Пол        29.01.2024   

Как организовать литературные чтения. Экологический литературный вечер «И живет Земля в надежде… Как провести литературный вечер сценарий

Литературные чтения сложно назвать популярным времяпрепровождением для современного человека. Но они по-прежнему востребованы, как и аренда туалетных кабин , когда есть желание познакомиться с новым автором, побывать на презентации новой книги или просто провести тематический вечер с друзьями, делясь открытиями и впечатлениями от прочитанных книг. Литературные чтения можно регулярно проводить в кругу семьи, приобщая к чтению и обсуждению детей.

Для того чтобы литературный вечер прошел успешно и вдохновил посетителей на творческую беседу, нужно заранее выбрать место, где эта встреча будет проходить. Если погода позволяет, можно выехать на природу. Берег озера, лесная поляна, встреча в живописном месте сразу приобщит участников к прекрасному. Но чтобы первозданная красота природных уголков так и осталась нетронутой, может понадобиться предварительная подготовка места встречи: устройство навесных шатров на случай непогоды, организация чаепития.

В любое время года можно зарезервировать зал в уютном кафе, арендовать конференц-зал общественной или культурной организации. Важно, чтобы оформление помещения гармонировало с тематикой литературных чтений, уместным будет наличие художественных произведений, музыкального сопровождения, желательно с живой музыкой.

Мероприятие может быть организовано в виде дискуссии между несколькими авторами, работающими в различных направлениях или принадлежащими к разным возрастным группам. Также может быть проведен литературный вечер, посвященный памяти какого-либо автора. Это событие потребует участия ведущего, организатора, в нем могут быть задействованы аудио- и видеоэкспонаты, материалы из музейного или библиотечного фонда. Интересна будет встреча писателей-блоггеров, которые известны своим поклонникам только в виртуальном пространстве. Возможность живого общения может оказаться привлекательной для читателей. Какой бы ни был выбран формат для обсуждения литературы, можно всегда рассчитывать на его успех и популярность, так как читающих людей много и интерес к литературе вряд ли когда-нибудь угаснет.


Теплые летние вечера остались позади. Чем же можно заняться в холодный вечер? Телевизор, компьютерные игры, кроссворды – все это избито и неоригинально. А как вам такая идея: провести литературный вечер ? Это может быть как семейное мероприятие, так и чудесное времяпрепровождение с друзьями.

  1. Арт-кафе «Bibliotech». Книжный ассортимент насчитывает около 2000 книг. Также вы можете воспользоваться услугой буккроссинга – обменять ту или иную книгу на свою.

Адрес: улица Саксаганского, 120

Время работы: с 10:00 до 23:00 (в выходные с 10:00 до 24:00)

  1. Литературное кафе «Имбирь» с огромным выбором книг различных жанров. Здесь вы найдете книги по эзотерике, психологии, йоге и многим другим темам.

Адрес: улица Жилянская, 7

Время работы: с 08:00 до 22:00

  1. Кнайп-клуб «Купидон». «Последний приют украинской интеллигенции» – так позиционируют заведение его владельцы.

Адрес: улица Пушкинская, 1-3/5 (в подвале)

Время работы: с 10:00 до 23:00

  1. Клуб «Культ Ра». Здесь вы найдете эксклюзивные издания по родной истории, мифологии и вере, украинскую классику и произведения современных авторов, таких как: Мария Матиос, Валерий Шевчук, Оксана Пахлевская, Иван Дзюба, Лина Костенко, Владимир Рутковский.

Адрес: улица Владимирская, 3

Время работы: с 10:00 до 23:00

Если вариант литературного вечера в определенном заведении вам не по душе, ничего не мешает провести его у себя дома. В этом даже есть свои плюсы: не нужно никуда идти, и это сэкономит ваш бюджет. Важно лишь желание и энтузиазм участников мероприятия.

Что для этого нужно? Прежде всего, определиться с тематикой . Вы можете взять произведения какого-то одного или нескольких авторов, произведения определенной эпохи, поэзию, сказки, новеллы, юмористические рассказы. Все это зависит от ваших литературных вкусов и предпочтений.

Определившись с тематикой вечера, стоит составить его программу (сценарий) : порядок произведений и очередность выступающих. Важно, чтобы в чтениях, декламациях, обсуждениях был вовлечен каждый участник литературного вечера .

Хорошим дополнением к литературному вечеру может послужить световое оформление (приглушенный свет, зажженные свечи) и музыкальное сопровождение. Это придаст вечеру приятную и нужную атмосферу и усилит эмоциональное восприятие. Музыка также заполнит паузы между выступлениями.

Такой необычный досуг, несомненно, повышает интерес к литературе, усиливает любовь и уважение к ней, развивает навыки ораторского искусства, тренирует умение высказывать свои мысли. У детей способствует формированию правильных понятий о литературе, расширяет представления о ней, духовно обогащает.

Дата добавления: 2012-06-12

Литературная гостиная заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.

Мы (я и мои ученики) попытались вернуть исконное понимание термина “литературная гостиная”, оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка в социализации, самовыражении и самосовершенствовании. При изучении курса классической литературы XVIII – XIX веков в старших классах возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений. Подросткам (в силу их возрастных особенностей и свойственного им максимализма) кажется «невероятно устаревшим» весь спектр проблем, поставленных этой литературой, а тянутся они ко всему новому, модному, авангардному, и мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их в современный творческий процесс.

Таким образом, наша литературная гостиная приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями, композиторами и художниками) происходит не заочно, а в форме «живого диалога», где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, писатель, художник, и ученик. Здесь возможен разговор «на равных», а значит, и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика.

Литературная гостиная - содружество трех муз: Поэзии, Музыки, Театра. Наша стихия - область Прекрасного. Это воздух, которым мы дышим. Значит, гостиная - это форма постижения эстетики. Причем и сама форма должна быть эстетичной. "В красоте нужно жить, чтобы узнать ее", - писал Н. Бердяев. Отсюда одна из главных наших задач: создать атмосферу Прекрасного, атмосферу общения с искусством, чтобы каждый из нас ощутил особый эмоциональный настрой "на самый высший лад" - лирический. Как мы это делаем?

