Балкон        18.01.2024   

Конспекты занятий для детей с онр 1. Балашова О.П. Программа коррекции ОНР первого уровня. Игра «Угадай, кто это?» по сказке «Теремок»

Сегодня многим родителям, которые заботятся о всестороннем развитии малыша, известно, что формированию навыку грамотного письма и чтения способствует нормальное речевое развитие ребенка. До начала занятий необходимо провести обследование речи малыша, найти все недостатки в произношении.

Вот какова характеристика ребенка данного возраста:

  1. К 5 годам малыш должен владеть всеми звуками речи, исключение составляют шипящие звуки и «Р», иногда звук «Л», которые ребенок еще может плохо выговаривать
  2. У ребенка в лексиконе должен быть достаточный запас слов для того, чтобы он мог составить предложение из 5-7 слов.
  3. Ребенок должен уметь употреблять слова в единственном и множественном числе.
  4. Малыш должен уметь описывать какой-либо предмет, указывая на его качества.
  5. Умение вести диалог – еще одна из норм, характерных для детей данного возраста. При общении со взрослым речь его должна быть понятна, причем не только родителям, но и посторонним людям.
  6. Ребенок должен быстро называть свое имя, фамилию, возраст, имена родителей, клички животных, которые живут рядом.

Если ребенок не умеет делать чего-то из указанного выше, ему будет полезно посещать логопедические занятия. Они будут направлены на развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие воздушной струи и, конечно, коррекцию нарушения звукопроизношения.

В частных логопедических центрах консультации и занятия проводит логопед. При этом его работа стоит недешево. Но родители, у которых есть возможность заниматься дома со своим малышом, вполне смогут проводить это время с пользой. Тем более в домашней непринужденной обстановке ребенок чувствует себя более комфортно: нет излишнего напряжения от общения с незнакомым человеком.

Логопедические занятия дома

На помощь мамам приходит различная литература.

Одним из пособий, которым можно воспользоваться дома, является «Логопедические домашние задания для детей с ОНР для 5-7 лет» Теремковой Н.Э. Эти задания можно предлагать ребенку и не достигшему возраста 5 лет.

Предлагаем воспользоваться пособиями еще двух авторов – это Бардышева Т.Ю.и Моносова Е.Н. Они предлагают воспитателям и родителям большое количество пособий, предназначенных для развития детей с -х летнего возраста.

Для того чтобы домашние занятия были успешными, нужно соблюдать некоторые правила:

  • Все занятия необходимо проводить в игровой форме для того, чтобы ребенок был увлечен всем происходящим, а также не понимал истинного значения проводимых упражнений.
  • Занятия нужно ограничивать по времени. Для начала это 3-5 минут, затем доводить до 15-20.
  • Количество игровых занятий в день примерно 2-3, так материал быстрее усвоится.
  • Хвалите ребенка за каждый успех, поддерживайте добрыми словами. Не употребляйте слово «неправильно» - ребенок может замкнуться и больше не пойти на контакт.
  • Занятия лучше проводить в часы, когда ребенок не уставший. Лучшее время для этого - после завтрака и после дневного сна.
  • Когда разговариваете с ребенком, поворачивайтесь к нему лицом, четко произносите все звуки. Помните, вы – объект для подражания.
  • Если, выполняя задание, знакомитесь с теми или иными явлениями природы, необходимо делать это в то время, для которого эти явления характерны (зимой – изучение зимних явлений, летом – летних).

Этапы домашних занятий

Давайте уточним порядок действий при проведении занятий дома:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Гимнастика для органов артикуляции.
  • Игры на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику.
  • Развитие речи, пополнение словарного запаса.

Рассмотрим по порядку каждый этап занятий в домашних условиях.

Гимнастика для пальчиков

Известно, что между рукой человека и мозга имеется сильная взаимосвязь. Поэтому, выполняя мелкие движения рукой, мы тем самым тренируем зоны коры головного мозга. Ну а если эти движения сочетаются с речью, то пользы от таких упражнений будет намного больше.

Родители, занимаясь пальчиковой гимнастикой со своим малышом, должны не просто просить выполнить какие-либо действия, а разучивать и повторять с ребенком недлинные стишки, поговорки, песенки.

