Своими руками        24.01.2024   

Как беречь орган чувства: инструкция к применению. Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы. Гигиена органов чувств и здоровье Строение и функция вкусового анализатора

Глаза человека являются очень чувствительным и ранимым органом, поэтому так важно относится к ним с бережностью и должным вниманием. Это одна из самых важных систем нашего организма, которая выходит из строя при малейшем негативном воздействии. Очень важным моментов является гигиена глаз, так как внешние раздражители могут влиять через их оболочку на общее самочувствие человека.

Определение

Что такое гигиена глаз? Это комплексный подход, ряд мер, при помощи которых осуществляется подержание остроты зрения и профилактические меры во избежание многих заболеваний этого органа. Гигиенические мероприятия важны для любого человека, независимо от возрастных показателей или жизнедеятельности, рода занятий или принципов жизни.

Зрительная система позволяет человеку видеть окружение, мир вокруг, позиционировать себя в обществе и видеть реакцию, ориентироваться в пространстве и совершать тот или иной выбор.

Лишив себя возможности видеть, человек сразу утрачивает свою способность как полноценного гражданина, его жизнь становится ограниченной и тусклой. Именно по этой причине следует знать основные правила гигиены зрения и строго их придерживаться.

Правила гигиены

  • Свет – это основа всех основ. Для того, чтобы не утратить способность хорошо видеть, необходимо при чтении или при пользовании компьютером иметь должное освещение. Он не должно быть слишком ярким, но и тусклый свет также противопоказан. Если приходится всматриваться в текст, начинается чрезмерное перенапряжение глазных мышц, а это может привести к снижению зрения.

Источник света находится слева или несколько сзади. Для школьников следует установить лампу таким образом, чтобы она не давала тени на тетрадь во время письма.

  • Следует соблюдать положенное расстояние при работе за компьютером или на планшете. В первом случае – не менее 60 см, во втором- 30 см.
  • Нельзя читать в двигающемся транспорте, при движении, тряске. Глазам трудно сфокусироваться на тексте, поэтому происходит негативное воздействие состояние мышечных структур, а это, несомненно приведёт к расстройству остроты восприятия.
  • Очень важно для глаз быть увлажнёнными. За счёт увлажнения происходит удаление с оболочки микробных организмов, пили и других загрязнений, оседающих на оболочке. Если не хватает увлажнения, возможно использование специальных препаратов в виде глазных капель. Особенно актуально применение увлажняющих средств работающим у мониторов людям. следует приобретать по советы врача, но не самостоятельно.
  • Во время сильной утомлённости, необходимо делать длительные паузы и перерывы. Желательно совершать перерывы каждые 30 минут. Во время обеденного перерыва следует полностью абстрагироваться и выйти на свежий воздух, сделать гимнастику, полюбоваться дальними пейзажами и таки образом дать разгрузку глазам.
  • Очень важно в солнечную погоду носить защитные очки. Конечно, лучше всего использовать правильные очки с должными эффектами, но они стоят довольно дорого, и не все могут себе это позволить. Достаточно обычных солнцезащитных очков для предотвращения ожога сетчатой оболочки. Во время работы с компьютером тоже не забывайте о защите глаз, используйте
  • При появлении какого-либо заболевания органов зрения, следует незамедлительно обратиться к окулисту, самолечением заниматься категорически нельзя. Любое, даже самое незначительное заболевание может повлечь осложнения, если вовремя не приостановит его развитие. При воспалении, если нет возможности быстро попасть на приём к специалисту, следует промыть глаза фурацилином на водной основе или отваром ромашки, предварительно процеженным и разбавленным.
  • Если доктор назначил определённое лечение и режим, следует его придерживаться и не нарушать, особенно, если дело касается воспаления конъюнктивы или других частей глаза. При несоблюдении рекомендаций, оздоровительная терапия может быть бесполезной, а это грозит вредными для здоровья последствиями и затяжным лечением.
  • Гигиена глаз – это неразрывная часть общей гигиены всего тела. Регулярное мытьё рук с мылом, неиспользование чужой косметики, смена полотенец и постельного белья, содержание личного белья в чистоте, всё это обязательные ежедневные действия для нормального человека, внимательно относящегося к себе и своем здоровью.
  • Для тех, кто носит контактные линзы, существуют свои правила пользования. Смена , содержание коробочки для хранения в идеальной чистоте, помогут предотвратить воспаления глаз и рецидивы иного характера.
  • Очки, линзы должны соответствовать зрению и быть выбраны правильно, в противном случае это может только усугубить ситуацию и вызывать головные боли, резь в глазах и дискомфорт.