Важно, что эстетика гостиной создается самими учащимися. В ходе обсуждения приходим к общим выводам: как оптимально выстроить сценическое пространство, какое необходимо освещение, декорации, музыкальное оформление, костюмы, прически; как гармонично скомпоновать сценарий, каково видение мизансцен...

Таким образом, первый и важный компонент нашей работы - эстетический. Результатом является формирование эстетического вкуса, чутья, эстетических взглядов, в перспективе - эстетического мировоззрения.

Не отделим от эстетического компонента нравственный. Весь "литературный материал", который дети "пропускают через себя", нравственно-ориентирован (на высшие человеческие ценности), то есть, осваивая его, подросток одновременно осваивает такие понятия, как совесть, благородство, достоинство, сострадание, честь, любовь, подвиг, самоотверженность и др. Таким образом, приобретается опыт сопричастности, сочувствования, опыт переживания сильных эмоций вместе с героем. Благодаря этому развивается эмоциональная сфера личности.

Нравственное и эстетическое воплощается в слове. Главный нерв нашей работы, ее стержень - общение с поэтическим словом.

В подготовке гостиной можно выделить следующие этапы работы:

  • Отбор, обсуждение и систематизация литературного материала, знакомство с разнообразными источниками.
  • Осмысление "генеральной идеи" поэтического спектакля.
  • Выстраивание композиции и подготовка сценария.
  • Подготовка музыкального оформления.
  • Детальное выстраивание ключевых и второстепенных мизансцен.
  • Анализ лирических стихотворений.
  • Работа над выразительностью чтения.
  • Работа над сценическим движением, репетиции отдельных сцен.
  • Подбор декораций и костюмов.
  • Оформление рекламы (пригласительных билетов, объявлений, афиш).
  • Момент творчества. Чтение детьми своих стихов, сочинение "буриме", сочинение "общего" стихотворения, где строчка за строчкой, рифма за рифмой все участники пытаются выразить свои чувства с помощью поэтической миниатюры, муэыкальное исполнение стихов песен, романсов, участие в спектаклях и сценках.
  • Рефлексия. Традиционное заключение, когда с зажженной свечой по кругу участники и зрители делятся впечатлениями.

Не берусь судить строго своих воспитанников, но чтобы "вжиться" в литературный материал, прочувствовать его, необходима непрерывно действующая форма речевой практики. Среди результатов и эффектов прохождения речевой практики можно выделить следующие:

  • формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;
  • развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;
  • освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;
  • приобретение опыта публичного выступления;
  • расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил.

Таким образом, данная речевая практика направлена на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной сферы личности. Литературно-музыкальная гостиная не только дает возможность повысить языковую и речевую компетенцию учащихся, но и выступает как человекоформирующий фактор.

Литературная гостиная - это и приобщение к творчеству и миру великих поэтов, и воспитание искусством, и нравственное воспитание, и воспитание культуры поведения, и возможность в полной мере осуществить принципы педагогики сотрудничества. Таким образом, литературная гостиная - любимое общее дело, нужное всем, способствующее гуманизации и гуманитаризации образования. Именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовность его жить в новом мире, учит современным формам общения.

Где, как не в школе, может человек получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. И мы, учителя-филологи, можем дать достойный, практический ответ на этот вопрос, при органичном сочетании урочных и внеклассных занятий, сделав доброй традицией проведение в школе литературных гостиных.

Развитие человека – это движение от знания слова к умению владеть словом. И этому, безусловно, способствуют уроки русского языка и литературы. Свою задачу, как учителя словесности, я вижу не только в том, чтобы научить грамотно писать, читать, не только в том, чтобы вести своих учеников по маршрутам учебных программ, а помочь увидеть, почувствовать и сделать своим достоянием поразительное разнообразие родного языка, его богатство, его поэзию. Я убеждена, что именно это формирует душу, чуткость к доброте и красоте.

Мои дети с удовольствием участвуют в различных творческих конкурсах, пробуя своё перо в написании стихотворений, сказок, сочинений, занимая призовые места в районе и области. За годы работы с детьми у меня, как у учителя, накопилось немало поэтических «откровений» детей. Вот и появилась мысль о выпуске альбома со стихотворениями учащихся. Название пришло само собой: «Творческий полет». В настоящее время выпущено три сборника со стихами авторов разных лет. Это своеобразные литературные альманахи. О степени духовного и общеобразовательного роста моих учащихся говорит целый ряд фактов. Многие ребята имеют отличные и хорошие оценки, выросла речевая культура детей, они могут радовать нас, преподавателей словесности, самобытными наблюдениями и находками как на внеклассных занятиях, так и на уроках. Темы, связанные с поэзией, стали детям ближе и интереснее, когда они проводятся через такую форму работы, как литературные гостиные. Ценным является то, что работа в «Литературной гостиной» развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к родному слову.

Неформальная обстановка, облик свечей, негромко звучащая музыка настраивает ребят на восприятие поэтических строчек, оставляя в их душах неизгладимый след. И пусть сотрутся со временем строчки стихов, но эмоциональное восприятие от встречи с Прекрасным останется на всю жизнь.

Художественная литература - неотъемлемый помощник в воспитании детей и подростков. Книги не только развивают воображение и память, но и учат детей дружить, любить, сопереживать, приобретать уверенность в себе и своих силах, творчески и с юмором подходить к решению сложных задач. Любовь к литературе с самого детства приходит в том числе с помощью литературной гостиной.