Варианты упражнений для пальчиков имеется огромное множество. В книжных магазинах можно встретить большое количество литературы с целыми комплексами упражнений на развитие моторики. Этими изданиями может воспользоваться любая мама.

В целом, можно выделить ряд движений, способствующих развитию мелкой моторики:

  • поглаживание одной ладонью другую;
  • массаж пальчиков одной руки другой рукой;
  • совмещение большого пальца руки с другими пальчиками;
  • совмещение друг с другом пальчиков двух ручек.

Огромную пользу несет игра с «волшебным мешочком», в который мама насыпает крупу. В каждом мешочке может быть как крупа одного вида, так и разного. Обычно используется гречневая крупа, горох, фасоль, рис.

Ребенка просят потрогать пальчиками мелкие и крупные включения. Еще один вариант использования крупы: просто перемешать в тарелочке разные виды и попросить малыша ее перебрать.

Основные упражнения показаны в этом видео:

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие амплитуды движений. Любой последующей постановке звуков предшествуют артикуляционные упражнения.

Упражнения делятся на динамические и статические. При выполнении первых язык, губы выполняют какие-либо упражнения, то есть постоянно двигаются. При выполнении вторых – органы артикуляции должны «занять» определенное положение и удерживать его на протяжении нескольких секунд. Такие упражнения сложнее даются малышу, важно научить ребенка делать это.

Различаются упражнения, которые можно делать всегда и всем малышам. Они просто способствуют развитию движений всех мышц аппарата.

Существуют упражнения, которые «подготавливают» те мышцы, необходимые при произнесении того звука, что ребенок плохо выговаривает.

Среди упражнений можно выделить следующие:

  • на развитие и укрепление мышц языка;
  • на развитие и укрепление мышц губ;
  • на развитие и укрепление мышц щек;

Вот некоторые из этих упражнений:

«Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.

«Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.

«Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя...».

«Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.

«Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.

«Часики - тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.

«Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).

«Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» - поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.

Выполнять упражнения лучше не просто по требованию. Заинтересуйте малыша. Предложите ему совершить путешествие в волшебную страну, где главный герой – язычок. Пофантазируйте вместе, и эти занятия принесут много пользы ребенку.

Не забывайте, все упражнения на развитие органов артикуляции необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен не только чувствовать, где находится язычок и что делают губки, но и видеть все это.

Основные упражнения показаны в следующих видео.

Развитие фонематического слуха

Так как ребенок осваивает речь не сам по себе, а воспринимая звуки от окружающих, необходимо, чтобы живущие рядом люди говорили правильно.

Помимо этого, окружающие люди на этапе развития речи ребенка могут оказать огромную роль в ее становлении. Многие занятия на развитие слуха основаны как раз на звукоподражании.

Рассмотрим, какие упражнения можно делать с малышом дома:

  • Угадать, какой предмет звенит. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть предметы, которые могут издавать звук. Показывает, как они звенят. Затем прячет за спиной предмет, издающий звук (барабан, ложка, бокал), и просит ребенка угадать, что звенит.
  • Угадай, где звук. Взрослый за спиной ребенка перемещается по комнате и звенит колокольчиком в разных местах. Ребенок должен рукой показать место, в котором он слышит звон.
  • Подражание звукам, которые издают животные. Для выполнения этого упражнения желательно использовать сюжетные и предметные картинки. Можно рассмотреть зверюшку, обсудить, как и где она обитает. И произнести звук, который она издает. (Лягушка, пчела, кошка и т.д.)
  • Подражание бытовым звукам. Упражнение основано на повторении звуков, которые мы слышим от разных предметов. (капает вода: КАП-КАП, едет поезд: ТУ-ТУ и т.д.)

Большую роль в развитии слуха и чувства ритма играют логоритмические упражнения. Это упражнения, в которых совмещается движение, речь и музыка. Этот вид занятий очень нравится ребенку. Взрослый показывает ребенку движения и произносит слова, все это делается под грамотно подобранную музыку. Главное в этом – заранее подготовиться. Ведь как занятие окажется интересным, если взрослый будет постоянно ошибаться в словах?..

Развитие речи

Работа по развитию речи ребенка включает два направления:

  1. Словарная работа, где ребенок уточняет представление об окружающем мире предметов и явлений, взаимоотношениях людей.
  2. Развитие грамматического строя языка – ребенок учится употреблять слова в правильной форме, грамотно составлять предложения.

