и поэзия получили развитие уже в 20 веке.

    Красочно танцевально-песенное творчество уйгуров. Еще во времена Яркендского ханства была создана музыкальная сюита "Двенадцать мукамов", в которую входят 340 фрагментов: древних напевов, устных народных сказаний, музыки к танцам и т.п. Особенно большим масштабом отличается Кашский мукам, в который входят 170 музыкальных фрагментов и 72 произведения инструментальной музыки. Их можно исполнять непрерывно в течение 24 часов. Музыкальные инструменты уйгуров включают флейту, трубу, сона, баламан, сатор, жецзек, дутар, тамбур, жевапу (род балалайки), калунь и янцин. Ударные инструменты включают барабан с кожаным покрытием и металлический барабан. Танцы уйгуров можно разделить на две категории: танцы, сопровождаемые пением, и танцы под музыку. Популярен танцевальный стиль "санем", который отличается свободным выбором движений, исполняется как одной танцовщицей, так и в паре, а также целым ансамблем. "Сятъяна" - жизнерадостный танец, исполняемый неограниченным числом артистов. В этом танце исполнители, подняв руки вверх, делают кистями рук повороты и взмахи в такт мелким танцевальным шагам, кроме того, плечи артистов совершают характерные движения так, что шея при этом остается неподвижной. Кроме того, популярны цирковые номера: хождение канатоходцев по стальному тросу, подвешенному на большой высоте, эквилибристика с колесом и др. Об уйгурах - канатоходцах с восхищением писал еще император Цяньлун (дин. Цин). В 1997 году уйгурский канатоходец - выходец из Кашгара - Адил Ушур перешел по стальному тросу реку Янцзы, вписав рекорд в Книгу Гиннеса.

    http://www.abirus.ru/content/564/623/624/639/11455/11458.html

    Джунга́ры (зюнгары , зенгоры, цзюнгары, чжунгары, (монг. зүүнгар , калм. зүн һар ) — население средневекового ойратского владения "зүүнгар нутуг" (в русскоязычной литературе Джунгарское ханство), потомки которых ныне имеются в составе европейскх ойрат или калмыков, ойрат Монголии , Китая. Иногда отождествляются с олётами.

    В XVII веке четыре ойратских племени — зюнгары, дербеты, хошуты, торгуты создали на западе Монголии Дербен Ойрад Нутуг — в переводе с калмыцкого языка — «Союз» или «Государство Четырёх Ойрат», в научном мире именуемое Джунгарским ханством (в переводе с калмыцкого языка «джун гар», или «зюн гар» — «левая рука»), когда-то — левое крыло монгольского войска). Джунгарами (зюнгарами) называли поэтому также всех подданных этого ханства. Территория, на которой оно находилось, называлась (и называется) Джунгарией.

    В XVII—XVIII веках ойраты (джунгары) в результате миграции и военных столкновений с Манчжурской империей Цин и государствами Средней Азии, образовали три государственных образования: Джунгарское ханство в Центральной Азии, Калмыцкое ханство в Поволжье, и Кукунорское ханство в Тибете и современном Китае.

    В 1755—1759 гг. в результате внутренних междуусобиц, вызванных распрями правящей элиты Джунгарии, один из представителей которой призвал на помощь войска манчжурской династии Цин, указанное государство пало. При этом территория Джунгарского ханства была окружена двумя манчжурскими армиями, насчитывавшими миллион человек, и истреблено 90 процентов тогдашнего населения Джунгарии, в т.ч. женщин, стариков и детей. Один сборный улус — около десяти тысяч кибиток (семей) зюнгаров, дербетов, хойтов с тяжёлыми боями пробился и вышел на Волгу в Калмыцкое ханство. Остатки некоторых улусов джунгар пробились в Афганистан, Бадахшан, Бухару, были приняты на военную службу тамошними правителями и впоследствии приняли ислам.