В общих словах о самом главном

Термин «литературная гостиная» уходит корнями глубоко в 19-й век, известный своим «золотым» авторским составом. В строгом смысле это творческое мероприятие для нескольких (иногда нескольких десятков) человек, объединенное общей темой и литературной задачей. Литературная гостиная обязательно опирается на заранее приготовленный сценарий, согласно которому участники собираются и читают стихи, обсуждают произведение, беседуют с приглашенным автором, поют, организуют театральные постановки.

Этапы литературной гостиной

  1. Выбор главной идеи вечера.
  2. Выбор ведущего, сценариста, декоратора, музыкального оператора и других ответственных лиц.
  3. Разработка сценария, идеи по декорациям и музыкальному оформлению.
  4. Сбор, составление, систематизация и выдача литературного контента участникам, подбор музыкального сопровождения и разработка декораций.
  5. Репетиции и обсуждения.
  6. Проведение литературного вечера и наслаждение процессом.

Цели и задачи

Главной идеей литературной гостиной является создание позитивного творческого пространства для реализации общего дела, для общения, развития. В данном случае можно выделить три главные цели: коммуникативную, когнитивную и морально-этическую.

Коммуникативная цель

Главная задача любого сценария литературной гостиной - это самовыражение, открытие талантов в мире творчества, укрепление самооценки и социализация школьника.

Сегодня ситуация с коммуникацией между детьми близка к критической. Дети общаются по большей части в интернете, который функционирует по своим законам, отличным от законов здорового гражданского общества. Литературные вечера способствуют развитию в ребенке не только поэта, но и гражданина. Речь идет о том, что ребенок учится не только выражать собственное мнение наиболее грамотно и корректно, но и уважать мнение собеседника, слушать и пытаться понять.

Когнитивная задача

Литературные вечера развивают память и воображение. Дети учатся рассказывать стихи, исполнять песни и выражать свою мысль не так, будто они на эшафоте, но креативно, свободно и легко. Это в будущем поможет им стать грамотными и конкурентоспособными профессионалами своего дела.

Морально-этическая идея

Любовь к художественной литературе и искусству, может, и не самое главное в жизни, но она развивает в человеке самодисциплину, критическое мышление, способность сосредоточиться на одном деле, грамотность письменной и устной речи. Это еще одна задача литературной гостиной, которая уже нацелена на развитие души и совести ребенка, его моральных и духовных идеалов.

Немного о сценариях и декорациях

Как и любой вид искусства и творчества, литературная гостиная требует тщательной и продуманной подготовки. Речь идет в первую очередь о сценарии литературной гостиной. Под сценарием подразумевается главная мысль и идея мероприятия, объединяющая контент, декорации, участников, музыку, раздаточный материал и приглашенных авторов.

Сценарий литературной гостиной ко Дню Победы

Звучит музыка военных лет («Журавли» на стихи минута молчания и памяти погибшим.

Пожалуй, нет ни одной темы так близкой сердцу и так знакомой русскому человеку, как Великая Отечественная война. Носители русской культуры с молоком матери впитывают скорбь, боль и беспрецедентную утрату. В наше время очень важно чаще напоминать детям, что война - это не онлайн-баталии и не новости по телевизору, а реальные человеческие жертвы, смерти матерей и детей, братьев и сестер, тех, кто жил рядом и в сердце. Поэзия Булата Окуджавы, Константина Симонова, дневник дневник в письмах Анны Франк - бессмертные памятники войны, на которых строится сценарий литературной гостиной к 9 Мая. Все по очереди читают выученные стихи, звучит заранее подготовленная музыка. Приглашенным ветеранам преподносят цветы и подарки. Тут уместны слезы и эмоции, в зале царит трогательная искренняя атмосфера.

Такой вечер можно проводить на протяжении всего школьного обучения, начиная с 1-го класса и до выпускников. Еще более интересно - объединять на вечере школьников всех возрастов. Сценарий литературной гостиной "война" - это непреходящая тема для школьников хотя бы потому, что дети должны понимать весь ужас этого явления, чтобы в будущем любыми способами предотвращать его.

Сценарий литературной гостиной: юбилей

Данный сценарий подходит для дней рождений преподавателей, любимых поэтов и писателей, композиторов и предполагает полный простор для творчества. Юбилей может быть как Некрасова, так и отмены крепостного права, а потому придумать общий сценарий невозможно. Рассмотрим в качестве примера юбилей классного руководителя.

В данном случае литературный вечер станет прекрасным подарком к торжественному поводу. Декорациями станут фотографии учителя в его молодые годы и сейчас. Для этого можно связаться с родственниками (которые также могут выступить как гости гостиной). Участники мероприятия учат стихи, сочиняют собственные произведения, разучивают песни и подготавливают открытки любимому учителю. Можно также испечь сладости и принести фрукты, ведь это не просто вечер, а праздник!

Данное мероприятие может носить как юмористический, так и лирический характер (тут надо исходить из особенностей личности юбиляра).

Сценарий литературной гостиной "Любовь"

Вечная, всепоглощающая, незыблемая, всепрощающая, милосердная, сжигающая, всесильная, она главная движущая сила в жизни. Неиссякаемая энергия или трагедия. Любовный сценарий проведения литературной гостиной будет уместен всегда: для младших классов - это первое знакомство с темой, для старших - разговоры о насущном.

Каждый любовный сценарий предполагает некую игру. В данном случае можно устроить поэтический вечер, но куда интереснее превратить этот вечер в дискуссионный клуб, когда каждый ребенок сможет описать, что такое любовь в прозе, сатире или стихах. Приветствоваться должны любые мнения, начиная от любителей химиии и нигилистов и заканчивая лирическими и душевными откровениями.

Данный сценарий прекрасно сочетается с религиозной и духовно-просветительской тематиками. Именно тут уместно будет поговорить о Боге и о любви как высшей жизненной энергии, объединяющей всех нас.

На входе в аудиторию можно поставить коробку для «валентинок» и открыток. Декорациями станут фотографии влюбленных из фильмов, воздушные шары и романтичная музыка.