Словарная работа решает следующие задачи:

  • уточнение понимания имеющихся в лексиконе ребенка слов;
  • обогащение лексикона новыми словами;
  • формирования навыков использования новых слов в самостоятельной речи.

Ребенок осваивает окружающий мир, и, чтобы эта работа была ему интересной и полезной, необходимо использовать строительные наборы, игрушки, детские книги, предметные и сюжетные картинки.

Хочется порекомендовать для использования на домашних занятиях по развитию речи демонстрационный материал, разработанный авторами Ольгой Громовой и Галиной Соломатиной. Он представлен картинками с четкими и яркими иллюстрациями, которые будут понятны и интересны детям.

Не забывайте, при работе с картинкой необходимо поставить вопрос правильно для того, чтобы малыш смог найти слова для обозначения качества предмета.

Важно понимать, что в речи данное слово может и не использоваться. С этой целью новые слова нужно повторять в сочетании с другими знакомыми словами. Например, при чтении стиха Сурикова «Зима» ребенку предлагают подумать, что еще можно назвать словом «пушистый»: котенка, полотенце. Повторяя его в сочетании со знакомыми словами, ребенок начинает использовать его в самостоятельной речи.

Материал, с которым будете работать, должен соответствовать возрасту ребенка. Для 4-летнего могут быть сказки «Курочка Ряба», «Колобок» и другие. Сказка побуждает сочувствие ко всему хорошему, она необходима как для развития речи, так и для нравственного воспитания.

Чтение сказок должно сопровождаться показом ярких иллюстраций. Хорошо подкрепить прочитанное красивым мультфильмом. Это углубит впечатление от сказки.

В возрасте пяти лет ребенку можно предлагать сравнивать признаки предметов, обобщать (овощи, фрукты), составлять предложения по опорным словам (девочка, лес, корзина). Закрепление материала происходит в дидактических играх, большую помощь в этом оказывают пословицы, скороговорки.

Вот примерный список тем, которые предлагаются ребенку: «Части тела человека», «Одежда», «Времена года», «Овощи, фрукты и ягоды», «Дом и его части», «Мебель», «Животные», «Транспорт» и другие.

Развитие грамматического строя речи происходит при обогащении и активизации словаря, формирования связной речи. Чаще всего у детей встречаются ошибки в изменении существительных по падежам и по числам (нет сапогов, карандашов, котёнки, гусенки). На эти трудности и нужно обращать внимание при проведении индивидуальных занятий с ребенком.

Вот некоторые виды упражнений, которые проводятся с ребенком: «Один – много» (рука-руки), «Что покажу?» (Цветы, лампу) «Кому – что? (косточку – собаке), «Кто чем питается?» (корова – травой), «Назови ласково» (кот – котик, кольцо – колечко), «Раздели слово на два» (самолет – сам летает), «Кто это и какой?» (яблоко круглое, сладкое), «Чья это часть?» (у лисы хвост – лисий хвост), «Вчера – сейчас» (вчера я ходила в парк, сейчас я играю с куклой) и другие.

Сегодня на полках магазинов можно встретить большое количество литературы, в которых подробно расписаны упражнения и занятия для развития связной речи малыша, которыми вполне можно пользоваться дома.

Не забывайте, ребенок растет и совсем скоро пойдет в первый класс. И от того, насколько будет сформирована его речь, зависит успешность обучения в школе. Период от 4 до 7 лет - наиболее благоприятный для развития и коррекции речи.

Уделите на этом этапе развития максимально много времени своему малышу и вы, тем самым заложите крепкий фундамент для будущих успехов ребенка.

Пример логопедического занятия вы можете увидеть в следующем видео.