    В настоящее время ойраты (джунгары) проживают на территории Российской Федерации (Республика Калмыкия), Китая (Синьцзян-Уйгурский Автономный округ), Монголия (западномонгольские аймаки), Афганистан (Хазараджат).

    http://ru.jazz.openfun.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%8B

    Для большинства иностранцев Китай кажется моноэтническим государством. Между тем «китаец», это по сути то же самое, что и «россиянин». А ведь россиянином может быть и татарин, и бурят, и представитель любой другой национальности. В Китае официально насчитывается 56 национальностей, и правительство КНР при любом удобном случае подчеркивает многонациональность своего государства. Кстати, в китайских удостоверениях личности, как раньше в СССР, обязательно указывается национальность. Данная статья не является и тысячной долей того, что можно было бы рассказать на эту тему, но она должна дать вам определенное представление о национальном составе Китая.

    Титульная нация называется «хань» и составляет 92% от всего населения Китая. Когда иностранцы говорят «китаец», то чаще всего имеются в виду как раз ханьцы. Таким образом, на нацменьшинства приходится 8% процентов, что составляет более 100 млн человек. И это только по официальным данным. Многие из них для западного человека, а иногда и для самих жителей КНР, ничем не отличаются от ханьцев. Тем не менее, они являются отдельным народом со своей культурой, обычаями и часто языком. Заметнее всего это наблюдается в автономных районах, которых в Китае пять:

    • Гуанси-Чжуанский;
    • Внутренняя Монголия;
    • Нинся-Хуэйский;
    • Синьцзян-Уйгурский;
    • Тибетский.

    Помимо них существуют автономные округа и уезды, которые разбросаны как по этим районам, так и по некоторым провинциям. Например, с Россией граничит единственный на северо-востоке Китая автономный округ - Яньбянь-Корейский, который входит в состав провинции Цзилинь. Там проживают этнические корейцы. Чаще всего они свободно владеют путунхуа (официальный язык КНР), но не забывают свой родной язык и культуру.

    Там же на северо-востоке много маньчжуров, которые начали китаизироваться еще с XVII века. В конечном итоге в наше время хоть и насчитывается более 10 миллионов маньчжуров, отличить их от ханьцев весьма затруднительно. Очень малое их число сохранило свой язык и культуру. Тем не менее, многие люди до сих пор относят себя к маньчжурам, некоторые живут в отдаленных деревнях и до сих пор говорят на родном языке. Такие места расположены ближе ко Внутренней Монголии или в ней самой. Монголы, как и корейцы, менее подверглись китаизации, однако в настоящий момент их традиционный уклад постепенно разрушается. Ханьцы активно заселяют и урбанизируют территорию, которая по площади превосходит Францию и Германию вместе взятые.

    Больше всего национальных меньшинств сосредоточено на западе и юге-западе Китая. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) преобладают уйгуры, но также там проживают казахи, узбеки, киргизы и много других национальностей, исповедующих ислам. Рядом с ханьцами в яркой современной одежде можно встретить человека в чалме с женой, одетой в паранджу.

    Не менее своеобразен Тибет. Настолько своеобразен, что некоторые иностранцы думают, что это отдельная страна. Однако за самым пестрым этническим составом нужно ехать в провинции Гуйчжоу и Юньнань. Именно там сохранились еще нетронутые поселения различных мелких этносов с уникальной культурой и редкими языками. В последние годы все больший поток туристов устремляется туда, чтобы увидеть все своими глазами. К тому же природа там тоже остается нетронутой. Смело соглашайтесь, если у вас появится возможность посетить эти места.

    Стоит отметить, что среди 56 официальных национальностей Китая есть русские. Русское население присутствует в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) в основном в городах Кульджа (Инин), Чугучак (Тачэн) и Урумчи; на севере провинции Хэйлунцзян и в городском уезде Аргунь-Юци Автономного района Внутренняя Монголия.

    Большинство тех, кто приезжает в Китай, посещают крупные города, где культурные и языковые различия стираются. Туда устремляются люди со всей территории страны, и поэтому складывается ложное представление о моноэтническом составе населения Китая. Кроме периодически встречающейся уйгурской кухни и тех же уйгуров, готовящих шашлыки в людных местах. В таких местах сложно сказать о том, насколько богат этнический состав КНР.

    Артем Жданов