Так же интересно обсудить тему любовных писем и переписок, начиная от письма Татьяны Онегину и заканчивая современными онлайн-признаниями.

Тема любви должна преподноситься либо просто и понятно, либо никак, чтоб не напугать детей.

Сценарий детской литературной гостиной

Дети - это энергия в чистом виде, заставить их сидеть на месте хотя бы полчаса - задача не из легких. А потому такой сценарий должен предполагать активность и игровую форму. Как правило, детская литературная гостиная представляет собой театральную постановку. Самый логичный и непреходящий сценарий детской литературной гостиной - это вечер поэзии Агнии Барто.

Конечно, этот формат мероприятия будет сильно отличаться от других сценариев, но его ресурсность и потенциал очень высоки. Подготовка декораций станет не менее увлекательным мероприятием, чем сам вечер. Каждый ребенок рисует иллюстрацию к своему стихотворению, которое он выучит и будет декламировать на вечере. Далее иллюстрации развешиваются по стенам и красиво подсвечиваются. В зале раскладываются игрушки зверей из стихотворений ребят. Так, к примеру, малышу, рассказавшему «зайку бросила хозяйка…», по завершении выступления и после получения оваций ведущий вручает большого красивого плюшевого зайку!

Такое мероприятие станет источником позитива не только для детей, но и для взрослых. Главное, помнить, что дети быстро утомляются и теряют интерес. А потому лучше делать такие мероприятия непродолжительными, но часто и систематично.

Вечер творчества Евтушенко: литературная гостиная, сценарий

Как говорил Николай Бердяев: «В красоте нужно жить, чтоб узнать её». Поэзия, несомненно, является частью эстетического мира и исторического наследия. Разве можно представить нашу жизнь без лирики? Вариантов проведения множество. Рассмотрим в качестве примера ситуацию, когда литературная гостиная посвященна поэзии

Данное мероприятие, как и литературная гостиная по сценарию к 9 Мая, всегда будет отличаться искренность и простотой, так как Евтушенко - народный всеми любимый поэт, а помимо этого, наш современник.

На подготовительном этапе хорошо разделить задачи, кто будет готовить интересный рассказ об авторе, кто подберет песни на его стихи, кто подготовит медиапрезентацию с его выступлениями. После этого всем остальным участникам раздаются стихотворения. Интересно не просто послушать стихи Евтушенко, но и услышать мнение школьников по каждому из них, обсудить тему и основную лирическую мысль.

Декорации к такому вечеру - это фотографии поэтов, видео с его выступлений, лучшие и самые яркие высказывания поэта.

Музыкальный вечер стал излюбленным мероприятием школ, объединяющим школьников всех возрастов. Литературно-музыкальный вечер не должен состоять строго из одних песен на стихи известных авторов, хотя им отводится тут особое внимание. В гостиной есть место танцам и игре на музыкальных инструментах.

Декорациями станут фотографии известных композиторов, музыкальные инструменты, ноты. Можно расставить столы в зале, чтобы получился музыкальный салон. Учителя в таком салоне могут выступать в роли обслуживающего персонала (официанты, администраторы, дворецкие), а школьники - в роли гостей, пришедших в салон.

Сам сценарий может предполагать, к примеру, водевиль или мюзикл. Не исключено также наличие ведущих.

Если ребенок стесняется петь, то для него есть альтернатива в виде стихов под музыку, что также очень утонченно и изысканно. Такой вечер может быть объединен какой-то тематикой, к примеру песни военных лет, юбилей композитора или поэта, мюзикл "Кошки". Или быть просто посвящен музыке как величайшему искусству.

Юмористическая литературная гостиная

Stand-up, Comedy club и КВН имеют высокие рейтинги на телевидении за счет внимания и любви взрослых и детей. Простота исполнения, искренность и честность стэндаперов подкупает. Если девочки куда проще согласятся на поэтический или музыкальный вечер, то мальчишек придется вынуждать. А зачем? Ведь можно пойти детям навстречу и начать прививать им любовь к самовыражению и правильной сценической речи с помощью того, что им нравится.

Каждый школьник выбирает тему, на которую хочет выступить с юмористическим монологом, и пишет его. Как известно, в театральном мире юмор - самый сложный жанр, будь то шутки, сатира, ирония, сарказм, шарж. Поэтому подготовительным этапом должны стать лекции учителей на тему юмора и инструментов юмора. Каждый монолог корректируется и редактируется школьником вместе с учителем. Для вечера stand-up не нужны специальные декорации, они только будут отвлекать. Тут главное - человек и его душевная искренняя история. Такие вечера понравятся детям и их родителям, станут прекрасным поводом для общения и самопознания. Это очень современно и модно, поможет оставаться школе в тренде быстро меняющегося мира, сохраняя

"А напоследок я скажу..."

Каким бы ни был сценарий литературной гостиной, главная и ведущая её цель - помочь ребенку реализоваться, открыть своего внутреннего художника, научиться уважительно общаться с окружающими и гармонично чувствовать себя в мире людей. Это прекрасный тандем не только учителя и ученика, но и ребенка и музыки, поэзии, прозы, искусства и творчества. Такой вид художественной ориентации поможет исправить ситуацию с закомплексованностью современной молодёжи и вернуть России статус самой читающей нации.

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Тульской области

«Тульский педагогический колледж»

(ГОУ СПО ТО ТПК)

К НАПИСАНИЮ КОНСПЕКТОВ ПРОВЕДЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРНЫХ ВЕЧЕРОВ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Тимофеева В.В.

Тула 2014 год


1. Пояснительная записка.

2. Введение.

3. Методические рекомендации по составлению конспекта проведения литературных вечеров развлечения.

4. Примеры конспектов литературных вечеров развлечения различной тематики.

5. Список литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Литературный вечер развлечений – одна из форм воспитательной и образовательной работы в детском саду. Значение данной формы работы невозможно переоценить. Литературные вечера развлечений заставляют детей по-новому взглянуть натекст художественного произведения, осмыслить его содержание, начать сопереживать героям.