Краткое описание

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи 1-2 уровня.
Занятие проводилось с ребенком возраста 4года 10 месяцев. Логопедическое заключение логопеда поликлиники «Моторная алалия». ОНР первый уровень, плюс ЗПР.
При поступлении в детский сад речь состояла из гласных звуков, слога «ГА», жестов и мимики (показ).
Цель занятия - развитие экспрессивной стороны речи. Для возникновения мотивации к речевому общению и поддержанию интереса использовались сюрпризные моменты.
На занятии решалось несколько задач. Первая часть занятия – развитие общеречевых навыков, была направлена на настрой ребенка, на работу и включение его в процесс занятия. Здесь ребенок выполнял знакомые действия с незнакомым материалом.
Основная часть занятия была направлена на развитие словаря и формирования фразы с простым дополнением.
За тем следовала физминутка и в задании использовался уже знакомый материал (сказка «Репка») на котором закреплялось умение договаривать предложение и отвечать на вопросы одним словом. Кроме сюрпризных моментов на занятии большое внимание уделялось двигательной активности, что помогло удерживать активное внимание ребенка на протяжении всего занятия.
Занятие заканчивается поощрением, что создает мотивацию и положительный настрой на следующее занятие.
Файл конспекта прилагается.

Описание

Авторы: Кабаченко Н.А.; Кабаченко Е.И
учителя-логопеды по инновационной работе, высшей квалификационной категории, ГБОУ д/с №2444, ГБОУ ЦО №1446, ГБОУ ЦПМСС"Открытый мир".
файл конспекта прилагается.

КОНСПЕКТ
индивидуального логопедического занятия для детей
с общим недоразвитием речи 1-2 уровня

Тема: «Развитие экспрессивной речи»
Занятие: «Жучкины задания»
Цель: Развитие Экспрессивной речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширение, уточнение и активизация словаря. Формирование умения составлять простое распространенное предложение. Закрепление умения договаривать предложение. Отвечать на вопросы одним словом. Закрепление правильного произнесения гласных звуков «Э», «У», «Ы» и звуковых рядов со звуком «П».

Коррекционно-развивающие задачи:
Активизация речевой деятельности. Развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, речевого слуха, фонематического слуха, зрительного внимания. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики. Воспитание плавного длительного выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков речевой деятельности.

Оборудование:
Сдувалочка: «Сдуй тучки».
Сюжетные динамические картинки: «Мишка идет», «Паровоз движется», «Самолет летит».
Слоговые дорожки (дорожка со следами).
Волшебный мешочек и набор картинок.
Деревянные фигурки; сказка «Репка».
Мягкая игрушка «Собака - Жучка»
Поощрение: картинки-раскраски с изображением героев сказки «Репка»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Развитие общеречевых навыков.
2. Знакомство с сюжетом и героями сказки «Репка»

Цели:

Задачи:







Оборудование:

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«ОВОЩИ»

С ДЕТЬМИ ОНР (1 уровень)

Цели:

Уточнить и расширить словарь по теме на экспрессивном уровне.

Задачи:


1.Введение в самостоятельную речь детей номинативного и предикативного словаря по теме в рамках их речевых возможностей.
2.Формирование понимания грамматических форм единственного и множественного числа существительных.
3. Формирование стереотипно-сопряженной фразы (существительное + прилагательное).
4.Формирование навыков понимания «один» - «много», «большой» - «маленький».
5. Формирование координированного дыхания, движений и речи, посредством речедвигательных упражнений.
6.Формирование общей моторики, развитие зрительного внимания и памяти.
7. Воспитывать желание подражать образцу речи взрослого.

Оборудование: натуральные овощи, муляжи овощей, дедушка – кукла бибабо, корзинка, предметные картинки.

Ход занятия

I.Организационный момент (стук в дверь) - Ребята в гости к нам пришел дедушка и принес большой мешок. Хотите узнать, что в мешке?

II.Основная часть
1. Логопед достает и показывает по одному овощу и спрашивает про каждый.
- Что это? (уточнить названия овощей.) (Это помидор. Это огурец. Это морковь. Это репа.Это капуста). Дети отвечают хором.
Логопед складывает содержимое мешка в корзинку и спрашивает:
- Что все это? Как назвать все, что принес нам дедушка? (Это овощи.) Давайте все вместе скажем (Овощи).
Л. Где растут овощи? (В огороде, на грядке, в теплице, в парнике).
Сейчас я вам расскажу, откуда появляются овощи в магазинах (показывает таблицу). Л. Где растут овощи? (овощи растут в огороде на грядках)
Л. Как собирают овощи? (срывают, срезают).
Л. Давайте расскажем дедушке, какие овощи мы знаем.