Гимнастика для глаз

Методика восстановления зрения Жданова описана в .

Существует множество различных способов выполнения . Такие меры важны не только для тех, кто долгое время проводит у компьютера, но и для всех людей, кто вынужден во время работы сосредотачивать своё зрение.

Наши глаза испытывают нагрузку, от её чрезмерности происходит , поэтому так важно периодически делать разгрузку и специальную гимнастику.


Профилактика глазных заболеваний

Чтобы ваши глаза были здоровыми и зрячими, заботьтесь о них и себе и не забывайте о правилах, указанных выше.

Кроме этих «умных» правил, существуют еще некоторые способы профилактики:

  • Здоровое сбалансированное питание поможет очистить организм от токсинов и шлаков, а это в свою очередь самым положительным образом скажется на состоянии всего организма и органов зрения.
  • Использование в таблетках, свежих овощей и фруктов, соков, ягод должно быть обязательно не зависимо от времени года.
  • Выполнение режим дня, полноценный отдых и частые прогулки на свежем воздухе, являются залогом здоровых глаз. Особенно актуально это в детском возрасте. Умение работать и отдыхать позволят маленькому человеку сохранить зрение и хорошее самочувствие.
  • Регулярное наблюдение у окулиста и смена очков или линз для корректировки зрения – очень важный пункт профилактики. Не забывайте и о каплях при .

Видео

Выводы

Гигиена зрения – это важная составляющая здорового образа жизни каждого человека, она позволяет сохранить глаза в надлежащем виде, избежать различных нарушений и заболеваний. Заботится о своих глазах необходимо с самого раннего детства, особенно тем, у кого есть наследственная предрасположенность к потере остроты зрения.

Чтобы зрение всегда было норме достаточно ежедневно делать несложные упражнения для глаз. Если же все-таки есть предрасположенность к зрительным отклонениям и она передалась вашим детям – не стоит отчаиваться. Благодаря современным методикам воспитания и развития, ребенок быстро адаптируется в социуме.

Как работают с детьми с нарушением зрения читайте .

Анализаторы и органы чувств

Анализаторы

Анализаторами называют системы, которые состоят из рецепторов, проводящих путей и центров в коре больших полушарий. Каждый анализатор обладает своей модальностью, то есть способом получения своей информации: зрительной, слуховой, вкусовой и другой. Возбуждения, возникающие в рецепторах органов зрения, слуха, прикосновения, имеют одну и ту же природу – электрохимические сигналы в форме потока нервных импульсов . Рецепторы строго специализированы. Каждая их группа способна воспринимать и переводить на понятный нервной системе язык сигналов, то есть нервных импульсов, только определенный набор раздражений. Путаницы не происходит, потому что каждый из нервных импульсов поступает в соответствующую ему зону мозга. Здесь, в первичных чувствительных зонах, происходит анализ ощущений, во вторичных зонах – формирование образов, полученных от органов чувств одной модальности (например, только от зрения, или только от слуха или осязания). Наконец, в третичных зонах коры воспроизводятся образы или ситуации, полученные от органов чувств разных модальностей, например от зрения и слуха.

Зрительный анализатор

Значение зрения . Через зрительный анализатор человек получает основное количество информации. Окружающие нас предметы и явления, наше собственное тело мы воспринимаем прежде всего с помощью зрения. Благодаря зрению мы обучаемся многим бытовым и трудовым навыкам, обучаемся выполнению определенных правил поведения. Значит, в познании внешнего мира для человека зрение играет первостепенную роль. Умение видеть прекрасное в окружающей природе, в произведениях скульптуры, архитектуры, живописи, в балете, в кино отличает воспитанного человека.