Вечера развлечений проводятся в детском саду регулярно. Частота проведения зависит от возраста детей. В младших группах, когда дети в меньшей степени знакомы с литературнымтворчеством, такие вечера проводятся реже, но чем старше становятся дети, чем глубже их знакомство с литературой, тем регулярней становятся данные мероприятия.

Однако, данный вид работы с детьми требует особенно тщательной подготовки. Дети должны не только продемонстрировать свое знакомство с литературой, но и получить удовольствие от события, испытать эмоциональный подъем а в перспективе, желание более глубоко познакомиться с произведениями русской и зарубежной литературы, а также с произведениями устного народного творчества.

Данная работа написана с целью помочь студентам в составлении конспекта литературного вечера развлечений. В ней говорится о последовательности работы над этим мероприятием, об определении степени важности каждого моментаи о том, что представляет собой сценарий данного мероприятия. Мы надеемся, что эта работа поможет студентам более успешно справляться с написанием сценария и с проведение литературного вечера развлечений.

ВВЕДЕНИЕ

Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с ху­дожественной литературой — воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и пони­мать художественный текст, т. е. всего того, что составляет осно­вание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантли­вого читателя,литературно образованного человека.

Исследования наших ученых помогают определить основ­ные черты такого читателя. Это человек, который любит кни­гу, постоянно общается с ней. Воспитание вдумчивого, чуткого читателя — процесс дли­тельный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого про­цесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями лите­ратурного образования и во многом определяет их.

Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отноше­ниях уникальным литературным багажом. В дошкольном воз­расте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров — от колыбельных песен, поте­шек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и бы­лин, с русской и зарубежной классикой — с произведениями В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, П.П.Ершова, Ш. Перро, бра­тьев Гримм, X . К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Милна, А. Линдгрен и многих других.

Дошкольник не только постоянно осваивает новые, все более сложные произведения, но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.

В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фунда­мент не только для литературного образования, но и личностно-эмоциональной сферы воспитываемой индивидуальности. Знакомство с книгой в раннем дет­стве является важнейшим моментом в последующем закрепле­нии навыков чтения.

Вышесказанное свидетельствует, что именно дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в ли­тературном развитии будущего «большого, талантливого» чи­тателя.

Что же следует воспитывать и формировать у детей на этом этапе их развития? Для ответа на данный вопрос необходимо увидеть перспективу, которая ожидает ребенка в дальнейшем. Уже беглый обзор ступеней литературного образования в школе дает возможность увидеть место и назначение детского сада в данной системе. Каковы же специфические цели и задачи литературного образования ребенка в детском саду? Это прежде всего подготовка его к последующим ступеням. Не к обучению в первом классе школы (к чему очень часто сводят задачи подготовки ребенка к школе), а к долгому пути литературного образования, в том числе и практическая подготовка к освоению теоретических литературоведческих знаний в старших классах.

Следует иметь в виду, что в современной дидактике содержание обучения определяется как явление, имеющее две тесно взаимосвя­занные стороны.

Первая из них — это тот учебный материал, кото­рый должен освоить ребенок. В данном случае таким материалом яв­ляется детская художественная литература.

Вторая сторона содержания литературного образования и воспитания дошкольника — формирование умения восприни­мать и понимать произведения литературы. Из чего складыва­ется это умение? Прежде всего это умение представить, вооб­разить словесные картины, нарисованные писателем, увидеть обстановку, действия героев, их внешность, поступки, взаимо­отношения. Воссоздающее воображение помогает читателю сделать чув­ственно ощутимыми (видимыми, слышимыми) выраженные сло­вом литературные образы.

Другим важнейшим компонентом процесса восприятия лите­ратурного произведения является познавательная деятельность, в результате которой человек осознает воспринятое, проникает в смысл произведения, его идею. Понимание предполагает в читателе умение установить существенные связи в тексте, уяс­нить причины тех или иных событий.

Наконец, важным моментом деятельности восприятия явля­ется эмоциональный отклик на литературное произведение. Для того чтобы полноценно воспринять литературное произведение, необходимо его эмоционально пережить, «заразиться» им. Спе­цифика такого познания заключается в том, что ребенок-чита­тель внутренне активно содействует героям и переживает с ни­ми все происходящие события. Он как бы проживает жизнь героев, относится к ним личностно — любит одних, презирает и ненавидит других. Ребенок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт, воплощенный в образах, точно соответствующих сознанию малыша, становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.

Литературное произведение захватывает личность ребенка це­ликом, и в этом проявляется развивающее значение чтения.

Одной из популярнейших форм литературных занятий являются литературные вечера развлечений. Активно включаясь в инсценировки, литературные игры, утренники и развлечения, дети нередко заново открывают для себя литературные произведения, более глубоко осваивают литературный текст, начинают полнее и глубже понимать характеры литературных персонажей, сильнее сочувствовать и сопереживать героям. Формы литературных вечеров развлечений бесконечно разнообразны. Это инсценирование любимых детьми книг, игры – драматизации, творческие ролевые игры на литературные темы, просмотр кукольного и теневого театра, диафильмов, литературные утренники, разнообразные викторины, КВН и многое другое. Именно такой широкий спектр форм делает необходимым особенно тщательную подготовку к данному мероприятию, ибо только продуманные и последовательные действия при подготовке вечера развлечений могут привести к тому, что цель мероприятия будет достигнута и дети не только углубят и систематизируют свои знания о том или ином литературном произведении, но и получат истинную радость от новой встречи с книгой и ее героями.

Участие ребенка в художест­венной деятельности часто становится толчком к возникнове­нию у него интереса и любви к книге. Ведь любая инсцени­ровка, любой литературный утренник — плод длительного зна­комства с книгой: чтения и разучивания произведения, обыгрывания сюжета, инсценирования ролей, рисования пригла­сительных билетов, изготовления декораций, оформления зала и многого другого. Главное при этом — вовлечение всех детей в активную подготовку к будущему спектаклю.