2. Упражнение

«Покажи и скажи»

(дети по одному поочередно выходят, берут любой овощ, называют его, логопед задает вопросы, ребенок отвечает с помощью логопеда).
Логопед. Аня подойди к столу и возьми в руки любой овощ. Какой у тебя овощ? (ребенок показывает остальным ребятам и называет «морковь»).
Логопед. Какая она? (Она длинная, красная, гладкая.)
Логопед. Где она растет?(в огороде, на грядке)
Логопед. Что это? (Показывает помидор.)
Логопед. Какой он? (Он круглый, красный, мягкий).

Логопед. Что это? (Показывает огурец.)
Логопед. Какой он? (Он зеленый, длинный, колючий).
Логопед. Где он растет?(в огороде, на грядке)
Логопед. Что это? (Показывает капусту)
Логопед. Какая она? (Она круглая, большая, белая)
Логопед. Что это? (Показывает репу).
Логопед. Какая она? (Она желтая, круглая, маленькая)
Логопед. Вы очень хорошо рассказали об овощах. Похлопайте себе!

3. Игра «Узнай овощ по описанию».

Л.А теперь ребята слушайте внимательно, я буду описывать овощи (поднимает тот ребенок овощ, который подходит по описанию, приносит и кладет его в корзину). Л. предлагает ребенку найти свой овощ из предложенных картинок и прикрепить его на доске.

4. Игра «Один-много»

(логопед называет овощ в единственном числе, затем предлагает ребенку назвать множественное число).
Л. Помидор один. Аня найди картинку, где нарисован помидор.
Л. Теперь помидор много. Это помидоры. Дети покажите где помидоры? (аналогично со всеми овощами).
огурец-огурцы.
помидор - помидоры.
репа - репы
морковь - моркови
капуста - капусты.

5. Физкультминутка.

В огороде мы гуляем, Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат помидоры,
Помидоры собираем.

Помидоры хороши -
Поглаживают свой живот.
Наедимся от души.
В огороде мы гуляем,
Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат огурцы.
Огурцы мы собираем.
Сжимают и разжимают пальчики.
Огурцы хороши -
Поглаживают свой живот.
Наедимся от души.
В огороде мы гуляем,
Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат морковь и репа.
Морковь, репу собираем.
Сжимают и разжимают пальчики.
Морковь, репа хороши -
Поглаживают свой живот.
Наедимся от души.

Показать детям корзину с овощами, задать вопрос: - Что мы собрали в огороде? (Мы собрали овощи.)

6. Л. Давайте еще раз расскажем дедушке про овощи, какие они (отработка стереотипной фразы сопряженная с прилагательным).
Морковка длинная, красная, гладкая
Огурец зеленый, длинный, колючий
Репа круглая, маленькая, желтая
Капуста круглая, большая, белая
Помидор круглый, красный, мягкий.

7. Д/и «Большой-маленький».
Л. Ребята овощи бывают большими, а бывают и маленькими. Л. начинает - ребенок продолжает.
Огурец – огурчик.
Капуста – капустка.
Помидор - помидорчик.
Морковь – морковочка.
Репа- репка

III.Итог занятия.
Молодцы ребята. Все старались и справились с заданиями.
Давайте еще раз вспомним, что принес нам дедушка в мешке (логопед показывает картинки, все хором повторяем их названия).
Домашнее задание. «Консервируем овощи»
(приложение)

Приложение

«Консервируем овощи»

Предварительная работа: родителям вырезать овощи.
Положите сверху на изображение одной банки большие овощи, а на другую маленькие. Расположите овощи так, чтобы они все вместились в банку. А теперь наклейте овощи на банки.


Последнее время у малышей часто проявляется недоразвитие речи. Оно может проходить по-разному и в различных стадиях. В любом случае, необходима коррекционная работа с детьми, которая заключается в индивидуальной и групповой работе с детьми. Одной из самых опасных стадий является ОНР 2 уровня. Как распознать у ребенка это заболевание?

Симптомы

1 и 2 степени ОНР считаются самыми тяжелыми. В целом нарушения речи проявляются в несогласованности слов, порой отсутствию звуков и смыслов речи. Впоследствии недостатки устной речи будут проявляться в дисграфии и дислексии в школе.