Строение глаза . Глаза снабжены большим числом вспомогательных приспособлений для их защиты. Это брови , благодаря которым стекающий со лба пот не попадает в глаза. Веки и ресницы защищают глаза от пыли. Веки постоянно смыкаются и размыкаются (моргание), равномерно смачивая поверхность глаза слезной жидкостью. Слезы образуются в слезных железах, расположенных в наружной части глазницы над глазом, излишки слезной жидкости стекают в носовую полость через слезный проток . Секрет слезных желез действует не только как смазывающая, но и как дезинфицирующая жидкость. Глаз имеет форму шара и поэтому называется глазным яблоком. Такая форма позволяет ему двигаться в определенных пределах в полости костного углубления - глазнице . Движение глаза достигается сокращением шести глазных мышц . Они прикреплены одним концом к стенке глазницы, другим – к глазному яблоку.

Снаружи глаз покрыт белой плотной белочной оболочкой , которая окружает всю поверхность глазного яблока. Белочная оболочка соединяется со слизистой оболочкой, которой изнутри покрыты веки. Спереди белочная оболочка соединяется с прозрачной оболочкой - роговицей . Другая оболочка глаза - сосудистая . Она пронизана множеством кровеносных сосудов, снабжающих глаз кровью. Внутренняя поверхность этой оболочки содержит тонкий слой красящего вещества – черный пигмент, который поглощает световые лучи. Спереди, напротив роговицы, сосудистая оболочка переходит врадужную оболочку , которая может быть разного цвета в зависимости от количества находящегося в ней пигмента. Именно эта оболочка определяет цвет глаз. В центре радужной оболочки находится круглое отверстие - зрачок . Зрачок расширяется или сужается в зависимости от количества света, падающего на глаз. В этом легко убедиться самим, если наблюдать за зрачком в зеркале и одновременно подносить к лицу и отодвигать от него какой-нибудь источник света, например лампу. Наконец, внутренняя стенка глазного яблока выстлана очень тонкой оболочкой - сетчаткой . Она имеет сложное строение. В ней расположены клетки, очень чувствительные к свету, - зрительные рецепторы . Именно в них энергия проникающих в глаз световых лучей превращается в процесс нервного возбуждения. И по волокнам зрительного нерва эти нервные импульсы попадают в мозг.

Сетчатка глаза имеет толщину 0,15–0,20 мм и состоит из нескольких слоев нервных клеток. Первый слой сетчатки непосредственно прилегает к черным пигментным клеткам. Этот слой образован зрительными рецепторами - палочками и колбочками . В сетчатке глаза человека палочек в десятки раз больше, чем колбочек. Палочки возбуждаются очень быстро слабым сумеречным светом, но не могут воспринимать цвет. Колбочки возбуждаются медленнее и только ярким светом, они способны воспринимать цвет. Палочки сравнительно равномерно распределены по сетчатке. Прямо напротив зрачка в сетчатке находится желтое пятно , в состав которого входит исключительно колбочки. Поэтому наиболее отчетливо человек различает те предметы, изображения которых попадают прямо на желтое пятно. С помощью глазных мышц мы может управлять движением глаз и изменять направление взора. Но всегда при рассматривании нового предмета происходит перемещение взора так, чтобы изображение частей предмета последовательно попадало на желтое пятно.От нервных клеток сетчатки отходят длинные отростки. В одном месте сетчатки они собираются в пучок и образуют зрительный нерв. Более миллиона его волокон передают в мозг зрительную информацию в форме слабых нервных импульсов. Место на сетчатке, откуда выходит зрительный нерв, лишено рецепторов и называется слепым пятном . Каждый школьник может убедиться в его существовании с помощью простого опыта.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