Особое место в творческом воспитании и развитии детей за­нимают литературные праздники. Литературные праздники как бы закрепляют и обобщают многообразные художественные впе­чатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, пение и танцы, слушание, просмотры и инсценировки). Они — резуль­тат работы воспитателя,ее итог,«венец делу».

Как лучше подготовить литературный праздник — утренник или вечер развлечений?

Для того, чтобы мероприятие прошло успешно, следует при написании конспекта придерживаться определенной последовательности действии. В первую очередь необходимо определить цель проведения мероприятия.

Воспитатель должен мысленно спрашивать себя: «Что я хочу по­лучить в результате воздействия на де­тей через раскрытие данной темы?» Цель занятия должна отражать обучающую, воспитательную и развивающую задачи. Чем конкретнее педагог сформули­рует цель и задачи занятия, тем определеннее бу­дут его представления о желаемых результатах. Только после этого стоит приступать к отбору содержания, методов, средств. Непрофессионально поступают те воспитатели, которые первосте­пенное значение придают теме, содержанию, а к формулировке цели подходят формально или совсем ее опускают. В этом слу­чае страдают целенаправленность и систематичность работы.

Во-первых , литературный вечер развлечений базируется на материале, с которым дети уже знакомы. Данное мероприятие не ставит своей целью дать детям новую информацию, познакомить их с каким-либо новым материалом. Для того, чтобы дети действительно развлекались и получали удовольствие от происходящего, они должны чувствовать себя спокойно и уверенно и не испытывать информационной перегрузки.

Во-вторых , вечер развлечений строится на материале, четко соответствующем возрасту детей. Чем младше дети, с которыми мы проводим вечер, тем меньший объем материала задействован при подготовке и тем проще формулируется тема. Не стоит искусственно увеличивать количество произведений, используемых в мероприятии, так как этоповедет к повышению уровня тревожности у детей, которые будут бояться запутаться в слишком большом объеме даже известного им материала, перепутать разные произведения и не справиться с заданием.

В-третьих , необходимо очень точно определить тему праздника, его конкретную цель. Иногда воспитатели организуют вечера под названием «Книжкины именины», «Праздники книги» в детском саду. Од­нако несмотря на большую затрату усилий воспитателей, детей, родителей на подготовку и оформление праздника, он иногда не приносит ожидаемого удовольствия и получается слишком утомительным, длинным, сумбурным. В чем причина неудачи? Прежде всего, в несоответствии темы возможностям детей до­школьноговозраста.Тема,сформулированнаякак«Праздник

книги», слишком широка. На таком празднике говорится, иг­рается, поется обо всем: о народных сказках и сказках Пуш­кина, о Толстом и Горьком, Маршаке и Чуковском. Этот ка­лейдоскоп больших имен и прекрасных произведений оглушает детей, не дает возможности сосредоточиться на содержании про­изведений,насладиться их восприятием и исполнением. Именно поэтому необходимо сузить тему и отобрать материал в четком соответствии с ней. Для младших дошкольников мы можем провести вечер по одному произведению (например, по сказке «Колобок»), по произведениям одного писателя (например, по сказкам А.С.Пушкина или К.И.Чуковского). Для детей более старшего возраста мы можем применить другой принцип отбораматериала (например, по жанровым особенностям: «Русские народные сказки» или по тематике произведения: «Рассказы о животных». Для старших дошкольников мы можем еще более усложнить задачу и использовать абсолютно иной принцип отбора материала. Можно, например взять тему «Необыкновенные путешествия» и использовать книги, ничем, кроме темы путешествия, между собой не связанные. (Например, Айболит в Африку, Вини-Пух за медом, Элли в Изумрудный город, Незнайка на Луну, Колобок в лес и т.д. В качестве критерия отбора материала могут быть использованы удивительные превращения, волшебные слова волшебники и волшебницы и многое другое). Важно помнить, что как бы ни была с формулирована тема, весь материал должен быть хорошо известен детям и освоен ими.

После отбора материала необходимоопределиться с формой проведения вечера развлечений. Предпочтение может отдаваться конкурсным формам проведения мероприятия. В этом случае форму проведения занятия объединяют с названием, на­пример: «Викторина по произведениям о животных», «Конкурс на знание произведений К.И.Чуковского» и т.д. Важно, чтобы в сценарии разумно сочетались разные виды детской активности: физическая активность (действия, пляски, игры, аттракционы, чтение стихов и т. п.) и внутренняя умственная активность (слушание, просмотр, решение литера­турных задач, отгадывание загадок и др.). При этом необходимо чувство меры: большое количество элементов оформления, раз­нообразие внешней деятельности могут увести внимание от само­го главного в литературном утреннике — от встречи с книгой. Художественное слово, творчество писателя обязательно должно быть в центре сюжета праздника.

Для проведения литературного утренника необходимо разработать сценарий — основу праздника, его план. Сценарий пишется в форме прямой речи; он определяет по­следовательность сменяющихся действий (чтение, игры, пред­ставления и др.).

Еще одно из важнейших условий успеха утренника — правильный выбор ведущего или ведущих. Ведущий на детском утреннике — не конферансье, объявляющий те или иные но­мера, а добрый хозяин, создающий атмосферу праздничности. От его артистичности, культуры, обаяния, умения легко общать­ся, видеть и вовлекать в действие всех присутствующих зависит успех встречи детей с искусством слова.

Часто ведущие и другие действующие лица на утреннике выступают в каком-то образе. На утреннике, посвященном уст­ному народному творчеству, это могут быть сказочник и ска­зочные персонажи, на утреннике, посвященном творчеству С. Я. Маршака, — почтальон, пожарный, Человек рассеянный, творчеству К. И. Чуковского — доктор Айболит, Мойдодыр и др. Встреча с героем книги, его узнавание, непосредственный кон­такт с ним, обязательно предусмотренный сценарием, доставля­ют детям эстетическое наслаждение, побуждают к активному «общению»с литературным произведением.