Недоразвитие речи 2 степени проявляется следующими симптомами:

  • жесты, лепет;
  • порой появляются простые предложения;
  • бедность словаря, причем слова, которые знает ребенок, очень похожи по смыслу;
  • трудности с согласованностью речи, часто отсутствуют множественное число, падежи;
  • звукопроизношение искажено, ребенок подменивает звуки, нечетко их произносит.

Что может ребенок, у которого диагностируется недоразвитие речи 2 степени?

  • произносит простые слова, похожие по смыслу (муха жук, насекомые; туфи туфли, кеды, сапоги и др.), т.е. одним словом объединяются несколько понятий;
  • с трудом называет части тела, предметов, посуду, слова с уменьшительно-ласкательным значением (чаще всего такие слова отсутствуют или присутствуют в ограниченном количестве);
  • с трудом определяет признаки предмета (из чего сделан, цвет, вкус, запах);
  • составляет рассказ или пересказывает только после наводящих вопросов взрослого;
  • высказывания мало понятны, звуки искажены.

Характеристика ОНР заставляет задуматься о том, почему возникают такие нарушения. Причины, как правило, лежат в физиологической сфере и не всегда зависят от матери или ее ребенка:

  • гипоксия во время беременности или родов;
  • асфиксия;
  • конфликт резусов;
  • травмы головы.

Коррекционная работа, предстоящая логопеду и родителям малыша, очень кропотливая. Предстоит практически с нуля формировать речь по образцу. Как проводятся коррекционные занятия?

Работа с логопедом

Если к 3-4 годам речь у ребенка не формируется, необходимо посетить логопеда и невропатолога. Диагностика и характеристика ОНР проводится несколькими специалистами.

Невропатолог поможет определить причину. Если нужно лечение или дополнительная витаминизация, врач назначит препараты для стимуляции речевых центров и нервной системы в целом. Чтобы определить, какие препараты могут понадобиться малышу, необходимо будет сделать МРТ головного мозга. Однако такой анализ требуется не всегда. Порой невропатологу после беседы с мамой бывает вполне ясно, почему речь не развивается, и как можно помочь ребенку и его семье справиться с недугом.

После визита к невропатологу необходима консультация в логопедом. Если есть возможность, занятия стоит продолжать индивидуально или в специальных группах по коррекции речи. Чем будет заниматься педагог с малышом?

Общее направление будет состоять в развитии активности речи и ее понимания, формировании фраз, звукопроизношения, уточнения, как произносятся слова, употреблении лексико-грамматических форм.

Логопеду может потребоваться помощь семьи, ведь нескольких занятий в неделю может быть недостаточно для формирования речи. Логопед может продемонстрировать маме направление работы в семейном кругу. Например, для коррекции звукопроизношения нужно будет постоянно просить ребенка произнести слово нараспев, при этом все в доме должны говорить так же.

Если говорить более подробно, коррекционная работа будет состоять в следующих упражнениях:

  • Произнесение труднопроизносимых слов нараспев, протяжно, чтобы ребенок слышал все звуки и мог их повторить. Желательно, чтобы все в окружении малыша, а не только на занятиях, разговаривали именно в такой манере. Это позволит ребенку лучше улавливать звуковой состав слов.
  • Изучение слов по тематическим группам на основе изображений. Например, логопед показывает ребенку картинки домашних животных и четко их называет, заставляя малыша повторять названия. Так ребенок постепенно начинает систематизировать явления и предметы окружающего мира.
  • Сравнение одинаковых грамматических форм разных слов, принадлежащих одной части речи. Например, мы катались: на санках, на машине, на горке и т.д.
  • То же самое производится с формами глаголов: Коля писал - Коля пишет - Коля напишет.
  • Отработка изменений существительных по числам. Педагог показывает изображения предметов в единственном и множественном числах, называет их и просит малыша показать.
  • Отдельно проводится работа с предлогами. Логопед подставляет их в похожие по строению фразы, например: идет в лес, в гости, в гору и т.д.
  • Работа по различению звонких и глухих звуков, различению их в речи.
  • Определение звука в слове на слух для развития фонематического слуха.