Гигиена зрения . У многих людей, развивается близорукость. Если же выполнять несложные правила, то в большинстве случаев можно предотвратить это нарушение зрения. Очень вредно держать книги и тетради на расстоянии ближе 30 см от глаз. Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия. При постоянном плохом освещении и неправильной посадке вырабатывается привычка рассматривать все вблизи. В результате развивается близорукость. Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор, - прекрасный отдых для глаз. Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение. Стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. На рабочем столе слева ставится настольная лампа с лампочкой мощностью 60-75 Вт, защищенная абажуром так, чтобы свет не попадал в глаза, а освещал только книгу или тетрадь. Слишком яркое освещение раздражает глаза и приводит к быстрому утомлению. Вредно читать в движущемся транспорте, особенно при плохом освещении. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то отклоняется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза все время поворачиваются, «ловя» ускользающий текст. В результате наступает ухудшение зрения. Когда мы читаем лежа, положение книги в руке по отношению к глазам тоже постоянно меняется, освещенность ее недостаточна. Привычка читать лежа наносит вред зрению .

Глаза следует беречь от травм. Это самая частая причина помутнения роговицы (бельма) и слепоты. Причиной глазных травм у детей является чаще всего шалости, драки. Некоторые ребята бросают палки, камни, стреляют из рогаток. Все это может привести к глазным травмам. В школьных мастерских и на производствах школьники должны строго соблюдать правила техники безопасности (пользоваться защитными очками, экраном и т.д.). Нельзя сдувать опилки, стружки, так как они могут попасть в глаза. Когда в глаза попадает пыль, она их раздражает. Вместе с пылью могут быть занесены болезнетворные микробы. Инфекция может попасть в глаз с грязных рук, нечистого полотенца, носового платка. Это может вызвать различные заболевания глаз, например воспаление слизистой оболочки – конъюнктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения. Поэтому глаза нужно беречь от травм, от попадания инородных предметов, пыли, не тереть их руками, вытирать только совершенно чистым полотенцем или носовым платком.

Нарушения зрения . Одной из важных характеристик зрения является острота зрения. Острота зрения определяет предельную способность глаза различать мелкие детали в поле зрения. Острота зрения зависит от общей освещенности, контраста деталей изображения на определенном фоне и других причин. Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения – это близорукость и дальнозоркость. Наличие этих нарушений устанавливает врач при измерении остроты зрения с помощью специальных таблиц. Близорукость бывает врожденной и приобретенной. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных далеко от глаз, возникает не на сетчатке, а как бы впереди нее. Приобретенная близорукость развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которое может возникать при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения. Близорукие люди видят удаленные предметы расплывчатыми. Очки с двояковогнутыми линзами помогают тому, чтобы отчетливые изображения предметов возникали точно на сетчатке. Дальнозоркость также бывает врожденной и приобретенной. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных близко к глазам, возникает как бы позади сетчатки. Приобретенная дальнозоркость возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика и наиболее характерна для людей пожилого возраста. Дальнозоркие люди видят близкие предметы расплывчатыми, не могут читать текст. Очки с двояковыпуклыми линзами помогают возникновению изображения близкого объекта точно на сетчатке.

Нельзя пользоваться чужими очками или подбирать себе очки без рецепта врача. Это ведет к дальнейшему ухудшению зрения .

Слуховой анализатор

Значение слуха . Чувство слуха – одно из главных в жизни человека. Слух и речь вместе составляют важное средство общения между людьми, служат основой взаимоотношений людей в обществе. Потеря слуха может привести к нарушениям в поведении человека. Глухие дети не могут научиться полноценной речи. С помощью слуха человек улавливает звуки, сигнализирующие о том, что происходит во внешнем мире, звуки окружающей нас природы – шорохи леса, пение птиц, звуки моря, а также различные музыкальные произведения. С помощью слуха восприятие мира становится ярче и богаче.

Ухо и его функция . Звук, или звуковая волна, - это чередующееся разрежение и сгущение воздуха, распространяющееся во все стороны от источника звука. А источником звука может быть любое колеблющееся тело. Звуковые колебания воспринимаются нашим органом слуха. Орган слуха построен очень сложно и состоит из

· наружного,

· среднего,

· внутреннего уха.

Наружное ухо состоит из

· ушной раковины,

· слухового прохода.