При разработке сценария литературного утренника не­обходимо помнить, что он должен быть построен на максималь­ной творческой активности всех детей — участников утренника. Ведущий — безусловно хозяин праздника, однако он не должен заслонять собой детей. Именно они — главные действующие лица любого утренника.

Утренник может предусматривать различные сюрприз­ные моменты, например исполнение желаний детей (по програм­ме) с помощью лепестков цветика-семицветика; заранее, втайне от детей подготовленное выступление родителей с чтением лю­бимых стихов Пушкина (на Пушкинском празднике), просмотр кукольного или теневого театра и т. п. Главное, чтобы литера­турный утренник ни в коем случае не напоминал речевое за­нятие. Яркая праздничность в сочетании с простотой, естест­венностью, непринужденностью в поведении каждого из участ­ников — вот необходимые условия для создания нужной атмосферы на детском утреннике. Доставить детям радость, дать возможность активно участвовать в празднике, посвященном сказке, любимому поэту или писателю, — значит оставить им долгую память о встрече с книгой.

После завершения предварительной подготовки можно приступать к написанию конспекта вечера развлечений.

Структура конспекта:

1. Название.

2. Цель, задачи.

3. Предварительная подготовка.

4. Оборудование.

5. Расположение детей.

6. Форма проведения.

7. Ход занятия.

Каждый их элементов конспекта является важным и структурно необходимым.

Предварительная подготовка включает в себя чтение литературных произведений, беседы по тексту, разучивание наизусть, инсценирование ролей, рисование и лепка на основе прочитанных произведений, изготовление декораций, оформление зала и многое другое.

К оборудованию занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, литера­тура, иллюстративный материал, выставка книг и пр. Следует указывать не только название литературного источника, но и его автора.

Расположение детей должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, а, кроме того, они не должны сидеть так же, как на занятиях. Само расположение детей должно подчеркивать игровой, развлекательный характер проводимого мероприятия.

Ход занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания. При моделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Вечер развлечений может продолжаться от 15-20 мин для младших дошкольников до 45 минут для детей 6-7 лет. Традиционно вечер развлечений состоит из четырех основных моментов. Организационный момент (0,5-3 мин).

Педагогическая цель: переключить детей на новый деятельности, вызвать интерес к нему и положительные эмоции у детей. Этому способствует сюрпризность в организационном моменте, т.е. использование загадки, проблемного вся проса, игрового момента, звукозаписи и др.; изменение условия организации детей. Это вызывает интерес к предстоящему занятию, положительные эмоции. В рамках организационного момента воспитатель сообщает детям тему литературного вечера развлечений.

Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).

Педагогическая цель: активизировать детей, расположить их к воспитательному воздействию. Педагог определяет, насколько его прогноз совпадает с реальностью относительно возможностей детей, их личностных качеств, уровня осведомленности по данной теме, эмоционального настроя, уровня ак­тивности, интереса и т.д. Вводная часть в зависимости от содержания может представлять собой вводную беседуили разминку (викторины, кон­курсы, КВН). В первом случае вопросы, во втором - задания должны быть не только интересны детям, но и построены таким образом, чтобы давали информацию для педагога о готовности детей к мероприятию.

В этой части воспитатель формирует первичные представления детей о предстоящем заня­тии, организует их деятельность, т.е. знакомит с системой оценки, сообщает план занятия, разбивает на команды. При традиционной системе оценки педагог должен дать четкие критерии, объяснить необходимые правила.

Когда дети разбиваются на команды, нужно построить их дей­ствия не на соперничестве, а на сотрудничестве. Для этого эффективен такой прием: командам вместо очков за правильные ответы раздаются кусочки разрезанной картины. При подведении итогов заключительной части собирается из этих кусочков общая кар­тина и становится очевидным, что важно не количество баллов, а общий результат.

Основная часть по времени должна стать самой продолжи­тельной (2/4, чуть больше 1/3 всего времени занятия).

Педагогическая цель: реализация основной идеи вечера При проведении этой части занятия следует помнить о некоторых наиболее типичных ошибках:- активность педагога при частичной или полной пассивности детей.

Однообразие методов - только рас­сказ или беседа.

Отсутствие наглядности и общая бедность ис­пользования средств воспитания.

Создание учебной атмосферы урока.

Эффект в реали­зации задач будет выше, если дети максимально ак­тивны на занятии. В активизации детей на внеклассном занятии первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от других видов занятий. Объединяя детей в команды воспитательдолжен разместить детей так, чтобы они могли свободно общаться друг с другом (нежелательно объединение по рядам, когда дети сидят друг за другом). Давая время на выполнение задания, следует выделять несколько минут на обсуждение команде и спрашивать представителя команды, которого выберут дети. Только в этом случае у детей есть общая цель деятельности, разные функции и мотивы для сотрудничества.

Заключительная часть (от 1/5-1/4 времени до менее 1/3).

Педагогическая цель: опреде­лить, насколько удалось реализовать идею занятия. Не стоит игнорировать эту часть или сводить ее к формальным вопросам: «Понравилось или нет?» Воспитатель подводит итоги проведенного вечера развлечений, еще раз напоминает детям о теме, которой было посвящено сегодняшнее мероприятие и с похвалой отзывается о знаниях детей по данному предмету а также об их активности при проведении мероприятия. В этом случае у детей закрепляется позитивный настрой, сохраняется приятное воспоминание о данном виде деятельности и укрепляется интерес к книге, а совместные действия в команде формируют у детей дружеские чувства по отношению друг к другу и воспитывают умение работы в коллективе.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Тульской области

«Тульский педагогический колледж №1»

(ГОУ СПО ТО ТПК № 1)

Конспект проведения

литературной викторины «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» для детей дошкольного возраста

в средней группе МБДОУ №71

выполнила студентка

Волкова Ангелина

Тула, 2014

Название занятия

«Путешествие по сказкам К.И.Чуковского».