Лучше всего, если занятия с детьми, имеющими недоразвитие речи 2 степени, будут проходить индивидуально с логопедом. О не стоит отказывать малышам в общении с другими детьми, которое для них чрезвычайно важно. В этом общении будет формироваться речь, стремление построить фразу и донести информацию другим детям.

Известно, что ребенок совершенно по-разному общается со взрослыми и со своими сверстниками. С последними он ощущает себя свободнее, у него совпадают с ними интересы. Если ваш малыш с ОНР не посещает детский сад, причина неразвитости речи может крыться в том числе в недостатке общения. Постарайтесь записать ребенка в группу развития, детский клуб, где стараются всесторонне развивать детей. Здесь появится круг общения, а художественное восприятие мира, песни, физические нагрузки создадут оптимальную среду для совершенствования речи.

Прогноз

Спрогнозировать, как пойдет развитие речи у малыша, очень сложно. Многое зависит от степени развития болезни и причины, которая ее спровоцировала.

Начинать работу надо как можно раньше. Уже в три года, если малыш не говорит, или произносит нечленораздельные звуки, родителям должно быть ясно, что надо отправляться на прием к невропатологу. Без конкретного диагноза и медикаментозного лечения даже интенсивные занятия с логопедом могут быть бессильными.

Если все необходимые меры приняты, и ОНР не запущено, есть надежда, ребенок начнет говорить. Однако дальнейшее его обучение в массовой школе становится невозможным. Родителям придется либо обучать его на дому, либо отдавать в специализированное учебное заведение для деток с проблемами речи.

Многое зависит от темперамента и общительности малыша. Во многом они определяют, насколько он приживется в школьном коллективе, найдет общий язык со сверстниками, как к нему будут относиться учителя.

Коррекционная работа с детьми, имеющими недоразвитие речи 2 степени, должна производиться исключительно специалистом. Родителям не нужно вмешиваться в процесс или пытаться решить проблему самостоятельно. Тем более страшно пускать проблем на самотек. Малышу необходима квалифицированная помощь, иначе в будущем у него будут проблемы с контактами.

КОНСПЕКТ

индивидуального занятия по развитию речи

с ребенком с системным недоразвитием речи первого уровня

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи 1-2 уровня

Тема: «Развитие экспрессивной речи»

Занятие: «Жучкины задания»

Цель: Развитие Экспрессивной речи

Коррекционно-образовательные задачи:

Расширение, уточнение и активизация словаря. Формирование умения составлять простое распространенное предложение. Закрепление умения договаривать предложение. Отвечать на вопросы одним словом. Закрепление правильного произнесения гласных звуков «Э», «У», «Ы» и звуковых рядов со звуком «П».

Коррекционно-развивающие задачи:

Активизация речевой деятельности. Развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, речевого слуха, фонематического слуха, зрительного внимания. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики. Воспитание плавного длительного выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков речевой деятельности.

Оборудование:

    Сдувалочка: «Сдуй тучки».

    Сюжетные динамические картинки: «Мишка идет», «Паровоз движется», «Самолет летит».

    Слоговые дорожки (дорожка со следами).

    Волшебный мешочек и набор картинок.

    Деревянные фигурки; сказка «Репка».

    Мягкая игрушка «Собака - Жучка»

    Поощрение: картинки-раскраски с изображением героев сказки «Репка»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Развитие общеречевых навыков.

2. Знакомство с сюжетом и героями сказки «Репка»

ХОД ЗАНЯТИЯ

пп

Порядок проведения занятия

Оборудование

I . Организационный момент.

Логопед: Посмотри, кто к нам пришел? Это собака – Жучка. Поздоровайся с Жучкой.

Ребенок: Здоровается

Логопед: Жучка нам что-то принесла!

Мягкая игрушка Собака - Жучка

II . Развитие плавного длительного выдоха

Логопед: Давай посмотрим. Это солнышко! Спасибо Жучка. Повтори

Ребенок: Повторяет

Сдувалочка «Сдуй тучки»

Логопед: Солнышко закрыли тучки. Оно не может светит. Помоги солнышку, сдуй тучки.

Ребенок: Сдувает по очереди три тучки

Логопед: Молодец, солнышко снова светит и улыбается. Покажи, как солнышко улыбается.