Ушные раковины многих животных могут двигаться. Это помогает животному улавливать, откуда раздается даже самый тихий звук. Ушные раковины человека также служат для определения направления звука, хотя они и лишены подвижности. Слуховой проход соединяет наружное ухо со следующим отделом – средним ухом. Слуховой проход перегорожен на внутреннем конце туго натянутой барабанной перепонкой . Звуковая волна, ударяя в барабанную перепонку, заставляет ее колебаться, вибрировать. Частота вибрации барабанной перепонки тем больше, чем выше звук. Чем сильнее звук, тем сильнее колеблется перепонка. Но если звук совсем слабый, еле слышимый, то эти колебания очень малы. Минимальная слышимость натренированного уха находится почто на границе тех колебаний, которые создаются беспорядочным движением молекул воздуха. Значит, человеческое ухо – уникальный по чувствительности слуховой прибор. За барабанной перепонкой лежит заполненная воздухом полость среднего уха. Эта полость соединена с носоглоткой узким проходом - слуховой трубой . При глотании происходит обмен воздухом между глоткой и средним ухом. Изменение давления наружного воздуха, например в самолете, вызывает неприятное ощущение – «закладывание ушей». Оно объясняется прогибом барабанной перепонки из-за разницы между атмосферным давлением и давлением в полости среднего уха. При глотании слуховая труба открывается, и давление по обе стороны барабанной перепонки выравнивается. В среднем ухе расположены три маленькие, последовательно связанные между собой косточки:

· молоточек,

· наковальня,

· стремя.

Молоточек, соединенный с барабанной перепонкой, передает ее колебания сначала на наковальню, а затем усиленные колебания передаются на стремя. В пластинке, отделяющей полость среднего уха от полости внутреннего уха, два окна, стянутые тонкими перепонками. Одно окно овальное , в него «стучится» стремя, другое - круглое . За средним ухом начинается внутреннее ухо. Оно расположено в глубине височной кости черепа. Внутреннее ухо представляет собой систему лабиринта и извитых каналов, заполненных жидкостью. В лабиринте находится орган слуха - улитка . Это спирально закрученный костный канал, имеющий у человека два с половиной оборота. Колебания перепонки овального окна передаются жидкости, заполняющей внутреннее ухо. И она, в свою очередь, начинает колебаться с той же частотой. Вибрируя, жидкость раздражает слуховые рецепторы, расположенные в улитке. Канал улитки по всей длине разделен пополам перепончатой перегородкой. Часть этой перегородки состоит из тонкой перепонки - мембраны . На ней находятся воспринимающие клетки - слуховые рецепторы . Колебания жидкости, заполняющей улитку, раздражают отдельные слуховые рецепторы. В них возникают импульсы, которые передаются по слуховому нерву в головной мозг.

Слуховое восприятие . В головном мозге происходит различение силы, высоты и характера звука, его местоположения в пространстве. Мы слышим двумя ушами, и это имеет большое значение для определения направления звука. Если звуковые волны приходят одновременно в оба уха, то мы воспринимаем звук посередине (спереди и сзади). Если звуковые волны чуть раньше придут в одно ухо, чем в другое, то мы воспринимаем звук либо справа, либо слева.


Похожая информация.


После перенесенных заболеваний, травм уха и нервной системы область слухового восприятия сужается. В среднем ухе звук усиливается в 50 - 70 раз. Поэтому поражение среднего уха и повреждение барабанной перепонки резко снижают слух. Необходимо тщательное лечение при вирусных, «простудных» заболеваниях, чтобы предотвратить возникновение воспаления среднего уха.

Повреждение слуховой области, расположенной в височных долях больших полушарий, может вызвать различные нарушения слуха - словесную глухоту, музыкальную глухоту, потерю слуха. Слух может нарушаться вследствие колебаний температуры внешней среды.