Программные задачи:

Предварительная работа.

Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок, где побеждает добро, дружба, смелость.

Привить любовь и уважение к сказкам.

Познавательные задачи:

Углубить знания детей об удивительном мире сказок К.И.Чуковского, их мудрости и красоте;

Способствовать формированию познавательного интереса к творчеству К.И.Чуковского.

Развивающие задачи:

Развивать память, внимание.

Развивать умение слышать и слушать вопрос; отвечать на поставленный вопрос простым предложением

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение работать в группе.

Воспитывать доброе отношение к товарищам.

Чтение, пересказ произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Тараканище», «Федорино горе», «Айболит», «Краденое солнце» и др.; Рассматривание иллюстраций по сказкам К.Чуковского; Прослушивание аудиозаписей со сказками К.Чуковского; Рисование героев сказок.

Наглядный материал.

Портрет писателя, иллюстрации к сказкам, выставка книг, рисунки детей по теме творчества К.И.Чуковского.

Здравствуйте, ребята! Ой, как вы тихо отвечаете! Давайте еще раз дружно поздороваемся, тем более я сегодня не одна, к нам пришли гости!

Меня зовут Путаница. Я люблю всё путать запутывать, перепутывать. И я знаю, что вы девчонки и мальчишки такие озорные, любите раскидывать игрушки в группе, хулиганите, я тоже это люблю, я уверена, что мы с вами подружимся. Сегодня, я хочу пригласить вас в путешествие. Вы любите путешествовать? (да). А путешествовать мы отправимся на веселом паровозике, но прежде давайте поделимся на две группы, каждый поедет в своём вагончике. Каждый вагончик за правильный ответ будет получать волшебные звёздочки. Занимайте места и в путь.

Ой, ребята, посмотрите – это станция загадок. Я здесь уже побывала, все загадки перепутала. Я ведь люблю все путать. Мои загадки очень сложные, интересно вы их сможете отгадать. Рассаживайтесь на стульчики и слушайте внимательно и прежде чем ответить поднимите руку. Чей вагончик быстрее поднимет руку, тот и будет отвечать первый, а если неправильно ответит, то право ответа переходит к другому вагончику.

1.Вот иголки и булавкиВыползают из- под лавкиНа меня они глядят.Молока они хотят.(ёж)

2. Я одноногая старуха,Я прыгаю по полотну.И нитку длинную из уха,Как паутинку я тяну. (иголка.)

3.Растет она вниз головою,Не летом растет а зимою.Но солнце её припечёт-Заплачет она и умрёт. (сосулька).

4. Паровоз без колёс!Во так чудо-паровоз!Не с ума ли он сошел-Прямо по морю пошёл! (пароход)

5.Был белый дом,Чудесный дом,И что-то застучало в немИ он разбился и оттудаЖивое выбежало чудо-Такое теплое, такое пушистое и золотое. (яйцо и цыпленок)

Молодцы все загадки отгадали, навели порядок на этой станции. Отправляемся дальше, занимайте места в веселом паровозике. Ребята сейчас я покажу, вам картинки с персонажами и предметами из сказок. Вам нужно назвать сказку, и перечислить её героев.

Сказки:Айболит (кукла Айболит, игрушки – заяц, медведь, лиса с перевязанными лапками и хвостами)

Мойдодыр (кукла мальчик грязный, неряшливый, мыло, расческу, мочалка, щетка)

Телефон (телефон, игрушка слон)

Федорино горе (кукла девочка в фартуке, косынке, грязная, неопрятная, детская посудка)

Молодцы, справились и с этим заданием, навели порядок на этой станции. Занимайте места в нашем весёлом паровозике и поедем дальше путешествовать.


1.(сказка «Телефон»)У меня зазвонил телефон.- Кто говорит?- Слон.- Откуда?- От верблюда.- Что вам надо?- Шоколада.
2. (сказка «Тараканище»)Ехали медведи на велосипеде.А за ними кот,Задом наперёд.А за ним комарики,
На воздушном шарике.
3. (сказка «Муха Цокотуха»)Муха, Муха, ЦокотухаПозолоченное брюхоМуха по полю пошла,Муха денежку нашлаПошла Муха на базар,И купила самовар.
4. (сказки «Мойдодыр»)Одеяло убежало,Улетела простыня,И подушка, как лягушка,Ускакала от меня.

Это моя любимая станция и вам она очень понравится, мы ведь очень любим, играть, а станция эта так и называется - Игралочка.Слушайте внимательно, что нужно делать. Я заранее выложила несколько книг, каждый возьмёт картинку со сказочным героем, когда зазвучит музыка, вы будете танцевать, но когда музыка остановится, вам нужно найти книгу с вашей сказкой и встать около нее. (проиграть 2-3 раза)

Молодцы, и на этой станции навели порядок. Нам надо отправляться дальше нас ждет много интересных приключений. Занимайтеместа в своих вагончиках и мы отравимся дальше.

Ребята, мы прибыли на станцию, которая называется читающая. Садитесь на стульчики. Ребята, вы знаете много сказок, но у каждого из вас есть своя любимая сказка. Кто сейчас нам может рассказать отрывок из любимой сказки.(дети по желанию рассказывают отрывок).А теперь найди книжку, в которой находится твоя сказка, назови и покажи нам её.

Мы сегодня путешествовали по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Вы очень хорошо знаете сказки и стихи этого замечательного автора. Мы вспомнили наши любимые сказки, которые вы читали в группе с воспитателями и дома с родителями.

(Звучит музыка.)


- Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу. Вы были очень внимательными и собранными. Мне понравилось с вами путешествовать. Как понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей) Награждение. Подсчитаем, у какого вагончика волшебных звёздочек больше всего и получаем сладкие призы.

Организационный момент.

Станция загадок.