Ребенок: Показывает

III . Закрепление произношения гласных звуков «Э», «Ы», «У»

Логопед: Жучка нам еще что-то принесла. Смотри, кто это.

Ребенок: Мишка

«Мишка идет»,

Логопед: Мишка идет и поет песенку: «Э-Э-Э». Повтори

Ребенок: «э-э-э».

Логопед: Как мишка громко поет?

Ребенок: «Э-Э-Э».

Логопед: Как мишка тихо поет?

Ребенок: «э-э-э».

То-же с картинками:

Самолет летит «Ы-Ы-Ы»

Паровоз движется «У-У-У»

Сюжетные динамические картинки:

«Самолет летит»,

«Паровоз движется»,

IV . Слоговые дорожки. Закрепление правильного произношения слогов со звуком «П».

Логопед: А теперь давай походим по волшебной дорожке. Разверни её.

Ребенок: разворачивает дорожку

Координирующая дорожка (коврик со следами)

Логопед: Наступай на следы и произноси: «па-па-па»

Ребенок: идет по дорожке и произносит: «ПА-ПА-ПА»

То же со слогами «ПУ», «ПО», «ПЫ»

V . Пополнение и активизация словаря (односложные слова с закрытым слогом)

Логопед: Жучка нам принесла мешочек. В нем что-то лежит. Достань.

Ребенок: Достает и выкладывает на столе картинки

Волшебный мешочек и набор картинок: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед

Логопед: Называет картинки. Затем предлагает: покажи где: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед.

Ребенок: Показывает

Логопед: Показывает по очереди картинки и спрашивает: «Что это?»

Ребенок: Называет

VI .Формирование фразы с прямым дополнением

Логопед: Я хочу мяч. Дай мне мяч.

Ребенок: На мяч.

Набор картинок: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед

Логопед: Теперь ты попроси у меня мяч.

Ребенок: Я хочу мяч. Дай мне мяч.

Так обговаривается каждая картинка

VII . Физминутка

Логопед: Мы играем на гармошке. Громко хлопаем в ладошки. Головой слегка качая, кверху руки поднимаем. Наши ножки тот, топ. Наши ручки хлоп, хлоп. Вниз ладошки опускаем, отдыхаем, отдыхаем.

Ребенок: выполняет упражнение

VIII . Закрепление умения договаривать предложение и отвечать на вопросы

Логопед: Давай расскажем Жучке сказку. Посмотри какая сказка спрятались в крупе:

Ребенок: Достает из миски с крупой предметы и выкладывает их на столе.

Деревянные фигурки; сказка «Репка» (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка и репка).

Логопед: Кто это?

Ребенок: дед, баба и т.д. и т.п.

Логопед : Все достал? Какая это сказка?

Ребенок: Репка

Логопед: Ну что, начнем? Посадил дед…что?

Ребенок: репку

Логопед: Выросла репка Какая?...

Ребенок: большая пребольшая (показывает)

Логопед: С тал дед тянуть...Что?

Ребенок: репку

Логопед: Тянет- потянет – тянет потянет (совместный показ), а вытянуть ….

Ребенок: Не может

Логопед: Позвал тогда дед кого? (показ)

Ребенок: бабку

И тд. по тексту до конца сказки

Логопед: Кто посадил репку?

Ребенок: дед

Логопед: Кто помогал деду тянуть репку? (показ)

Ребенок: Баба, Маша, собака, кошка, мышка

Логопед: Молодец!

IX . Заключительная часть

Логопед: Кто к нам сегодня приходил в гости?

Ребенок: Жучка

Логопед: Что нам жучка принесла? (показ)

Ребенок: отвечает, логопед помогает (солнышко, мишку, паровозик, самолет, мешочек)

Логопед: тебе понравились Жучкины задания?

Ребенок: Да.

Логопед: Какую сказку мы рассказали Жучке?

Ребенок: Репк а

Логопед: Жучка! Тебе понравилась наша сказка?

Жучка: Очень понравилась. Спасибо.

X . Поощрение

Логопед: Ты хорошо сегодня позанимался и Жучка дарит тебе картинки. Дома обязательно расскажи эту сказку маме.

картинки с изображением героев сказки «Репка»

Логопед: А теперь мы пойдем с тобой в группу. Скажи всем до свидания.

Ребенок: До свидания.