Профилактика нарушений слуха включает специальные упражнения для улуч­шения слуха. Закрыв рот, затыкают уши большими пальцами рук и помещают указательные паль­цы на веки закрытых глаз. Безымянные пальцы и оба мизинца окружают рот, губы при этом сложены, выдви­нуты вперед наподобие клюва, а средние пальцы прижаты к ноздрям с обеих сторон. Делают вдох через рот. Завершив вдох, надувают щеки и наклоняют голову так, чтобы подбородок надав­ливал на яремную ямку. По возможности подольше задерживают ды­хание, щеки при этом остаются надутыми. Затем мед­ленно поднимают голову, открывают глаза и делают выдох через нос. Создаваемое повышенное давление в полости рта вызывает пере­мещение воздуха в направлении среднего уха. Это упражнение «тренирует» способность выравнивать давление снаружи и внутри уха, то есть между средним и наружным ухом.

Наиболее распространенным нарушением зрения является близорукость (миопия). С уществует две причины возникновения и развития близорукости: зрительное переутомление, несоблюдение гигиенических норм и правил по профилактике нарушений зрения и наследственные факторы.

Первыми признаками близорукости являются расширение глазной щели, расширеное глазное яблоко начинает выдаваться вперед, увеличение зрачка. Приходится склоняется над предметами, щурится, вглядываясь вдаль. У близоруких чаще отмечаются нарушения осанки. Меняется поведение, появляется привычка ходить с низко опущенной головой, сутулиться, жалобы на боль и двоение в глазах, головную боль, быстрое утомление.

Среди мер профилактики начальных проявлений близорукости рекомендуется тренировка аппарата аккомодации. Это могут быть простые упражнения, заключающиеся в рассмотрении объектов, находящихся на разном расстоянии. Предлагается быстро переводить взгляд с близко расположенного предмета (палец, карандаш, точка на оконном стекле) на удаленный (противостоящий дом, облако, дерево) и обратно. Эти упражнения целесообразно проводить в течение 0,5 - 1 мин с усиленной зрительной нагрузкой дома, на работе или во время занятий.

Полезно вращение глазами. В качестве подготовительного уп­ражнения можно не двигая голо­вой направить резко взгляд в верхний левый угол глаза, затем - по диагонали в нижний правый угол, в нижний левый и верхний правый угол. В конце упражнения на­правляют взгляд вверх, затем вниз, чтобы увидеть свою грудь.

Систематическое выполнение упражнений приводит к совершенствованию аккомодации, уменьшает начальные признаки ее нарушения.

Для предотвращения прогрессирования близорукости необходимо укреплять общее состояние организма путем закаливания, рационального, полноценного витаминизированного питания, соответствующего физического воспитания, соблюдения режима труда и отдыха. В школах и вузах необходимо соблюдение оптимального режима обучения, воспитания и отдыха. Очень важны правильный подбор мебели в соответствии с ростом, привитие правильной рабочей позы. Учащиеся с нарушением зрения должны сидеть за передними столами первого от окон ряда.

В повседневной жизни нас окружает множество звуков и предметов, которые мы воспринимаем как визуально, так и на слух. Чтобы предотвратить развитие заболеваний органов слуха и зрения, важно соблюдать меры и правила по гигиене того или другого органа.

Что такое гигиена зрения и слуха

Гигиена зрения и слуха включает в себя определенные правила, которые направлены на снижение негативного влияния внешних факторов на организм человека. Гигиена - это прежде всего оздоровление зрения и слуха, комплекс мер и факторов, которые в совокупности позволяют добиться хороших результатов.
Гигиена зрения - это комплекс мероприятий, направленных на профилактику развития болезней. Соблюдайте следующие рекомендации:

  1. Не злоупотребляйте просмотром телепрограмм.
  2. Во время работы на компьютере чередуйте время труда и отдыха, делайте специальную гимнастику для глаз в перерывах между работой.
  3. Берегите глаза от излишне яркого света.
  4. Старайтесь не читать, если в помещении темно.
  5. Избегайте чтения или просмотра телевизора в положении лежа.
  6. Правильно составляйте свой рацион питания. Включите в него овощи (капусту, шпинат, брокколи, кукурузу, морковь), фрукты и ягоды (чернику, черную смородину).
  7. Гигиена зрения подразумевает под собой правильно организованное рабочее место (мебель, освещение).
  8. При усталости глаз делайте компрессы или примочки из отвара целебных трав.
  9. При наличии заболеваний, чтобы заставить глазные мышцы работать, время от времени старайтесь обходиться без очков.

Гигиена зрения, равно как и слуха, - это важные правила, соблюдение которых позволит предотвратить возникновение болезней.

Гигиена слуха: правила

Окружающий мир наполняет жизнь человека большим количеством всевозможных звуков, которые мы воспринимаем. Звуки и шумы, помимо полезной информативной направленности, могут привносить в нашу жизнь некоторый дискомфорт. В результате их негативное влияние может привести к снижению слуха, а также к различным заболеваниям уха. Поэтому гигиена зрения и слуха должна соблюдаться неукоснительно:

  • нужно тщательно следить за чистотой ушных раковин;
  • избегать мест с повышенной концентрацией шумов;
  • при возникновении воспалительных заболеваний ушей незамедлительно обращаться за медицинской помощью;
  • не рекомендуется засовывать в слуховой проход острые предметы;
  • своевременно лечить заболевания носоглотки.

Факторы ухода за органами зрения и слуха включают в себя поддержание функциональных особенностей зрительного и слухового восприятия.

Гигиена (как повседневная, так и профилактическая) зрения и слуха - это важная часть адаптации человека к условиям окружающей среды.

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый,про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цели:

Осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

Формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные : обладать определенными эко-логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие : развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об-щества.

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

Установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу-чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урока - традиционная

Технология- проблемного обучения

Изучение нового материала

Физиологические особенности органов чувств, их гигиена и профилактика заболеваний

ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ

Орган равновесия и пространственного чувства — вестибу-лярный аппарат — природа поместила в толщу височной кости и заключила во внутреннее ухо человека.

Он состоит из двух частей: преддверия (отсюда; собственно, и название аппарата — вестибюлем, что в переводе с латинско-го означает преддверие) и сообщающихся с ним трех полукруж-ных каналов (/, 2).

Поверхность внутренней стенки преддверия делится неболь-шим костным гребнем на два - сферическое и эллиптическое углубления. И в каждом углублении.располагается соответствен-но соединительнотканный мешочек (4). Оба мешочка заполнены особой жидкостью — эндо лимфой, они сообщаются между со-бой через эндолимфатический проток (5).

На стенках мешочков имеются небольшие возвышения — чув-ствительные пятна (6). Пятно сферического мешочка при обыч-ном. положении головы располагается горизонтально, а пятно эллиптического мешочка — вертикально. Эти пятна представляют собой отолитовый аппарат (7). Состоит он из поддержи-вающих^#) и волосковых"(Р) чувствительных клеток* над которыми лежит отолитовая мембрана (10).

Мембрана — это желеобразная масса, в которую вкрапле-ны микроскопические шестигранные кристаллы — отолиты (11). Они состоят в основном из органических соединений кальция типа кальцита, гипса, арагонита, но в них может содержаться магний, натрий и некоторые другие вещества. Отолитовая мемб-рана закреплена относительно подвижно, и благодаря тому, что между ней и волосковыми клетками имеется узкое пространство, она свободно скользит над поверхностью волосков.

Полукружные каналы имеют вид тонких (диаметром около 2 мм) дугообразно изогнутых трубочек, сообщающихся с преддверием.

Полукружные каналы расположены в трех взаимно перпенди-кулярных плоскостях. Один -боковой (12) — лежит горизонталь-но, другой — передний (13) — ориентирован справа налево в вертикальной плоскости, а третий, задний канал тоже занима-ет вертикальное положение, но ориентирован спереди назад.

Вестибулярный центр связан нервами с различными структу-рами подкорки и коры головного мозга. Но, пожалуй, самые тесные связи у него с двигательными, а также зрительными центрами го-ловного мозга. Выключение зрения ведет к неустойчивости равнове-сия, потере ориентации в пространстве. Если в силу обстоятельств страдает функция вестибулярного аппарата, зрительная функция в определённой степени ее восполняет.